Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: <_> |
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; |
|
Члены Комиссии: |
|
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, |
в присутствии представителей:
от Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска: <_> - начальник отдела городского дизайна (доверенность N23/3441исх от 27.06.2018);
от заявителя - ООО "Максимум": <_> - директор Общества (решение N1 единственного учредителя (участника) от 01.06.2016, паспорт); <_> - представитель по доверенности (доверенность Nб/н от 28.06.2018, паспорт),
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу ООО "Максимум" на действия организатора конкурса - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска при проведении конкурса открытого по составу участников на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (извещение N б/н размещено на сайте https://www.smoladmin.ru),
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе ООО "Максимум" (далее - также Общество, Заявитель) указало, что организатором конкурса установлен критерий оценки заявок "Квалификация участника конкурса" (стаж работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя на территории города Смоленска), который приводит к ограничению количества участников закупки, носит дискриминационный характер в отношении рекламораспространителей ведущих свою деятельность на территории Российской Федерации, но не в городе Смоленске и создает преимущественные условия участия в торгах ряда хозяйствующих субъектов и не позволяет Обществу принять участие в проводимом конкурсе.
В этой связи, Заявитель просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и указал, что критерий оценки заявок участников конкурса "Квалификация участника конкурса (стаж работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя на территории города Смоленска)" был установлен с целью:
- сохранения налоговых поступлений в бюджет города Смоленска, т. к. организации, не зарегистрированные на территории города Смоленска, налоги от данной деятельности будут перечислять в бюджет другого города (по месту регистрации);
- определения наиболее профессиональной (опытной) организации в части размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на территории города Смоленска.
В связи с чем, Ответчик просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Максимум" по существу Комиссией установлено следующее.
09.06.2018 на сайте https://www.smoladmin.ru опубликовано извещение N б/н о проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Данный конкурс проводится в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Смоленска, утвержденных решением 53 сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 30.09.2013 N949.
Согласно ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации (прим. Гражданский кодекс РФ).
Частями 1, 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ определено, что:
- аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели;
- если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
При проведении конкурентных процедур должны соблюдаться требования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), которая определяет, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно извещению, предметом проводимого конкурса является право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Осуществление данного вида деятельности, в силу требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию не подлежит.
В этой связи участником конкурса может быть любое лицо.
Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что в соответствии с п. 9.1 ч. 9 "Оценка и сопоставление конкурсных предложений" конкурсной документации в целях определения победителя конкурса конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет представленные заявки и предложения по 100 бальной системе в соответствии по следующими критериями:
N |
Наименование критерия за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций |
Наименование критерия |
Баллы (максимальное значение) Рmax |
1. |
Сумма платежа за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций |
Критерий 1 |
50 |
2. |
Количество дней, предоставляемых для размещения социальной рекламы на одной стороне рекламной конструкции (изготовление и монтаж плакатов за счет победителя) |
Критерий 2 |
25 |
3. |
Квалификация участника конкурса (стаж работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя на территории города Смоленска) |
Критерий 3 |
25 |
Суммарный балл |
100 |
Пунктом 9.6 ч. 9 конкурсной документации определено, что оценка предложения участников конкурса по критерию "Квалификация участника конкурса (стаж работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя на территории города Смоленска)". При оценке критерия учитывается количество полных лет работы в качестве рекламораспространителя наружной рекламы на отдельно стоящих рекламных конструкциях, размещенных на территории города Смоленска. Каждый год работы должен быть подтверждён разрешениями на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданных Администрацией города Смоленска.
Полученному значению критерия присваивается оценка в баллах согласно таблице:
Количество лет |
Количество баллов |
0 лет |
0 баллов |
от 1 года до 5 лет включительно |
5 баллов |
от 6 лет до 8 лет включительно |
10 баллов |
от 9 лет до 12 лет включительно |
15 баллов |
от 13 лет до 18 лет включительно |
20 баллов |
от 19 лет и более |
25 баллов |
Из изложенного следует, что присваивание баллов при оценке критерия "Квалификация участника конкурса" будет производиться в зависимости от стажа работы участника конкурса на территории города Смоленска в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя.
При этом участники конкурса (рекламораспространители), которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, но не в городе Смоленске, не смогут получить баллы за имеющийся опыт работы в других регионах (включая Смоленскую область) и будут находиться в неравном положении с участниками конкурса (рекламораспространителями) осуществляющих свою деятельность в сфере наружной рекламы на территории города Смоленска.
Кроме того, данное положение конкурсной документации не позволило ООО "Максимум", имеющего опыт работы рекламораспространителя на территории Смоленской области (но не в г. Смоленск), подать заявку и принять участие в проводимом конкурсе.
Довод Ответчика о том, что данное требование было указано с целью сохранения налоговых поступлений в бюджет города Смоленска, т. к. организации, не зарегистрированные на территории города Смоленска, налоги от данной деятельности будут перечислять в бюджет другого города (по месту регистрации) признан Комиссией несостоятельным, ввиду того, что в открытом конкурсе могут принять участие и получить баллы по критерию "Квалификация участника конкурса" также организации - рекламораспространители, зарегистрированные не на территории города Смоленска, но ранее осуществлявшие свою деятельность по размещению отдельно стоящих рекламных конструкций в городе Смоленске, которые в случае победы в торгах, не будут перечислять налоги в бюджет города Смоленска.
Кроме того, установление данного требования не предусмотрено действующим законодательством.
Относительно единственного показателя "стаж работы в сфере наружной рекламы в качестве рекламораспространителя на территории города Смоленска", критерия "Квалификация участника конкурса" организатором конкурса не представлено обоснование правомерности установления опыта размещения отдельно стоящих рекламных конструкций именно на территории города Смоленска, без учета такого опыта размещения рекламных конструкций в других местах, что в свою очередь создает необоснованные преимущества для определенной категории участников торгов.
В связи с изложенным Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, при проведении рассматриваемых торгов организатором конкурса были нарушены требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Соответствующие доводы Заявителя нашли своё подтверждение.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Смоленского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Максимум" на действия организатора конкурса - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска при проведении конкурса открытого по составу участников на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (извещение N б/н размещено на сайте https://www.smoladmin.ru), обоснованной.
2. Признать в действиях организатора конкурса - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать организатору конкурса предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 3 июля 2018 г. N 51/18-18.1/Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.07.2018