Резолютивная часть решения оглашена "1" июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "7" июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Светлова И.А. - руководитель Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Кодерле И.В. - Врио начальника отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России;
- Иванкова Н.А - ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,
рассмотрев дело N 21-05/34 - 15 А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного на основании приказа Камчатского УФАС России от 18 июня 2015 года N 122-П о возбуждении дела и утверждении состава Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения Комитетом по управлению имуществом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Муниципальным казенным учреждением "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в нарушении процедуры торгов и заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Петропавловск - Камчатского городского округа,
в отсутствие:
- представителя Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" (извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела);
в присутствии представителя заявителя Контрольно-счетная палата Петропавловск - Камчатского городского округа
в присутствии представителя Комитета по управлению имуществом
Администрации Петропавловск - Камчатского городского округаамчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (Краевое государственное бюджетное
в присутствии представителя Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступило обращение Контрольно-счетной палаты Петропавловск - Камчатского городского округа (вх. N 1661 от 28.04.2015 года). Контрольно-счетная палата Петропавловск - Камчатского городского округа сообщила, что в ходе проведения контрольного мероприятия "Проверка полноты поступления в бюджет доходов, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории Петропавловск - Камчатского городского округа" Контрольно-счетной палатой Петропавловск - Камчатского городского рассмотрены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа и Муниципальным казенным учреждением "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" в 2013 и 2014 годах, а также договоры, заключенные ранее, но срок действия которых распространялся на период 2013 - 2014 годов. В результате рассмотрения данных договоров Контрольно-счетной палатой Петропавловск - Камчатского городского округа выявлено:
- в нарушение пункта 5.7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года "О рекламе" N 38 - ФЗ, п. 2.9 Решения от 27.06.2012 N 510-нд аукцион, проводимый Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа 20.08.2014 года на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Петропавловск - Камчатского городского округа по лотам N 2, 3 признан состоявшимся, хотя к участию допущен один участник (ИП Таранец В. А.); - в нарушение части 1 статьи 447 ГК РФ договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 01.02.2013 N 1/13 - РК, N 2/13 - РК заключены не с победителем аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, проводимого Муниципальным казенным учреждением "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" 22.01.2013 года по лотам N 1, 2 физическим лицом Абраменко А. В., а с лицом, фактически не участвовавшим в торгах - ООО "Великий почин";
- в нарушение части 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 года N 38 - ФЗ договор о 22.06.2011 N 9/11 заключен между Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего
предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа и еще двумя собственниками имущества и ООО "Сварог" без проведения аукциона, чем создается необоснованное преимущество по отношению к другим субъектам, ограничивая, тем самым, их права на установку и размещение рекламных конструкций, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" N 135 - ФЗ.
Также Контрольно-счетная палата Петропавловск - Камчатского городского округа сообщила, что с аналогичным нарушением заключены договоры между Комитетом по управлению имуществом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа и ООО "Тройка Плюс" от 07.08.2008 N 93-рк, N 95-рк, N 96 - рк, N 97 - рк, N 99 - рк, N 100 - рк, N 103 - рк, N 108- рк, N 109 - рк, N 112 - рк, N 113 - рк, договор с ООО "Ракурс" от 04.08.2008 N 82 - рк от 04.08.2008. В нарушение части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года "О рекламе" рекламные конструкции продолжают эксплуатироваться рекламораспространителями после окончания срока действия разрешения (в частности в ходе визуального осмотра территории городского округа сотрудниками Контрольно-счетной палаты Петропавловск - камчатского городского округа выявлено 45 мест) эксплуатации рекламных конструкций срок разрешения на которые истек.
Камчатским УФАС Росси на основании приказа от 18 июня 2015 года N 122-П было возбуждено в отношении Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" дело N 21-05/34-15 А по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Определением от 18 июня 2015 года дело N 21-05/34 - 15 А было назначено на рассмотрение на 1 июля 2015 года.
Лица, участвующие в деле направили в Камчатское УФАС России пояснения по существу рассматриваемого дела N 21-05/34-15А.
Муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" сообщило (вх. N 2531 от 29.06.2015 года), что заключение договоров в 2013 году на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с Законодательством Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 июня 2012 г., N510-нд "О регулировании отношений, связанных с размещением рекламных конструкций на территории Петропавловск-Камчатского городского округа").Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. По существу определения о назначении дела в отношении МКУ "УДХ" сообщаю, 01 февраля 2013 Муниципальное казенное учреждение "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" заключило Договор N1/13-РК и Договор N2/13-РК на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа с Обществом с ограниченной ответственностью "ВЕЛИКИЙ ПОЧИН" (ООО "ВЕЛИКИЙ ПОЧИН"), в лице генерального директора Абраменко Андрея Витальевича после получения от победителя аукциона платежного документа подтверждающего оплату указанного права.
Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа сообщило (вх. N 2868 от 30.06.2015 года), по вопросу заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.08.2014 N 8/14-РК. Порядок проведения аукционов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции установлен Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.06.2012 N 510-нд "О порядке регулирования отношений, связанных с размещением рекламных конструкций на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Решение N 510-нд). В соответствии с пунктом 2.9 Решения N 510-нд, в случае если к участию в аукционе допущен один участник договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона. Таким образом, в соответствии с Решением N 510-нд Управлением заключен договор N 8/14-РК с индивидуальным предпринимателем Таранцом В.А., как с единственным участником аукциона по лоту N 2.Факт участия в аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 20.08.2014 года по лоту N 2 единственного участника ИП Таранца В.А. подтверждается журналом приема заявок на проведение аукциона. При составлении протокола N 02 от 20.08.2014 о результатах проведения аукциона была допущена техническая ошибка.
По вопросу заключения договоров от 2008 года N 93-РК, N 95-РК, N 96-РК, N 97-РК, N 99-РК, N100-РК,N103-РК, N Ю8-РК, N Ю9-РК, N112-РК, N 113-РК, N 82-РК сообщаем следующее. Управление создано на основании Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 664-р "Об учреждении Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении положения о нем" и является юридическим лицом с 2010 года (свидетельство о государственной регистрации юридического лица прилагается). Указанные договоры заключены между Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью "Тройка плюс" до создания Управления. Управлением аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не проводился, таким образом, Управление не располагает информацией о проведение аукционов по указанным договорам. Представить правовое обоснование заключения данных договоров по указанным выше обстоятельствам не представляется возможным.
Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа сообщил (вх. N 2006 от 25.05.2015 года) Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.03.2010 N 723 "О некоторых мерах по обеспечению деятельности Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа" установлено, что Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа является уполномоченным лицом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в порядке универсального правопреемства, по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа ранее заключенных с Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа. Вся документация, связанная с реализацией полномочий Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее -Управление), была передана в Управление во исполнение Постановления администрации от 17.03.2010 N 723.
Комиссией Камчатского УФАС России установлено, что в соответствии с Постановлением Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 17.03.2010 года N 723 "О некоторых мерах по обеспечению деятельности Комитета по Управлению имуществом Петропавловск - Камчатского городского и Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск - Камчатского городского округа" в целях обеспечения реализации Положения о размещении рекламных конструкций в Петропавловск - Камчатском городском округе от 22.05.2008 года N 46-нд (изм. в ред. от 02.03.2010 года N 226-нд) и решения Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 664-р "Об учреждении Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск - Камчатского городского округа и утверждения положения о нем" установлено, что Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск - Камчатского городского округа является уполномоченным лицом администрации Петропавловск - Камчатского городского, в порядке универсального правопреемства, по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Петропавловск - Камчатского городского округа ранее заключенным с Комитетом по управлению имуществом Петропавловск - Камчатского городского округа.
Договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций были переданы Комитетом по управлению имуществом Петропавловск - Камчатского городского округа в соответствии с актом приема - передачи от 4 мая 2010 года Управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск - Камчатского городского округа.
