Резолютивная часть решения оглашена 03.09.2015
В полном объеме решение изготовлено 11.09.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель |
зам. руководителя управления - начальник отдела И.И.Спиридонов, |
члены |
- начальник отдела М.С. Степанова; помощник руководителя А.В.Федорова; |
рассмотрев дело N12401 /04-2015 по признакам нарушения Администрацией МО "Инзенский район" (433030, Ульяновская область, г. Инза, ул. Заводская, 2) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее - Закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
25.06.2015 в Ульяновское УФАС России из Прокуратуры Инзенского района поступило обращение ИП Бухтуева Э.В. на действия Администрации МО "Инзенский район" при проведении конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальной транспортной сети.
В заявлении указано, что ИП Бухтуев Э.В. осуществлял перевозки по маршруту N12 ("Оськино-Инза-ЦРБ") с 2005 года. Открытие маршрута было осуществлено ИП Бухтуевым Э.В. Однако в 2015 году указанный маршрут был выставлен на конкурс, что, с точки зрения заявителя является незаконным.
Представитель администрации МО "Инзенский район" наличие нарушения статьи 17 Закона "О защите конкуренции" в действиях администрации не признал, поддержал представленные письменные пояснения. Указал, что постановлением администрации МО "Инзенский район" от 08.09.2010 N579 утверждено Положение о конкурсе на право выполнения пассажирских коммерческих перевозок по установленным регулярным внутримуниципальным маршрутам Инзенского района (далее также - Положение о конкурсе). Пунктом 2.1. Правил организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях, пунктом 5.1 Положения утвержден исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в информационном сообщении о проведении конкурса. Требования данных пунктов не предусматривают обязательность опубликования сведений о количестве подвижного состава. Кроме того, из п.2 администрации МО "Инзенский район" от 22.04.2015 N469 следует, что конкурс проводится в порядке, предусмотренном Положением о конкурсе, которое содержит порядок оформления участи в конкурсе. Аналогичные пояснения представителем администрации были даны по вопросу о причинах неопубликования критериев оценки заявок участников конкурса. Соответственно конкурсная документация во взаимосвязи с указанным Положением о конкурсе содержит достаточную информацию о порядке оформления участия в конкурсе, а также критериях оценки заявок.. При этом постановлением от 08.09.2010 N579 и постановление от 22.04.2015 N469 были официально опубликованы. Указал, что постановлением о 22.04.2015 были внесены изменения в наименования маршрута N12 в целях приведения его в соответствие с наименованием маршрута, указанного в маршрутной сети. Пояснил, что договоры от 12.05.2005 закончили действие 12.05.2010, т.к. в них содержится условие о действии данных договоров в течение 5 лет с даты заключения. Соответственно, администрация имела основание для проведения конкурса на спорные маршруты N8, N12. Указал, что постановление от 08.09.2010 вступило в силу с момента его официального опубликования - 17.09.2010. Следовательно, данное постановление с указанной даты обязательно для исполнения на территории МО "Инзенский район". В разделе 5 данного положения установлены требования к информационному сообщению, которым не установлено требование об опубликовании его в печатных СМИ. Соответственно, является достаточным опубликование его на сайте администрации МО "Инзенский район".
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия решила признать Администрацию МО "Инзенский район" при организации и проведении конкурса на право выполнения регулярных пассажирских перевозок по городской и межмуниципальной сети Инзенского района на маршруты N8 "ЦРБ-Труслейка", N12 "Оськино-Инза-ЦРБ", что выразилось в:
- нарушении срока опубликования извещения о поведении конкурса на сайте администрации МО "Инзенский район";
- неопубликовании в извещении информации о порядке оформления участия в конкурсе, сроке заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по результатам конкурса, критериев, по которым будет осуществлено определение победителя;
-истребовании от претендентов, документов, не предусмотренных законодательством,
нарушившей требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции
При этом, комиссия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
12.05.2005 между Администрацией МО "Инзенский район" и ИП Бухтуевым Э.В. заключен договор на осуществление пассажирских маршрутных перевозок в Инзенском районе по маршрутам и расписаниям, утвержденным Главой муниципального образования. Маршрутное расписание утверждено для ИП Бухтуева Э.В. по маршруту N12.
