Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
|
|
1. при участии Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства" (далее - заказчик, МКУ "ОКС"):
- "_" , действующего на основании Устава;
- "_", на основании доверенности от 10.01.2018 года б/н;
2. в отсутствии Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Заявитель, ООО "Перспектива"), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу N 73/КС ООО "Перспектива" на действия заказчика - МКУ "ОКС" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог в г. Черногорске (III) этап (закупка N 0380300008318000012), и результаты проведения внеплановой проверки действий муниципального заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 22.06.2018 года входящий N 3565 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика - МКУ "ОКС" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог в г. Черногорске (III) этап (закупка N 0380300008318000012).
В жалобе заявитель указывает, что поскольку объектом закупки является Ремонт автомобильных дорог в г. Черногорске (III) этап, то в аукционной документации (п. 29 Информационной карты) заказчик неправомерно установил требование к содержанию второй части заявки: "_ участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58_", таким образом, по мнению заявителя, заказчик установил излишние требования к документации нарушив тем самым пункт 1 части 1 статьи 31 и часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, дать оценку правомерности действий заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
27.06.2018 года (вх. N 3642) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от муниципального заказчика поступил пакет ранее запрашиваемых документов с письменным пояснением по доводу жалобы.
В своих пояснениях заказчик, ссылаясь на нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок и Закона о защите конкуренции, считает, что податель жалобы, как лицо, не участвовавшее в подаче заявки на участие в торгах и законные интересы которого, не были нарушены или ущемлены, не имеет оснований требовать от антимонопольного органа рассмотрения данной жалобы по существу. Одновременно заказчик указывает еще и на тот факт, что 24.05.2018 года в документацию об аукционе были внесены изменения, которые исключают требование о наличии СРО. Заказчик просит признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Представители заказчика на рассмотрении жалобы по существу устно поддержали письменные пояснения, направленные МКУ "ОКС" 27.06.2018 года (вх. N 3642) в адрес антимонопольного органа и настаивают на необоснованности довода подателя жалобы.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
23.05.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (документация открытого аукциона, единые требования к участникам, техническое задание, полный локальный сметный расчёт) о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог в г. Черногорске (III) этап (закупка N 0380300008318000012).
23.05.2018 года и 24.05.2018 года заказчиком внесены изменения в документацию об аукционе и прикреплен файл "Перечень изменений документации от 24.05.2018 г.".
07.06.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена окончательная редакция документации, включающая в себя: документацию открытого аукциона, требования от 24.05.2018 г., техническое задание, полный локальный сметный расчёт, перечень изменений документации от 24.05.2018 г., изменение 06.06.
Важно отметить тот факт, что 06.06.2018 г. был направлен запрос на разъяснение положений аукционной документации, который звучал следующим образом: "1. Что означает текст, выделенный красным цветом в аукционной документации? 2. В связи с тем, что в п.п.10) п.25 "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ:" ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ установлено требование о членстве в СРО и выделено красным цветом возникает вопрос, актуально ли это требование или нет, т.к. в приложенном файле Перечень изменений документации от 24.05.2018 г. данное требование отсутствует? Просим разъяснить данные вопросы и при необходимости внести изменения в документацию". Разъяснения положений аукционной документации, с ответом на поставленный вопрос, размещены заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 06.06.2018 г. со следующим содержанием: "1.Текст, выделенный красным цветом не изменяет содержания аукционной документации и не имеет правового значения для участников закупки. 2. В Перечне изменений документации от 24.05.2018 г. требование к членству в СРО отсутствует, следовательно, наличие СРО не требуется".
Начальная (максимальная) цена контракта - 55374790,00 рублей (источник финансирования - бюджеты: г. Черногорска и Республики Хакасия).
Документация открытого аукциона в электронной форме "Ремонт автомобильных дорог в г. Черногорске (III) этап", утверждена 23.05.2018 года Руководителем МКУ ОКС "_".
Согласно Протокола N0380300008318000012-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.06.2018 года, на участие в электронном аукционе поступило две заявки. Комиссия заказчика рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и правомерно приняла решение допустить к участию в аукционе в электронной форме и признать участниками аукциона двух его участников.
Протоколом проведения электронного аукциона N N0380300008318000012-2 от 28.06.2018 года установлено следующее:
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
26 000 000,00 руб. |
28.06.2018 07:53:09 (по московскому времени) |
понижение |
26 723 126,05 руб. |
28.06.2018 07:51:55 (по московскому времени) |
понижение |
На момент рассмотрения жалобы по существу, протокол подведения итогов электронного аукциона на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru не размещен, срок для рассмотрения вторых частей заявок не истек.
