Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Гудкевич Е.В.,
члены Комиссии: исполняющий обязанности заместителя начальника отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., специалист- эксперт Волкова Л.А.,
рассмотрев дело N 04-01/40-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце товаров, в присутствии Сулковского С.Н. в качестве представителя Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс офис" (далее- ООО "Экспресс офис"), индивидуального предпринимателя <...> (далее- ИП <А>), индивидуального предпринимателя <...> (далее- ИП <B>), привлеченных к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, (по доверенностям),
УСТАНОВИЛА:
Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 01 апреля 2018 года выявлено размещение рекламы следующего содержания: "Офисная мебель Экспресс Офис 4852 59-99-54 express-office.ru Экспресс Офис гипермаркет офисной мебели" на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московский проспект (между домами N 1 и N 3).
Дело возбуждено по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
Представитель ООО "Экспресс офис", ИП <A>, ИП <B> на заседании Комиссии пояснил, что рассматриваемая реклама была размещена ИП <A> в связи с существующими долговыми обязательствами между ООО "Экспресс офис" и ИП <A> Договор на размещение рекламы между ООО "Экспресс офис" и ИП <A> не заключался.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО "Экспресс офис", ИП <A>, ИП <B>, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация содержит сведения о товарах (офисная мебель), адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к данным товарам, формирование и поддержание интереса к ним, продвижение их на рынке. Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой.
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее- Правила), под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
В результате осмотра Интернет-сайта express-office.ru (акт осмотра Интернет-сайта от 18.04.2018 прилагается к материалам дела) установлено, что товары можно заказать на данном сайте (направить соответствующее сообщение продавцу в разделе "Оформить заказ"), а заказанный товар доставляется по указанному заказчиком адресу, либо его можно забрать самостоятельно. Следовательно, продажа товаров осуществляется дистанционным способом продажи. Кроме того, на указанном сайте представлена следующая информация: "Экспресс-офис- лидер отечественного рынка продаж офисной мебели через интернет".
На основании изложенного решение о совершении покупки и выборе конкретного товара из представленного ассортимента покупатель принимает до оформления заказа, его доставки и оплаты. Доставка, либо получение выбранного потребителем товара осуществляется согласно оформленному заказу.
До оформления заказа у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом.
На основании изложенного Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу о том, что порядок покупки товаров, представленных на указанном в рекламе сайте express-office.ru, отвечает всем признакам дистанционного способа продажи и, следовательно, к указанной рекламе применяются требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, в рассматриваемой рекламе при дистанционном способе продажи товаров отсутствует информация о продавце товаров (наименование, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), что не соответствует требованиям статьи 8 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 данного закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель- изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ПАО "ВымпелКом" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 8078 от 14.05.2018) сообщило, что указанный в рассматриваемой рекламе абонентский номер 4852 59-99-54 принадлежит ООО "Экспресс офис" на основании договора о предоставлении телекоммуникационных услуг N Е6875 от 14.03.2018.
ООО "Экспресс офис" представило письменные пояснения (вх. N 8876 от 04.06.2018) о том, что рассматриваемая реклама была размещена по заказу ИП <A> в соответствии с Договором N 495/18 от 01.02.2018, заключенным между ИП <A> и ИП <B>
ИП <A> представил письменные пояснения (вх. N 9887 от 27.06.2018) о том, что договор на размещение рекламы с ИП <B> был заключен по его собственной инициативе. Кроме того, ИП <A> представил Акты выполненных работ (N 170201 от 01.02.2018, N 170228 от 28.02.2018, N 170331 от 31.03.2018, N 170430 от 30.04.2018, N 170531 от 31.05.2018), а также Квитанции на приходные кассовые ордера (N 154 от 12.03.2018, N 169 от 03.04.2018, N 181 от 07.05.2018), подтверждающие размещение и оплату размещения рассматриваемой рекламы.
ИП <B> представила письменные пояснения (вх. N 9762 от 25.06.2018) о том, что рассматриваемая реклама была размещена на рекламной конструкции, принадлежащей ИП <B> на праве собственности, по заказу ИП <A> на основании Договора N 495/18 от 01.02.2018. Кроме того, ИП <B> представила приходные кассовые ордера (N 154 от 12.03.2018, N 169 от 03.04.2018, N 181 от 07.05.2018), а также Акты выполненных работ (N 170201 от 01.02.2018, N 170228 от 28.02.2018, N 170331 от 31.03.2018, N 170430 от 30.04.2018, N 170531 от 31.05.2018), что также подтверждает размещение и оплату размещения рассматриваемой рекламы.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <A>, рекламораспространителем является ИП <B>.
Следовательно, ИП <A> как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушил требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
ИП <B> как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушила требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушения требований статьи 8 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП <B> в представленных письменных пояснениях (вх. N 9762 от 25.06.2018) указала, что в настоящее время рекламная конструкция демонтирована, рассматриваемая реклама не размещается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Офисная мебель Экспресс Офис 4852 59-99-54 express-office.ru Экспресс Офис гипермаркет офисной мебели", размещенную на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московский проспект (между домами N 1 и N 3), поскольку в данном случае нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "02" июля 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии: ____________ С.Д. Солодяшкина
____________ Л.А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2018 г. N 04-01/40-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.07.2018