Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 3-01/12-2018, возбужденное в отношении З_ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по факту распространения в январе-апреле 2018 г. по почтовым ящикам многоквартирного дома по адресу: г.Пензы, ул. Суворова, 172, рекламы компании "Ростелеком", содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России поступило заявление гр-на по поводу распространения в феврале-апреле 2018 г. рекламы (рекламные листовки) компании "Ростелеком" в подъезде многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 172.
Заявитель утверждает, что сведения, представленные в данной рекламе, являются недостоверными.
Пензенским УФАС России определением от 15.05.2018 по факту распространения рекламы компании "Ростелеком", возбуждено дело N 3-01/12-2018 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен З_
Определением Пензенского УФАС России от 04.06.2018 N 2139-3 рассмотрение дела N 3-01/12-2018 откладывалось, срок рассмотрения дела был продлен до 15.08.2018.
Из письменных пояснений от 11.05.2018 вх. N 1478 Пензенского филиала ПАО "Ростелеком" следует, что рекламные листовки были самостоятельно составлены и распространены агентом З... При этом данный рекламный материал сотрудниками ПАО "Ростелеком" для использования в работе агенту не направлялся, поручений о распространении листовок с таким текстом агент не получал, указанный формат листовки не утверждался и не согласовывался. Таким образом, без поручения ПАО "Ростелеком" агент самостоятельно изготовил и распространил рекламные листовки.
На рассмотрении дела 27.06.2018 З_ не явился. В адрес Пензенского УФАС России представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Кроме того, в письменных пояснениях от 08.06.2018 З_ подтвердил факты распространения им рекламы компании "Ростелеком" по почтовым ящикам многоквартирных домов г.Пензы. Факт нарушения законодательства о рекламе признал.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
Рекламные листовки, представленные заявителем, содержат следующую информацию:
- "С этого купона скидка. Ростелеком. Интернет 300 р. Интернет+ТВ 590. Бесплатное подключение! 89042689429";
- "Внимание! Первый месяц за 1 руб/мес. Цифровое интернет от 589 руб/мес. Турбо Интернет от 350 руб/мес. Телефон отдела продаж: 8-927-09-39-444 33-02-44". "Только для абонентов Ростелеком WORLD of TANKS. Абоненты Ростелеком на тарифном плане "Игровой" получат уникальный советский премиум танк 8-го уровня World of Tanks -Эмблема войск связи СССР -3 эксклюзивных комуфляжа -100% экипаж + место в ангаре - Премиум аккаунт в играх World of Tanks, World of Warships, World of Warplanes, Интернет от 850 руб/мес Телефон отдела продаж: 8-927-09-39-444 33-02-44";
- "Ростелеком дешевле не бывает. Турбо Интернет от 400 руб/мес. Цифровое ТВ + Интернет от 700 руб/мес. Скорость до 100 мБит/с Более 140 каналов. Цифровое ТВ от 149 руб/мес. Телефон отдела продаж: 8-904-268-94-29 *стоимость оборудования согласно прейскуранту". "Только для абонентов Ростелеком WORLD of TANKS. Абоненты Ростелеком на тарифном плане "Игровой" получат уникальный советский премиум танк 8-го уровня World of Tanks -Эмблема войск связи СССР -3 эксклюзивных комуфляжа -100% экипаж + место в ангаре - Премиум аккаунт в играх World of Tanks, World of Warships, World of Warplanes, Интернет от 850 руб/мес Телефон отдела продаж: 8-904-268-94-29";.
- "Ростелеком. Безлимитный Интернет от 399 руб/мес. Интернет + Цифровое ТV от 660 руб/мес. Телефон отдела продаж: 777-117 Установка и первые 2 месяца бесплатно!".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Указанная информация, распространяемая в 2018 году по почтовым ящикам многоквартирного дома по адресу: г.Пензы, ул. Суворова, 172, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам компании "Ростелеком", на формирование и поддержание интереса к такой компании, услугами которой предлагается воспользоваться, способствует продвижению компании "Ростелеком" на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы является предоставление услуг компанией "Ростелеком".
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в рекламе компании "Ростелеком", размещенной на листовке, используется рекламный слоган: "Ростелеком дешевле не бывает".
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" N 58 от 08.10.2012 использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Рассматриваемая реклама не сопровождается подтверждением относительно сведений, указанных в рекламе: "Ростелеком дешевле не бывает", а именно не указано на основании каких показателей и за какой период времени услуги компании "Ростелеком" являются дешевле по отношению к другим компаниям.
Рынок, на котором осуществляет свою деятельность компания "Ростелеком", является конкурентным, и утверждение: "дешевле не бывает" без указания конкретного критерия носит недостоверный характер.
При этом информация "Ростелеком дешевле не бывает" в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была, доказательств, свидетельствующих, что данная компания имеет какие-либо преимущества перед другими компаниями аналогичных услуг, Комиссии не представлено.
Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с положениями части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из приведенных норм следует, что законодательство о рекламе требует указать информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования, а объем такой рекламной информации не должен искажать смысл рекламы и не вводить в заблуждение потребителя рекламы относительно рекламируемого товара (услуги).
В рекламных объявлениях содержатся сведения о стоимости услуг компании "Ростелеком" (Интернет 300 р. Интернет+ТВ 590), однако не указан период времени стоимости услуг (день, месяц, год). Кроме того, в рекламных объявлениях на одну и ту же услугу указаны разные цены.
Из пояснений Зайкова А.А. (от 08.06.2018 вх. N1781) следует, что стоимость услуг компании "Ростелеком" ("Интернет 300 р. Интернет+ТВ 590") составляет один месяц. Данные услуги действовали в рамках акции с 18.11.2016 по 30.06.2017. Цены на услуги в рекламных объявлениях указаны за январь-май 2018 г.
Информация о том, что стоимость услуг компании "Ростелеком" составляет один месяц, в рекламе отсутствует.
Указание в рекламе стоимости услуг, а также указание разной цены на одну и ту же услугу, Комиссия считает неполной информацией, поскольку не сообщается период времени стоимости услуг, следовательно, подача информации в таком виде может ввести потребителей рекламы в заблуждение.
Включение в текст рекламы телефона отдела продаж, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно условий приобретения товара. Поскольку распространенная реклама была направлена на формирование у потребителей желания приобретения товара по стоимости, указанной в рекламе, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, сведения о том, что реклама компании "Ростелеком" содержит достоверные сведения о стоимости услуг в Пензенское УФАС России не представлено.
С учетом того, что Зайков А.А. не доказал соответствие действительности указанных в рекламе сведений, данные сведения расцениваются как не соответствующие действительности, а реклама - недостоверной как противоречащей пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Учитывая вышеизложенное, реклама компании "Ростелеком", размещенная на листовке, нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодотеля - Зайкова А.А.
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что З... нарушил требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" З_ представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг компании "Ростелеком", распространяемую З_ в феврале-апреле 2018 г. по почтовым ящикам многоквартирного дома по адресу: г.Пензы, ул. Суворова, 172, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю - З... предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 27 июня 2018 г. N 3-01/12-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.06.2018