Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ИФ-Трейд" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ПАО "Аэрофлот" (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на техническое обслуживание, эксплуатация, текущий и аварийный ремонт систем приточно-вытяжной вентиляции, центрального кондиционирования, холодоснабжения, систем кондиционирования воздуха, топливных емкостей, топливопроводов, генераторов горячего воздуха "Вансон", в т.ч. централизованная поставка, заправка, утилизация и дозаправка автомобильным топливом топливных емкостей на объектах
ПАО "Аэрофлот" (реестровый N 31806125036, далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (Далее - Закон о Защите Конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Основанием для обращения Общества с жалобой в Московское УФАС России послужило размещение Заказчиком итогового протокола, в котором не была раскрыта информация относительно присвоенных баллов участникам
по каждому критерию оценки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Аэрофлот" (далее - Положение о закупках).
12.02.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Датой окончания подачи заявок определено 06.03.2018, датой рассмотрения заявок- 07.03.2018, датой подведения итогов - 28.03.2018.
Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупках, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки.
Критерии и порядок оценки заявок участников Закупки установлен
в части 6.7. Закупочной документации.
Оценка заявок участников Закупки производится по следующим критериям:
- "Стоимость услуг";
- "Качество предоставления медицинских услуг";
- "Условия проживания и организации питания";
- "Инфраструктура СКУ".
Пунктом 6.10. Закупочной документации установлено, что для оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений конкурсная комиссия привлекает экспертов и специалистов из подразделений заказчика, а также, не ограничиваясь этим, любых других лиц, которых сочтет необходимым.
В соответствии с пунктом 6.11. Закупочной документации при подведении итогов Закупки решение комиссии оформляется протоколом, в котором должны содержаться следующие сведения:
1. Объем закупаемых товаров, работ, услуг.
2. Цена закупаемых товаров, работ, услуг.
3. Сроки исполнения договора.
4. Поимённый состав присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии
5. Сведения о наименовании и месте нахождения (для юридического лица), о фамилии, имени, отчестве и месте жительства (для физического лица) участников закупки, заявки которых были рассмотрены;
6. Ранжирование заявок по степени предпочтительности;
7. Победитель запроса предложений.
Комиссия, изучив представленные на заседание документы, установила следующее.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки от 18.05.2018 N 265/2018 (далее - Протокол оценки и сопоставления заявок), на участие в упомянутой закупочной процедуре было подано 4 заявки.
При этом, согласно данному Протоколу оценки и сопоставления заявок, победителем было признано ООО "Технический центр Энергоспектр", набравшее по итогам оценки заявки 99,999 балла, в то время как ООО "ИФ-Трейд" было начислено 90,716 балла.
Не согласившись с определением победителем другого участника по Закупке, полагая свою заявку полностью соответствующей требованиям Закупочной документации, ООО "ИФ-Трейд" обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии Заказчик указал на отсутствие в действующем законодательстве о закупках требований, регламентирующих детальный порядок составления протоколов, фиксирующих результаты закупочных процедур, и сведений, подлежащих отражению в таком протоколе.
Вместе с тем, Заказчиком не учтено следующее.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Указанного правового подхода последовательно придерживаются арбитражные суды Московского округа, в частности по делам NN А40-43124/14, А40-43121/14, А40-108063/2016, А40-94008/2016, А40-93191/2017.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ).
Следует отметить, что Закупочная документация является исключительно актом локального характера, а потому ее положения подлежат применению лишь в той ее части, которая не противоречит требованиям закона, имеющего большую юридическую силу по отношению к нормоположениям закупочной документации.
В этой связи, вне зависимости от того, какие именно сведения подлежат указанию в итоговом протоколе по проведению закупочной процедуры в соответствии с пунктом 6.11. Закупочной документации, в указанном протоколе должны быть отражены абсолютно все сведения, касающиеся непосредственного определения организатором закупки победителя закупочной процедуры.