12.05.2005 между Администрацией МО "Инзенский район" и ИП Крецу С.К. заключен договор на осуществление пассажирских маршрутных перевозок в Инзенском районе. Маршрутное расписание утверждено для ИП Крецу С.К. по маршруту N8.
Постановлением от 15.05.2013 N489 утверждена маршрутная сеть регулярных пассажирских перевозок муниципального образования "Инзенский район", согласно которой под N8 утвержден маршрут "ЦРБ-Центр-Труслейка" (протяженность 25 км), под N12 утвержден маршрут "Оськино-Инза-ЦРБ" (протяженность 19 км).
22.04.2015 издано постановление N469, согласно которому решено провести с 21.04.2015 по 21.05.2015 конкурс на право выполнения регулярных пассажирских перевозок по городской и межмуниципальной сети Инзенского района на маршруты N8 "ЦРБ-Труслейка", N12 "Панциревка-Инза-ЦРБ". Постановлено обеспечить проведение конкурса в соответствии с Положением о конкурсе, утвержденным постановлением от 08.09.2010 N579.
Указанное постановление опубликовано в газете "Вперед" 30.04.2015.
21.02.2014 в постановление от 08.09.2010 N579 внесены изменения, согласно которым п.5.3. Положения дополнен текстом:
"документы, подтверждающие систему предрейсового и послерейсового технического осмотра транспортных средств;
-копию договора об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
- документы, подтверждающие оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS".
Согласно конкурсной документации (п. 1.2) информация о конкурсе публикуется в печатном издании газета "Вперед" и на официальном Интернет-Сайте Администрации МО "Инзенский район".
Постановлением от 13.07.2015 N768 внесены изменения в постановление Администрации МО "Инзенский район", согласно которым в пункте 1 изменено название маршрута N12 на ""Оськино-Инза-ЦРБ" (опубликовано в газете "Вперед" 24.07.2015).
На участие в конкурсе поступило 4 заявки:
-на лот N1 - от ОАО "Инзенское АТП", ИП Крецу С.К.;
-на лот N2 - от ОАО "Инзенское АТП", ИП Бухтуева Э.В.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 21.05.2015 документы, представленные ОАО "Инзенское АТП" по обоим лотам, представлены в полном объеме, документы, представленные ИП Крецу С.К. представлены не полном объеме и оформлены "недолжным" образом (не заверены нотариально и не прошиты), документы в заявке ИП Бухтуева Э.В. представлены в полном объеме, но оформлены "недолжным образом (не прошиты).
Несмотря на недостатки конкурсных заявок ИП Крецу С.К. и ИП Бухутев Э.В. допущены к участию в конкурсе по соответствующим лотам.
Согласно Ведомости оценки документов ИП Бухтуева Э.В. по лоту N2 (приложение к Протоколу N1 от 21.05.2015) данным участником набрано 28 баллов.
Согласно Ведомости оценки документов ОАО "Инзенское АТП" по лоту N2 (приложение к Протоколу N1 от 21.05.2015) данным участником набрано 79 баллов.
Согласно Ведомости оценки документов ИП Крецу С.К. по лоту N1 (приложение к Протоколу N1 от 21.05.2015) данным участником набрано 54 балла.
Согласно Ведомости оценки документов ОАО "Инзенское АТП" по лоту N2 (приложение к Протоколу N1 от 21.05.2015) данным участником набрано 79 баллов.
Победителем по обоим лотам признано ОАО "Инзенское АТП", с которым заключен договор от 01.06.2015 N1/22 об организации регулярных пассажирских перевозок по установленным городским и пригородным (внутримуниципальным) автобусным маршрутам.
