Резолютивная часть оглашена 27.06.2018
В полном объеме изготовлено 29.06.2018 Великий Новгород
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области Пашкова Галина Николаевна, рассмотрев протокол и материалы дела N 14-а/18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица акционерного общества "Новгородоблэлектро" (далее - АО "Новгородоблэлектро" Общество) (ул. Кооперативная, д. 8, Великий Новгород, 173003, ИНН 5321037717; КПП 532150001; ОГРН 1025300780262), по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
В Новгородское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление Старунской Натальи Викторовны (далее - заявитель). В заявлении указано, что Старунской Н.В. была подана в АО "Новгородобэлектро" заявка в целях технологического присоединения энергопринимающего устройства с максимальной мощностью 8 кВт, уровнем напряжения 380В, находящегося в гаражном комплексе, расположенном по адресу: г. Великий Новгород, пр. А. Корсунова, ГСК 2-й комплекс, гараж N285.
Гараж принадлежит на праве собственности Старунской Н.В (собственность, рег. N53-53/001-53/223/001/2016-18973/2,N53-53/001-53/001/2016-18972/2 от 28.10.2016).
В результате рассмотрения заявки N10 от 17.01.2018 Старунской Н.В. в технологическом присоединении ее энергопринимающего устройства АО "Новгородобэлектро" было отказано в связи с тем, что на территории гаражного комплекса, расположенного по адресу: Великий Новгород, пр. А. Корсунова, ГСК 2-й комплекс, ряд N46 технологически присоединен к сетям АО "Новгородоблэлектро" согласно Акта об осуществлении технологического присоединения N14571 от 10.07.2017 года по заявке действующих в интересах ряда N46 Ильиной М.В., Тихоновской Е.В.
Гараж N285 также находиться в составе ряда N46 и, по мнению АО "Новгородоблэлектро", уже присоединен к электрическим сетям.
На запрос Управления АО "Новгородоблэлектро" письмом от 29.03.2018 N 8/472 сообщило, что гараж N285 с кадастровым номером 53:23:8123202:366, расположенный по адресу: г.Великий Новгород, пр. А. Корсунова, является в настоящее время технологически присоединенным к сетям АО "Новгородоблэлектро", что подтверждается актом осмотра, фотографиями и техническим паспортом гаража.
Также АО "Новгородоблэлектро" ссылается на часть 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" которой установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
На запрос Управления ООО "ТНС энерго Великий Новгород" письмом от 28.04.2018 N 01-06/1915 сообщило, что договор энергоснабжения между ООО "ТНС энерго Великий Новгород" и собственником гаража N 285 отсутствует.
В ответ на запрос Управления N1575/02 от 20.04.2018 Старунская Н.В. сообщила, что принадлежащий на праве собственности гараж N285 с кадастровым номером 53:23:8123202:366 , расположенный по адресу: г.Великий Новгород, пр.А.Корсунова, ГСК 2-й комплекс, к энергопринимающим устройствам не подключен. В связи с отсутствием электричества в вышеуказанном гараже, потребление электричества не осуществляется, следовательно, оплата не производиться.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 8 (1) Правил если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Объекты электросетевого хозяйства АО "Новгородоблэлектро" находятся на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя.
Для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заявитель в соответствии с Правилами направил заявку в АО "Новгородоблэлектро".
Заявка N10 от 17.01.2018 г. Старунской Н.В. была подана в целях технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт. Таким образом, Старунская Н.В. относится к категории заявителей, определенных пунктом 14 Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм права и вышеизложенных обстоятельств следует, что у Общества не имелось оснований для отказа от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Следовательно, во исполнение пункта 15 Правил Общество должно было направить Старунской Н.В. в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения от него заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации.
Из вышесказанного следует, что Старунская Н.В. в срок до 01.02.2018 г. должна была получить согласно пункту 15 Правил заполненный и подписанный сетевой организацией проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Однако письмом от 24.01.2018 N27/90 АО "Новгородоблэлектро" необоснованно отказало в технологическом присоединении Старунской Н.В., объясняя это тем, что ряд N46 в котором находиться гараж N285 принадлежащий Старунской Н.В. технологически уже присоединен к сетям АО "Новгородоблэлектро" согласно Акта об осуществлении технологического присоединения N14571 от 10.07.2017 года по заявке действующих в интересах ряда N46 Ильиной М.В., Тихоновской Е.В.
Согласно пункту 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, Общество нарушило установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.
Основным видом деятельности АО "Новгородоблэлектро" является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть, АО "Новгородоблэлектро" является субъектом естественной монополии.