В то же время, оценивая содержание Протокола оценки и сопоставления заявок, следует отметить, что содержание этого протокола таких сведений не содержит и не позволяет сделать однозначный вывод о причинах присвоения участникам Закупки указанных в данном протоколе баллов.
Так, согласно пункту 6.10. Закупочной документации в рамках оценочной стадии Заказчик с привлечением для проведения закупки экспертов (экспертной группы), оценивает и сопоставляет заявки и присваивает им баллы, учитывая критерии согласно части 6.6. Закупочной документации.
В свою очередь, положениями упомянутой части Закупочной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок в рамках оспариваемого запроса предложений: стоимость, предложенная участником Закупки, наличие производственной базы, местоположение производственной базы по отношению к месту производства работ, наличие электролаборатории, наличие достаточного количества квалифицированных трудовых ресурсов, наличие опыта выполнения работ.
При этом следует также отметить, что предоставленное Заказчику право самостоятельно определять перечень подлежащих указанию в итоговом протоколе закупки сведений (пункт 6.10 Закупочной документации), а также право не раскрывать перед участниками закупки информацию о рассмотрении, разъяснениях, оценке и сопоставлении заявок не свидетельствует о соблюдении ПАО "Аэрофлот" требований действующего законодательства о закупках, поскольку в контексте ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 10 ГК РФ любое право оканчивается там, где начинается злоупотреблением им и, тем самым, нарушаются права и законные интересы иных лиц. В настоящем случае, как видно из представленных на заседание Комиссии материалов, действия Заказчика по формированию Протокола оценки и сопоставления заявок привели к нарушению права ООО "ИФ-Трейд" на получение объективной и достоверной информации о причинах его поражения в оспариваемой Закупке.
Оценивая в настоящем случае действия Заказчика по выбору перечня отраженных в Протоколе оценки и сопоставления заявок сведений, следует признать, что указанных сведений было явно недостаточно для соблюдения принципа информационной открытости закупки, а потому действия последнего представляют собой ничто иное, как злоупотребление правом, не допустимое действующим гражданским законодательством (ч. 1 статьи 10 ГК РФ).
Следует признать, что действия Заказчика в настоящем случае направлены на изыскание всевозможных способов ранжирования поданных заявок
с оставлением для самого себя возможности в любой момент изменить обоснование причин начисления баллов этой заявке (манипулировать отсутствием детального обоснования принятого решения о выборе победителя закупки). В то же время, действия Заказчика в указанной части не только нарушают принцип информационной открытости закупки, но и не соответствуют основополагающим принципам гражданского законодательства Российской Федерации, а именно принципу недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), а также принципу недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного, учитывая отсутствие в Протоколе оценки и сопоставления заявок, четкого и недвусмысленного обоснования принятого Закупочной комиссией решения о начислении баллов участникам, Комиссия усматривает в действиях ПАО "Аэрофлот" нарушения требований пункта 1
части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИФ-Трейд" (ОГРН: 1097746591766, ИНН: 7719732101) на действия ПАО "Аэрофлот" (ОГРН: 1027700092661, ИНН: 7712040126) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание
об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1016/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.06.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 05.06.2018 по делу N 1-00-1016/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО "Аэрофлот" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при апроса предложений на право заключения договора на техническое обслуживание, эксплуатация, текущий и аварийный ремонт систем приточно-вытяжной вентиляции, центрального кондиционирования, холодоснабжения, систем кондиционирования воздуха, топливных емкостей, топливопроводов, генераторов горячего воздуха "Вансон", в т.ч. централизованная поставка, заправка, утилизация и дозаправка автомобильным топливом топливных емкостей на объектах ПАО "Аэрофлот" (реестровый N 31806125036, далее - Закупка), а именно:
Заказчику разместить информацию об оценке заявок участников Закупки
с учетом решения Комиссии от 05.06.2018 по делу N 1-00-1016/77-18.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 20.07.2018.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.07.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июня 2018 г. N 1-00-1032/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.07.2018