Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 июля 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4 в составе:
в присутствии от:
уполномоченного органа - администрации Ибресинского района Чувашской Республики - <_>,
в отсутствие от:
заказчика - администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на строительство водопроводной сети колодца КП-2 группового водопровода и д. М. Кукшум Ибресинского района Чувашской Республики (изв. N 0115300004418000039) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 22.06.2018 обратилось ООО "Перспектива" с жалобой на положения аукционной документации Заказчика - администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и Уполномоченного органа - администрации Ибресинского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на строительство водопроводной сети колодца КП-2 группового водопровода и д. М. Кукшум Ибресинского района Чувашской Республики (изв. N 0115300004418000039), (далее - Электронный аукцион).
В жалобе ООО "Перспектива" сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
- в аукционной документации необоснованно установлены дополнительные требования к участникам закупки определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);
- в аукционную документацию не включены виды и объемы работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", (далее - постановление N570).
На основании изложенного, заявитель просит провести проверку объявленной закупки и выдать Заказчику предписание по устранению нарушений.
Представитель Уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона не признал, указав, что аукционная документация сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, просил признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является администрация Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, уполномоченным органом - администрация Ибресинского района Чувашской Республики.
22.06.2018 в 17 час. 18 мин. уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115300004418000039 о проведении электронного аукциона на строительство водопроводной сети колодца КП-2 группового водопровода и д. М. Кукшум Ибресинского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 9 061 740,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
По доводу заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации необоснованно установлены дополнительные требования к участникам закупки определенные постановлением N 99, Комиссия установила следующее.
Пунктом 9 Раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. В приложении N 1 указаны дополнительные требования к участникам при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2 ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн.рублей - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Также в приложении N 1 указаны документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, навесы и другие подобные постройки).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка отнесена к коду ОКПД2 43.99.90.190, начальная (максимальная) цена контракта 9 061 740,00 рублей, соответственно, наличие опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением N 99 не требуется.
Следовательно, требование, установленное аукционной документацией необоснованное.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признает данный довод Заявителя обоснованным, а в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
По доводу заявителя о том, что в аукционную документацию не включены виды и объемы работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, в соответствии с постановлением N 570, Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
На основании части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего использования заказником, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", которым установлены конкретные виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения других лиц.
В силу того, что данное Постановление распространяется на такие работы как строительство и реконструкция объектов капитального строительства, а объектом данного аукциона является строительство водопроводной сети колодца КП-2 группового водопровода и д. М. Кукшум Ибресинского района Чувашской Республики, следовательно, требование Постановления об отсутствии видов и объемов по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам распространяется на данную закупку.
Учитывая изложенное, Комиссия признает данный довод Заявителя состоятельным, а в действиях Заказчика и Уполномоченного органа признает нарушение части 4 статьи 31, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной и приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на строительство водопроводной сети колодца КП-2 группового водопровода и д. М. Кукшум Ибресинского района Чувашской Республики (изв. N 0115300004418000039) обоснованной;
2. Признать заказчика - администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики нарушившим часть 6 статьи 31, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику - администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и аукционной комиссии уполномоченного органа - администрации Ибресинского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <_>
Примечание: решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Исх. 06-04/4439
От 02.07.2018
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Дело N 170-К-2018
02 июля 2018 года г. Чебоксары
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4 в составе:
председателя Комиссии:
на основании решения от 02.07.2018 о признании в действиях заказчика - администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики нарушений части 6 статьи 31, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на строительство водопроводной сети колодца КП-2 группового водопровода и д. М. Кукшум Ибресинского района Чувашской Республики (изв. N 0115300004418000039) и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и аукционной комиссии уполномоченного органа - администрации Ибресинского района Чувашской Республики в срок до 20 июля 2018 года устранить допущенное нарушение при проведении электронного аукциона на строительство водопроводной сети колодца КП-2 группового водопровода и д. М. Кукшум Ибресинского района Чувашской Республики (изв. N 0115300004418000039) путем совершения следующих действий:
- рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона без учета опыта исполнения контракта, на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных;
- внесения в проект контракта изменений, предусмотренных мотивировочной частью решения, при его направлении победителю электронного аукциона
Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" обеспечить Заказчику - администрации Ширтанского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и аукционной комиссии уполномоченного органа - администрации Ибресинского района Чувашской Республики возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 23 июля 2018 года.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 27 июня 2018 г. N 170-К-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.07.2018