Порядок привлечения перевозчиков на маршруты в Инзенском районе Ульяновской области регулируется нормами Положения о конкурсе на право выполнения пассажирских коммерческих перевозок по установленным регулярным городским и внутримуниципальным маршрутам Инзенского района, утвержденном постановлением Администрации муниципального образования "Инзенский район" от 08.09.2010 N579. В соответствии с данным актом оно утверждено в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также Закон "Об общих принципах_"), пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Министерства транспорта от 31.12.1981 N200.
В соответствии со статьей 47 Закона "Об общих принципах_" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со статьей 10 Устава муниципального образования "Инзенский район" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласно статье 11 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете " Вперед".
Согласно Пункту 4 постановления от 08.09.2010 N579 оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Из представленной газеты "Вперед" от 17.09.2010 следует, что Положение о конкурсе на право выполнения пассажирских коммерческих перевозок по установленным регулярным городским и внутримуниципальным маршрутам Инзенского района, являющееся приложением 1 к постановлению, не опубликовано. В информационном сообщении указано, что с приложением к постановлению можно ознакомиться в администрации МО "Инзенский район".
Таким образом, Положение о конкурсе на право выполнения пассажирских коммерческих перевозок по установленным регулярным городским и внутримуниципальным маршрутам Инзенского района, утвержденном постановлением Администрации муниципального образования "Инзенский район" от 08.09.2010 N579, является не вступившим в силу, поскольку не опубликовано в газете "Вперед".
Поскольку установлено, что Администрация неправомочна была проводить конкурс в соответствии с постановлением, не вступившим в силу, анализ действий организатора конкурса осуществлен на соответствие требованиям ГК РФ, а также Закона Ульяновской области от 04.12.2007 N 209-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области" и Правил организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 27.06.2008 N291-П (далее также Правила организации перевозок).
Согласно части 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.
Согласно пункту 2.1 Правил организации перевозок информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано на официальном сайте уполномоченного органа по адресу: tek.ulgov.ru не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения конкурса.
Дата публикации извещения на сайте Администрации МО "Инзенский район" не указана, однако установлено, что постановление о проведении конкурса от 22.04.2015N469 вступило в силу и издано менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса (21.05.2015), соответственно, извещение о проведении конкурса, созданное после принятия решения о проведении конкурса в виде постановления, не могло быть опубликованным за 30 дней до проведения конкурса, что нарушает требование ГК РФ и Правила организации перевозок.
Согласно статье 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
Согласно пункту 2.1 Раздела 2 Правил организации перевозок информационное сообщение должно содержать следующие сведения:
время, место и форму проведения конкурса;
описание маршрутов, выставляемых на конкурс;
порядок оформления участия в конкурсе;
место и сроки приема заявок;
порядок определения победителя;
дату, место и порядок ознакомления и получения конкурсной документации;
срок заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по результатам конкурса.
Из анализа извещения, размещенного на сайте администрации МО "Инзенский район", следует, что порядок оформления участия в конкурсе, срок заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по результатам конкурса, не размещены.