В ходе рассмотрения заявления Старунской Н.В. Управлением были установлены признаки нарушения пункта 15 Правил в действиях АО "Новгородобэлектро".
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Время и место совершения (выявления) административного правонарушения - 02.02.2018, Новгородская область.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность статьи 9.21 КоАП РФ, у Общества имелась, поскольку оно могло осуществить технологическое присоединение объекта Старунской Н.В. к электрическим сетям Общества, и в этих целях направить потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества в установленный Правилами срок, что соответствовало бы требованиям антимонопольного законодательства. Однако, всех зависящих от него мер для соблюдения норм антимонопольного законодательства, а также мер по прекращению и недопущению противоправных действий Обществом принято не было.
Таким образом, вина Общества заключается в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
АО "Новгородоблэлектро" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела N 14-а/18 об административном правонарушении. Присутствовал представитель Общества Чеченин А.С. по доверенности от 09.01.2018 N 2/18.
При составлении протокола об административном правонарушении АО "Новгородоблэлектро" были представлены письменные пояснения от 13.06.2018 вх.N3352 из которых следует, что обстоятельством смягчающим административную ответственность является заключение договора технологического присоединения со Старунской Н.В. в отношении гаража с кадастровым номером 53:23:0000000:7844.
О заключении договора Новгородское УФАС России было проинформировано письмом вх. N 3352 от 13.06.2018.
В свою очередь, Старунская Н.В. претензий к АО "Новгородоблэлектро" не имеет, так как гараж с кадастровым номером 53: 23:0000000:7844, приналежащий Старунской Н.В., присоединен к электрическим сетям.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 9.21 указанного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
По факту совершения Обществом недопустимых действий в соответствии с антимонопольным законодательством, в отношении Общества специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Управления Левченко И.В. составлен протокол от 14.06.2018 N14-а/18 об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания Обществу учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ.
Антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Установив нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает меры к прекращению нарушения, защищая тем самым как правопорядок, так и нарушенные гражданские права.
Общественная опасность совершенного Общества правонарушения заключается в несоблюдении установленных законом правил осуществления предпринимательской деятельности, что нарушает организационные и правовые основы защиты конкуренции и создаёт угрозу охраняемым законом интересам граждан, которые пользуются услугами Общества по передачи электрической энергии. Не осуществив в срок направления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества, Общество тем самым нарушило законные интересы гражданина.
На рассмотрении дела представитель Общества Чеченин А.С., заявил о применении к Обществу положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность является направление договора о технологическом присоединении Старунской Н.В. и фактическое его осуществление.
Обстоятельство, смягчающее административную ответственность Общества, предусмотренное статьёй 4.2 КоАП РФ, установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Как пояснил представитель Общества, Общество имеет тяжелое финансовое положение состоящее в том, что гарантирующий поставщик электрической энергии ООО "ТНС энерго Великий Новгород", действующий на территории региона, осуществляющий сбор денежных средств с потребителей Новгородской области ( юридических и физических лиц) своевременно не осуществляет оплату. По состоянию на 09.04.2018 г. просроченная задолженность гарантирующего поставщика перед АО "Новгородоблэлектро" составляет 602 млн.руб.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая финансовое положение Общества, устранение им нарушения до вынесения настоящего постановления, должностное лицо, рассматривающее дело, полагает возможным применить, в рассматриваемом случае, положение части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3.2 статьи 4.1
Таким образом, совокупностью доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 14.06.2018 N14-а/18 и материалами дела, доказано событие административного правонарушения, совершение его АО "Новгородоблэлектро", вина АО "Новгородоблэлектро", а также наличие всех необходимых оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП РФ гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены. Каких-либо заявлений, ходатайств или отводов от Общества не поступало.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Акционерное общество "Новгородоблэлектро" (ул. Кооперативная, д. 8, Великий Новгород, 173003, ИНН 5321037717; КПП 532150001; ОГРН 1025300780262), виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленным законодательством срока предоставления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Применить к Акционерному обществу "Новгородоблэлектро" меру ответственности в виде административного штрафа в 50 000 рублей (Пятьдесят тысяч рублей) 00 копеек.
3. Сумму штрафа Акционерному обществу "Новгородоблэлектро" надлежит перечислить в бюджет:
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области Великий Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКТМО: 49701000
Код БК: 16111602010016000140
(Штраф за нарушение антимонопольного законодательства)
Заместитель руководителя Управления Г.Н. Пашкова
Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 июня 2018 г. N 14-а/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.07.2018