Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
заместителя председателя комиссии: А.С. Кудзиевой - заместителя руководителя управлениия - начальника отдела контроля закупок, членов комиссии: В.В. Джиоевой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок, Ж.Г. Сугаровой - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок (далее - Комиссия),
в присутствии:
- Министра жилищно-коммунального хозяйства топлива и энергетики РСО - Алания Сокурова А.З.
представителей:
- Министерства жилищно-коммунального хозяйства топлива и энергетики РСО - Алания П.И. С. (по доверенности б/н от 28.06.18 г. исх.N 01-07/1078) ,
- ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" Г.Т.Н. (по доверенности б/н от 28.06.18 г.)
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" на действия организатора открытого конкурса - Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания (далее - Министерство ЖКХТ и Э РСО-Алания) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в РСО-Алания (далее - Конкурс, Торги),
УСТАНОВИЛА:
21 июня 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" (далее - Заявитель) на действия организатора Конкурса - Министерство ЖКХ Т и Э РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Министерство ЖКХ Т и Э РСО-Алания нарушила порядок организации и проведения Торгов.
Из жалобы следует, что Конкурсная документация для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Северная Осетия-Алания в зоне деятельности N 1 (далее - документация об отборе) содержит Приложение N 9 "Проект соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зона 1 РСО-Алания" (далее - Проект соглашения).
В соответствии с пп. 2.1.36., 2.1.38. и 2.1.37. п. 2 Проекта соглашения, региональный оператор обязан:
"2.1.36. Разработать и направить в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания на утверждение не позднее 30.11.2018 инвестиционную программу в части обеспечения строительства объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО с соответствующей проектно-сметной документацией и заключением государственной экспертизы проектной документации.
2.1.38. Обеспечить начало подготовительных работ к строительству объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО с момента заключения данного соглашения.
2.1.37. Обеспечить начало строительных работ объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО предусмотренных инвестиционной программой с момента ее утверждения, а завершение не позднее шести месяцев."
Согласно п. 1.1 документации об отборе, предметом конкурсного отбора является присвоение статуса регионального оператора по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Зоне 1 Республики Северная Осетия - Алания.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заявитель просит проверить правомерность включения Министерством жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания в обязанности регионального оператора обязательств по разработке инвестиционной программы и строительству объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Министерство ЖКХ Т и Э РСО-Алания в своем объяснении указало что,
в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Министерство жилищно- коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания, как орган государственной власти Республики Северная Осетия - Алания, уполномоченный в сфере выработки региональной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами, объявило конкурсные процедуры по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности N 1.
Подготовка конкурсной документации осуществлялась в соответствии с Примерной документацией для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Примерная документация), размещенной на официальном сайте Минстроя России (http://www.minstroyrf.ru/docs/12719/).
По существу, обжалуемых действий пояснило, что:
В соответствии с разделом 10 "Заключение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами" Примерной документацией указанно, что Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается исключительно с победителем конкурсного отбора. При этом в соответствии с пунктом 10.4 Примерной документации победитель конкурсного отбора, с которым заключается соглашение, в случае наличия разногласий по проекту соглашения, направляет организатору конкурсного отбора подписанный протокол разногласий. При этом победитель конкурсного отбора, с которым заключается соглашение, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта соглашения, не соответствующим документации об отборе заявке на участие, с указанием соответствующих положений данных документов.
Также в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства" к основным принципам и приоритетам направления государственной политики в области обращения с отходами относится:
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
- использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
Министерство ЖКХ Т и Э РСО-Алания в качестве обязанности будущего регионального оператора прописано в проекте соглашения необходимость разработать и направить в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания на утверждение не позднее 30.11.2018 инвестиционную программу в части обеспечения строительства объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО с соответствующей проектно-сметной документацией и заключением государственной экспертизы проектной документации. Обеспечить начало подготовительных работ к строительству объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО с момента заключения данного соглашения. Обеспечить начало строительных работ объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО предусмотренных инвестиционной программой с момента ее утверждения, а завершение - не позднее шести месяцев.
Также жалоба ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" является не первой. Очередная жалоба была подана в последний день приёма заявок на участие в конкурсном отборе 21 июня 2018 года, а конкурсная документация с указанными положениями была размещена 10 апреля 2018, таким образом действия ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" могут быть расценены Министерство ЖКХ Т и Э РСО-Алания как попытка искусственно затянуть процесс определения регионального оператора в РСО - Алания, при этом само ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" заявки на участие в конкурсе не подает и на статус регионального оператора не претендует.
Таким образом, включение в проект соглашения положений о необходимости разработать и направить в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия -Алания на утверждение не позднее 30.11.2018 г. инвестиционную программу в части обеспечения строительства объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, само строительство объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, ак считает Министерство ЖКХ Т и Э РСО-Алания не ущемляют права участников конкурсного отбора и права ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов".