Перечень документов, которые претендент должен представить для участия в конкурсе, определен Приложением 1 к КД. Из анализа конкурсной документации следует, что требования представления следующих документов не соответствуют требованиям Правил организации перевозок:
-приказа о приеме на работу (вступлении в должность) руководителя или протокол решения учредителей (акционеров об избрании на должность) - поскольку данный документ не входит в содержание "учредительные документы", определенное статьей 52 ГК РФ, а Правила организации перевозок не предоставляют права требовать данный документ от претендента;
- свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации - поскольку данный документ не входит в содержание "учредительные документы", определенное статьей 52 ГК РФ, а Правила организации перевозок не предоставляют права требовать данный документ от претендента;
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ - поскольку данный документ не входит в содержание "учредительные документы", определенное статьей 52 ГК РФ, а Правила организации перевозок не предоставляют права требовать данный документ от претендента;
- копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя и место его жительства на территории Российской Федерации (паспорт гражданина РФ - 2,3,4 и 5 страницы) - поскольку данный документ не входит в содержание "учредительные документы", определенное статьей 52 ГК РФ, а Правила организации перевозок не предоставляют права требовать данный документ от претендента;
- свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации - поскольку данный документ не входит в содержание "учредительные документы", определенное статьей 52 ГК РФ, а Правила организации перевозок не предоставляют права требовать данный документ от претендента;
- справку из УГАДН по Ульяновской области о количестве выданных лицензионных карточек по состоянию на 01.05.2015 - поскольку Правила организации перевозок не предоставляют права требовать данный документ от претендента;
-прочие документы - поскольку Правила организации перевозок не предоставляют права требовать не предусмотренные Правилами документы от претендента.
Согласно пункту 2.2. Раздела 2 Правил организации перевозок Конкурсная документация включает:
1) описание предмета договора на организацию пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок;
2) требования к организации перевозок по отдельным маршрутам регулярных перевозок;
3) существенные условия на организацию пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок;
5) иную информацию, необходимую участникам конкурса для разработки конкурсного предложения, предусмотренную правилами организации пассажирских перевозок.
Соответственно, в случае установления каких-либо критериев, по которым комиссия предполагает оценивать конкурсные предложения претендентов, необходимо их включение в конкурсную документацию.
Согласно разделу 9 КД критерии оценки заявок на участие в конкурсе определены в постановлении Администрации МО "Инзенский район" от 08.09.2010 N579 "О конкурсе на право выполнения пассажирских коммерческих перевозок по установленным регулярным городским и внутримуниципальным маршрутам Инзенского района". (В извещении о конкурсе критерии определения победителя также не перечислены).
Однако, как указано выше, данное постановление является не вступившим в силу, в связи с чем ознакомиться с критериями, по которым конкурсная комиссия предполагала оценивать претендентов, невозможно.
Установлено, что отраженные в ведомостях участников показатели, оцениваемые конкурсной комиссией, не соответствовали показателям, содержащимся в Правилах организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщениях, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 27.06.2008 N291-П.
Соответственно, определение победителя осуществлено комиссией в соответствие с критериями, которые не являются доступными либо общеизвестными, не содержатся ни в конкурсной документации, ни в действующих нормативных актах.
Указанные нарушения при проведении конкурса ограничивают круг потенциальных претендентов, поскольку не позволяют определить указанным лицам возможность и способность предоставления конкурентоспособной заявки на участие в конкурсе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции ",
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию МО "Инзенский район" при организации и проведении конкурса на право выполнения регулярных пассажирских перевозок по городской и межмуниципальной сети Инзенского района на маршруты N8 "ЦРБ-Труслейка", N12 "Оськино-Инза-ЦРБ", что выразилось в:
- нарушении срока опубликования извещения о поведении конкурса на сайте администрации МО "Инзенский район";
- неопубликовании в извещении информации о порядке оформления участия в конкурсе, сроке заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по результатам конкурса, критериев, по которым будет осуществлено определение победителя;
-истребовании от претендентов, документов, не предусмотренных законодательством,
нарушившей требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Обратиться в суд с исковым заявлением о признании конкурса на право выполнения регулярных пассажирских перевозок по городской и межмуниципальной сети Инзенского района на маршруты N8 "ЦРБ-Труслейка", N12 "Оськино-Инза-ЦРБ" и заключенного по его результатам договора от 01.06.2015 N1/22 об организации регулярных пассажирских перевозок по установленным городским и пригородным (внутримуниципальным) автобусным маршрутам недействительными.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ.
Председатель комиссии |
И.И.Спиридонов |
Члены комиссии |
М.С. Степанова
А.В.Федорова |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 3 сентября 2015 г. N 12401/04-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.09.2015