Рассмотрев заявление Контрольно-счетной палаты Петропавловск - Камчатского городского округа, возражения лиц участвующих в деле, проанализировав представленные документы и нормативные правовые акты, Комиссия Камчатского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38 - ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ).
В соответствии с частью 5.7. статьи 19 Федерального закона "О рекламе" в случае, если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается не состоявшимся и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона или конкурса.
В соответствии с частью 9.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа (часть 9.2 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 264-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с пунктом 8 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: создание дискриминационных условий.
Таким образом, Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа (ОГРН 1104101000266, ИНН 4101135562, КПП 410101001 ул. Ленинская, д. 14, г. Петропавловск - Камчатский) при проведении аукциона 20.08.2014 года на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Петропавловск - Камчатского городского округа, а также при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Петропавловска - Камчатского городского округа N 8/14 - РК от 25 августа 2014 года, N 9/11 от 22 июня 2011 года были нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года "О защите конкуренции", выразившееся в проведении аукциона 20.08.2014 года где по лотам N 2, 3 был допущен один участник и аукцион был признан состоявшимся в нарушение части 5.7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", а также заключении договора от 22.06.2011 N 9/11 между ООО "Сварог" и Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа без проведения торгов, чем создается необоснованное преимущество по отношению к другим субъектам, ограничивая, тем самым, их права на установку и размещение рекламных конструкций, то есть создаются дискриминационные условия.
Муниципальным казенным учреждением "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" (ОГРН 1114101001057, ИНН 4101143436, КПП 410101001 проспект Карла Маркса д. 1, г. Петропавловск - Камчатский) при проведении аукциона от 15 января 2013 года на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Петропавловск - Камчатского городского округа, а также при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Петропавловска - Камчатского городского округа N 1/13 - РК от 1 февраля 2013 года, N 2/13 - РК от 1 февраля 2013 года были нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года "О защите конкуренции", выразившееся в заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не с победителем аукциона 22.01.2013 года по лотам N 1, 2 физическим лицом Абраменко А. В., а с лицом, не участвовавшим в торгах - ООО "Великий почин" тем самым были совершены действия, создавшие дискриминационные условия.
по управлению имуществом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа (ОГРН 1024101028291, ИНН 4101027609, КПП 410101001 ул. Ленинская, д. 12, г. Петропавловск - Камчатский) при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Петропавловска - Камчатского городского округа, а именно договор N 93-рк от 25.06.2008 года, договор N 95-рк от 25.06.2008 года, договор N 96 - рк от 25.06.2008 года, договор N 97 - рк от 25.06.2008 года, договор N 99 - рк от 25.06.2008 года, договор N 100 - рк от 25.06.2008 года, договор N 103 - рк от 25.06.2008 года, договор N 108- рк от 07.08.2008 года, договор N 109 - рк от 20.06.2008 года, договор N 112 - рк от 20.06.2008 года, договор N 113 - рк от 20.06.2008 года, договор N 82 - рк от 04.08.2008 были нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" выразившееся в предоставлении возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций хозяйствующему субъекту без проведения установленных Законом процедуры торгов, что создает необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых субъекты заключившие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций поставлены в неравные, более выгодные условия, на товарном рынке, нежели другие хозяйствующие субъекты. При этом остальные участники рынка поставлены в неравные, менее выгодные, условия, то есть дискриминационные условия.
Тем самым, вышеуказанные действия ответчиков необоснованно препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам и ограничивают их доступ на рынок размещения наружной рекламы.
Действия ответчиков влекут за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создание дискриминационных условий, что, безусловно, в силу прямого указания законодателя, создает возможность наступления последствий в виде ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного Комиссия Камчатского УФАС России приходит к выводу, что Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" нарушили требования пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
РЕШИЛА
1. Признать в действиях Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа, Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа" факт нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать предписание об устранении нарушений пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
- Управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа;
Муниципальному казенному учреждению "Управление дорожного хозяйства Петропавловск - Камчатского городского округа".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 1 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.07.2015