Выслушав доводы сторон, изучив представленные материалы, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России пришла к следующим выводам:
10.04.2018 года на сайте www.torgi.gov.ru Министерство ЖКХ Т и Э РСО-Алания (далее-Министерство) разместило Извещение о проведении конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - Конкурс, Торги), а также Документацию по указанному Конкурсу, утвержденную 10.04.2018 года (далее - Документация об отборе).
Указанный Конкурсный отбор Министерством ЖКХ Т и Э РСО-Алания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ( далее- Закон об отходах), в сфере выработки региональной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Приложению N 9 Документации об отборе "Проект соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зона 1 РСО-Алания", региональный оператор обязан:
"2.1.35. Разработать и направить в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания на утверждение не позднее 30.11.2018 инвестиционную программу в части обеспечения строительства объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО с соответствующей проектно-сметной документацией и заключением государственной экспертизы проектной документации.
2.1.38. Обеспечить начало подготовительных работ к строительству объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО с момента заключения данного соглашения.
2.1.37. Обеспечить начало строительных работ объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО предусмотренных инвестиционной программой с момента ее утверждения, а завершение не позднее шести месяцев".
Согласно п. 1.1 Документации об отборе, предметом конкурсного отбора является присвоение статуса регионального оператора по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Зоне 1 Республики Северная Осетия - Алания.
Согласно статье 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами
в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами
и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами.
Таким образом, Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов
на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.
Согласно абз. "з" п.12. Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержденных ПП РФ N881 от 05.09.16 года (далее-Правила) документация об отборе содержит обязанности регионального оператора, в том числе:
- обязанности по заключению договоров с операторами по обращению
с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами;
- обязанности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных
в документации об отборе, с указанием источника финансирования
(при необходимости);
- обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования
(при необходимости);
- иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
При этом Министерство ЖКХ Т и Э РСО-Алания не пояснило, на основании какой нормы законодательства в проект соглашения включены условия о разработке инвестиционной программы в части обеспечения строительства объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, обеспечения начала строительных работ объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО и обеспечения и обеспечения начала строительных работ объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО предусмотренных инвестиционной программой с момента ее утверждения.
То есть положениями Правил и Закона об отходах не предусмотрена обязанность регионального оператора по разработке инвестиционной программы в части обеспечения строительства объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО.
Действия должностного лица Министерства ЖКХ Т и Э РСО-Алания по проведению предварительного отбора, выразившиеся в нарушении процедуры и порядка проведения конкурсного отбора, предусмотренного п.п. " з" п.12 Правил содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.10 ст.7.32.4 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания при проведении конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
2. Признать Министерство жилищно-коммунального хозяйства топлива и энергетики РСО - Алания нарушившим требования пп "з" п.12 Правил при проведении конкурсного отбора.
3. Выдать Министерству жилищно-коммунального хозяйства топлива и энергетики РСО - Алания предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
4. Передать материалы дела NАМЗ23-06/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства топлива и энергетики РСО - Алания, виновных в совершении выявленных правонарушений, к административной ответственности.
Согласно пункту 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение комиссии антимонопольного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Заместитель председателя комиссии А.С. Кудзиева
Члены комиссии В.В. Джиоева
Ж.Г. Сугарова
ПРЕДПИСАНИЕ
о совершении действий, направленных на
устранение нарушений порядка организации и проведения торгов
по делу NАМЗ23-06/18
28 июня 2018 года г. Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
заместителя председателя комиссии: А.С. Кудзиевой - заместителя руководителя управлениия - начальника отдела контроля закупок, членов комиссии: В.В. Джиоевой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок, Ж.Г. Сугаровой - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения Северо-Осетинского УФАС России по делу NАМЗ23-06/18 от 28.06.2018 г., принятого по итогам рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" на действия организатора открытого конкурса - Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания при проведении конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - Конкурс, Торги),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Министерству ЖКХТ и Э РСО-Алания в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение порядка проведения конкурсного отбора на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (извещение N100418/27056751/01 от 10.04.2018 года) для чего:
1) отменить все Протоколы составленные в ходе проведения Конкурса;
2) привести Документацию о проведении Конкурса в соответствие с требованиями законодательства РФ, в том числе с учетом решения Северо-Осетинского УФАС России по делу NАМЗ23-06/18 от 28.06.2018 г. и разместить указанные изменения на официальном сайте www.torgi.gov.ru;
4) продлить срок подачи заявок на участие в Торгах не менее чем на 30 дней со дня внесения в Документацию о проведение Торгов соответствующих изменений. При этом, поданные ранее заявки на участие в Конкурсе вернуть участникам Торгов с уведомлением о прекращении действия данных заявлений и возможности подать новые заявления;
5) дальнейшую процедуру Торгов провести в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ
2. Министерству ЖКХТ и Э РСО-Алания до 14 июля 2018 года представить в Северо-Осетинское УФАС России подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет административную ответственность.
Заместитель председателя комиссии А.С. Кудзиева
Члены комиссии В.В. Джиоева
Ж.Г. Сугарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 28 июня 2018 г. N АМЗ23-06/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.06.2018