Рассмотрев довод подателя жалобы, комиссия Хакасского УФАС России находит его необоснованным в виду следующего.
Согласно пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Как следует из жалобы, заявитель не согласен с требованием о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра СРО, указывая что работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся к капитальному ремонту.
Вместе с тем, подателем жалобы не принято во внимание, что в последней размещенной редакции на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru от 07.06.2018 года заказчиком размещена информация обо всех изменениях, внесенных в документацию о закупке, где в том числе отсутствует требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов СРО.
На основании вышеизложенного, довод заявителя не нашел своего подтверждения, что даёт основание признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 73/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.
Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее.
1. Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок документов и информации, не допускается.
Так в подпункте 5 пункта 29 Информационной карты аукционной документации заказчиком указано требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им работ условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона контрактной системе в сфере закупок, или копии этих документов.
Однако, ни в аукционной документации, ни в извещении заказчиком не установлено каких-либо условий, запретов и ограничений допуска работ, выполняемых иностранными лицами.
Вместе с тем пунктом 12 документации об открытом аукционе предусмотрено, что заявка участника признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в том числе не предоставление документов, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, неопределенность содержания требований к участникам закупки не может обеспечить их единообразное понимание и создает возможность злоупотребления заказчиком и его комиссией своими полномочиями. Так, в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик произвольно, по собственному усмотрению, установил в подпункте 5 пункта 29 Информационной карты аукционной документации перечень документов, не относящихся к объекту закупки, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В подпункте 1 пункта 25 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено такое требование, а именно: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Более того, в подпункте 2 пункта 29 Информационной карты аукционной документации заказчик требует от участников закупки представить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (при наличии таких требований), или копии этих документов.
Из анализа вышеуказанных положений Информационной карты аукционной документации следует, что фактически заказчиком установлено требование к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в виду чего, участники обязаны представить какие-то документы (исчерпывающий перечень которых в аукционной документации не обозначен) в подтверждение своего соответствия такому требованию.
Вместе с тем, к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, законодательством Российской Федерации не предъявляется каких-либо требований, в виду чего, комиссия Хакасского УФАС России полагает, что заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки, и, как следствие, неправомерное требование о предоставлении подтверждающих документов, что является нарушением части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В действиях должностного лица заказчика, допустившего такие нарушения, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Инспекцией антимонопольного органа установлено, что раздел 6 проекта муниципального контракта (приложение N 3 к аукционной документации) содержит порядок сдачи и приемки работ. Пунктом 6.4 проекта контракта предусмотрен порядок и сроки оформления результатов приемки. Вместе с тем, условия о сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) проект муниципального контракта не содержит, что является нарушением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а в действиях должностного лица, допустившего такое нарушение, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Принимая во внимание положения части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, согласно которых при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи муниципальному заказчику предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по
результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы
принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, част 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33. 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - МКУ "ОКС" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог в г. Черногорске (III) этап (закупка N 0380300008318000012) необоснованной.
2. Признать заказчика - МКУ "ОКС" нарушившим часть 6 статьи 31, часть 13 статьи 34, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Заказчику - МКУ "ОКС" и его комиссии, а также оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
1.Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Отдел капитального строительства" и его комиссии
ул. Советская, 63, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655162
2.Обществу с ограниченной
ответственностью "Перспектива"
ул. Куйбышева, 79, 64, г.Самара, 443099
pers-tender@mail.ru
3.Оператору электронной площадки
ООО "РТС-тендер"
ko@rts-tender.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе по жалобе N 73/КС
29.06.2018 г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии - |
|
Членов комиссии: |
|
на основании решения от 29.06.2018 по жалобе N 73/КС ООО "Перспектива" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства" (далее - заказчик, МКУ "ОКС") при проведении электронного аукциона на Ремонт автомобильных дорог в г. Черногорске (III) этап (закупка N 0380300008318000012), в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - МКУ "ОКС" при заключении муниципального контракта привести раздел 6 проекта муниципального контракта в соответствие и направить победителю аукциона проект муниципального контракта, включающий условие о сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок, и с учетом Решения по жалобе N 73/КС от 29.06.2018 года.
Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры определения подрядчика, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, и с учетом Решения по жалобе N 73/КС от 29.06.2018 года.
Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить заказчику возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Заказчику - МКУ "ОКС" в срок до 16.07.2018 года исполнить настоящее предписание и представить в Хакасское УФАС России письменное подтверждение исполнения настоящего предписания с приложением соответствующих документов (копии заключенного муниципального контракта).
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 июня 2018 г. N 73/КС
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.07.2018