Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 3-01/09-2018, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по факту распространения в марте 2018 года на "Русском Радио" на частоте 104.8 Мгц рекламы анонимно-наркологического центра "Шанс", содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе отделом контроля органов власти и рекламы установлено следующее.
В марте 2018 года на "Русском Радио" на частоте 104.8 Мгц транслировалась реклама анонимно-наркологического центра "Шанс" с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 07.05.2018 по факту распространения рекламы анонимно-наркологического центра "Шанс" возбуждено дело N 3-01/09-2018 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена индивидуальный предприниматель.
Определениями Пензенского УФАС России от 04.06.2018 N 2003-3, от 14.06.2018 N 2136-3 рассмотрение дела N 3-01/09-2018 откладывалось, срок рассмотрения дела был продлен до 07.08.2018.
Из письменных пояснений ИП следует, что при размещении рекламы она хотела донести до потенциальных клиентов информацию о том, что такое явление и заболевание как алкоголизм по своей сути не имеет ни каких противопоказаний к лечению, т.к. от него (алкоголизма) может вылечиться каждый с учетом индивидуального подобранного способа и метода лечения, предложенного профессиональным врачом-наркологом, осуществляющим деятельность в соответствии с лицензией. Смысл рекламы заключается в том, чтобы привлечь больных алкоголизмом на прием и лечение к специалисту.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.
Факт распространения рассматриваемой рекламы анонимно-наркологического центра "Шанс" подтверждается следующим:
- на основании договора от 10.01.2018 об оказании рекламно-информационных услуг, заключенного между ООО "Пенза-Медиа" (Исполнитель) и ИП (Заказчик), осуществлялось распространение рекламы в радиопрограмме "Русское Радио" в г. Пензе на частоте 104, 8 Мгц (далее - "Радиопрограмма").
Реклама, размещенная в эфире "Радиопрограммы", содержит информацию следующего содержания: "Анонимно-наркологический центр "Шанс" режим работы с 8 до 17. После 17 часов по предварительному телефонному звонку. Телефон 305-222, 305-222. Адрес: Пенза, ул. Сурская, 19. Запомните: противопоказаний для лечения алкоголизма нет. Специалисты помогут Вам с выбором курса лечения".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, распространяемая в эфире "Радиопрограммы", содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.
Объектом рекламирования является: услуги анонимно-наркологического центра "Шанс".
В рассматриваемой рекламе содержится текст "Запомните: противопоказаний для лечения алкоголизма нет", в состав которого включено слово "противопоказания".
Согласно толковому словарю Ожегова противопоказание это - признак, данные, указывающие на вредность, нецелесообразность применения какого-нибудь средства, действия (обычно в медицине).
Согласно толковому словарю Ушакова противопоказание это - симптом, признак, указывающий на невозможность, вредность применения какого-нибудь лекарства или лечения (мед.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что лицензия от 15.02.2010 предоставлена Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области индивидуальному предпринимателю на медицинскую деятельность: "При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: психиатрии-наркологии" по адресу места осуществления деятельности: г. Пенза_
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указанная лицензия действует бессрочно.
Из письменных пояснений ИП следует, что способы и методы лечения алкоголизма, оказываемые анонимно наркологическим центром "Шанс", включают в себя: лечение алкогольного абстинентного синдрома, медикаментозное противоалкогольное лечение, консультация врача-нарколога, нейтрализация (раскодирование), кодирование по методу Довженко.
Из письма Министерства здравоохранения Пензенской области (от 23.04.2018 исх. N2026) следует, что медицинские услуги при лечении алкоголизма назначаются в соответствии со Стандартами специализированной медицинской помощи, регламентирующие на сегодняшний день следующими приказами:
- приказ Минздрава России от 17.05.2016 N299н "Об утверждении стандарта первичной специализированной медико-санитарной помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ";
- приказ Минздрава России от 17.05.2016 N302н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ";
- приказ Минздрава России от 17.05.2016 N301н "Об утверждении стандарта первичной специализированной медико-санитарной помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ";
- приказ Минздрава России от 17.05.2016 N300н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при пагубном употреблении психоактивных веществ".
