Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
в присутствии представителя АО "Концерн Росэнергоатом" <...> (по доверенности от 04.10.2017 N 9/408/2017-ДОВ),
в отсутствие: ООО "ПРОЕКТ АНТАРЕС", АО "Центр развития экономики" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 21.06.2018 N ИГ/29607),
рассмотрев жалобу ООО "ПРОЕКТ АНТАРЕС" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - АО "Концерн Росэнергоатом" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора по теме "Смоленская АЭС. Модернизация. Замена разрядников и выработавших ресурс ограничителей перенапряжений 330/500/750 кВ на современные. Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ" (реестровый N 31806488913) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в направлении запроса о предоставлении лицензии, отсутствующей в заявке. При этом Заявитель оспаривает требование о наличии данной лицензии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
17.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) размещены извещение N 31806488913 и документация о проведении открытого конкурса (далее соответственно Извещение и Документация).
Заявителю был направлен запрос на основании решений, принятых на заседании ЗК 04.06.2018, протокол N 991681-5, а именно о предоставлении: отсутствующих документов "представить лицензию, выданную ОО "ПРОЕКТ АНТАРЕС" Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию блоков атомных станций (АС) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации при ремонте, модернизации и эксплуатации вместе с условиями действия лицензии на разрешенные виды работ: монтаж электротехнического оборудования".
Заказчик с доводом жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Направление запроса обусловлено тем. что в пункте 2.1 Технического задания указано о принадлежности объекта к объектам использования атомной энергии. Требование о наличии лицензии на эксплуатацию ЯУ (блока АС) в части оказания услуг установлено на основании статьи 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии), а так же на основании требования 1.2.5 УДП на эксплуатацию энергоблока: "Привлекать для выполнения работ при эксплуатации энергоблока Смоленской АЭС предприятия и организации, имеющие лицензии Ростехнадзора или Госатомнадзора России на соответствующие виды деятельности. полученные в установленном порядке".
По мнению заявителя Заказчик необоснованно требует, чтобы у победителя закупки была лицензия на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, в то время как пунктом 16 Извещения о закупке предусмотрена возможность привлекать субподрядчико/соисполнителей. Как следует из приложенного к заявке ООО "ПРОЕКТ АНТАРЕС" плана распределения видов и объемов работ между участниками закупки и субподрядчиками, для выполнения работ участником привлекается субподрядчик/соисполнитель для выполнения строительно-монтажных работ в объеме 69,27% от общей стоимости работ. У субподрядчика имеется лицензия, дающая право на эксплуатацию ядерной установки (в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации). Таким образом, заявитель полагает, что не обязан сам обладать лицензией на осуществление деятельности в области использования атомной энергии
Данный довод заявителя является необоснованным в силу нижеследующего.
Согласно статье 26 Закона об использовании атомной энергии под лицензией на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ.
Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.
Таким образом, Закон об использовании атомной энергии устанавливает обязанность иметь лицензию не только организации, выполняющей работы и (или) предоставляющей услуги в области использования атомной энергии, но и эксплуатирующей организации.
Заявитель в настоящем случае будет выступать как эксплуатирующая организация, а ее субподрядчик, как организация, выполняющая работы в области использования атомной энергии.
Кроме того, отдел инспекций Ростехнадзора по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на Смоленской АЭС (ОИ ЯРБ), осуществляя функцию надзора за выполнением ФНП в области использования атомной энергии и установленными УДП, контролирует выполнение данного требования перед началом выполнения работ на основании поданных сведений об организациях, выполняющих работы по договорам, и наличию у этих организаций лицензий. При этом ОИ ЯРБ не разделяет организации, заключившие договор, и их субподрядчиков. Требования наличия лицензии предъявляются как организации, выполняющей работы по договору, так к субподрядчикам (в случае выполнения ими лицензируемых видов работ) на основании того, что конечную ответственность за полноту, качество и безопасность проведения работ несет как организация заключившая договор, так и непосредственный исполнитель. При выявлении инспектором Ростехнадзора намерения выполнять на действующем блоке АЭС лицензируемых видов работ организацией, заключившей договор и не имеющей лицензии. разрешение на выполнение данных работ не выдается (или работы прекращаются по предписанию, если были начаты). Таким образом, выполнить работы организацией, заключившей договор и не имеющей лицензии, не представляется возможным.
Довод заявителя о нарушении Заказчиком части 5 статьи 3 Закона о закупках со ссылкой на пункт 14 Обзора судебной практики не обоснован, так как применим к ситуации, когда участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), то есть если несколько лиц подают заявку как "коллективный участник" в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона закупках, а не как один участник, который в последующем будет отдавать часть работ на субподряд.
18.06.2018 Заказчиком принято решение отказаться от проведения закупки на тему "Смоленская АЭС. Модернизация. Замена разрядников и выработавших ресурс ограничителей перенапряжения 330/500/750кВ на современные. Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ" в соответствии с пунктом 6) части 4 статьи 6.2.2) ЕОСЗ "изменение потребности в продукции", в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика, а именно: изменение требований к продукции в части влияния на безопасность.
Извещение об отказе от проведения закупки опубликовано в ЕИС. В связи с отказом от проведения процедуры закупки договор по результатам закупки заключен не будет, условия документации, будут пересмотрены и, следовательно, Закупка будет проведена повторно.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПРОЕКТ АНТАРЕС" (ИНН: 7725372577, ОГРН: 1177746460847) на действия АО "Концерн Росэнергоатом" (ИНН: 7721632827, ОГРН: 5087746119951) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 21.06.2018 NИГ/29607.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июня 2018 г. N 1-00-1154/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.07.2018