Согласно вышеперечисленным законодательным актам медицинские услуги делятся на обязательные, которые в плановом порядке оказываются всем больным, и услуги, которые оказываются в соответствии с состоянием больного, то есть по показаниям. Кроме того, отдельные услуги можно оказать только в стационарных условиях, или наоборот - только в амбулаторных условиях.
Лечение в стационарных условиях рекомендовано при средне-тяжелом и тяжелом состоянии больного на момент решения вопроса о выборе условий оказания медицинской помощи. Лечение в амбулаторных условиях рекомендовано при состоянии легкой степени тяжести больного на момент решения вопроса о выборе условий оказания медицинской помощи.
Терапия алкоголизма назначается с учетом задач (мишеней) терапии, использованием определенной тактики, общего алгоритма лечебных мероприятий и оценкой эффективности проводимого лечения.
Лекарственные средства, применяемые при лечении алкоголизма:
1 - психотропные препараты: применяют как в психиатрии, так и в наркологии - антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы, нормотимики;
2 - специфические препараты: применяют преимущественно в наркологии - аверсивные средства - эметики: апоморфин и эметин; сенсибилизирующие средства, блокирующие ацетальдегиддегидрогеназу - дисульфирам, цианамид, метронидазол; блокатор опиатных рецепторов - налтрексон;
3 - системные (соматические) препараты: применяют в терапии, наркологии - гепатотропные препараты, витамины, ноотропы.
При применении каждого из перечисленных медикаментов есть вероятность столкнуться с индивидуальной непереносимостью пациентом лекарственного препарата, что является противопоказанием в назначении данного препарата.
Общими противопоказаниями при назначении медикаментов может служить тяжелые заболевания печени и почек, нарушения функции органов кроветворения, сердечно-сосудистая и легочная недостаточность, прогрессирующие системные заболевания головного и спинного мозга, лихорадочные состояния, антипсихотики с холинолитической активностью противопоказаны при закрытоугольной глаукоме и аденоме предстательной железы.
Психотерапевтические способы и методы лечения алкоголизма многообразны, используются в комплексе с психофармакологическим воздействием, противопоказаний к применению не имеют.
Противопоказания к лечению любого заболевания, в том числе алкоголизма, определяются врачом для каждого конкретного пациента с учетом имеющихся сопутствующих заболеваний.
Вместе с тем, в рекламе потребителей убеждают в том, что противопоказаний для лечения алкоголизма нет.
Потребитель при выборе товара (услуги) посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание "Запомните: противопоказаний для лечения алкоголизма нет", из чего можно сделать вывод о том, что все методы (способы) лечения алкоголизма не имеют противопоказаний, то в данном случае установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку информация о характере рекламируемых услуг является недостоверной.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Материалами настоящего дела установлено, что рекламодателем выступает ИП Орешкина Н.А. (анонимно-наркологический цент "Шанс"), заказавшая в своих предпринимательских интересах распространение рассматриваемой рекламы рекламораспространителю - ООО "Пенза-Медиа".
Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель нарушила требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 1 ФЗ "О рекламе", целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статьей 33 ФЗ "О рекламе" предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ИП и ООО "Пенза-Медиа" представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Анонимно-наркологический центр "Шанс" режим работы с 8 до 17. После 17 часов по предварительному телефонному звонку. Телефон 305-222, 305-222. Адрес: Пенза, ул. Сурская, 19. Запомните: противопоказаний для лечения алкоголизма нет. Специалисты помогут Вам с выбором курса лечения", распространяемую в марте 2018 года в радиопрограмме "Русское Радио" в г. Пензе на частоте 104, 8 Мгц, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю - индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать рекламораспространителю - ООО "Пенза-Медиа" (ИНН 5837021414) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 26 июня 2018 г. N 3-01/09-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.06.2018