Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2018 года.
г. Рязань
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>,
при участии представителей ответчика - администрации города Рязани (далее - администрация, ответчик) <_> и <_>, представителя заинтересованного лица - муниципального бюджетного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" (далее - МБУ "ССВПД "Ритуал", Учреждение) <_> по признакам нарушения администрацией города Рязани частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В процессе анализа нормативной базы, регламентирующей организацию погребения и похоронного дела на территории города Рязани, должностным лицом Рязанского УФАС России выявлены обстоятельства, указывающие на наличие в данной сфере признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В частности, нарушение антимонопольного законодательства выразилось в наделении МБУ "ССВПД "Ритуал" функциями органа местного самоуправления путем включения в Положение о погребении и похоронном деле на территории города Рязани, утвержденное постановлением администрации г. Рязани от 14.03.2007 N 693, а также в устав МБУ "ССВПД "Ритуал", утвержденный постановлением администрации города Рязани от 01.12.2011 N 5409, положений, в соответствии с которыми Учреждение, являющееся хозяйствующим субъектом и осуществляющее приносящую доход деятельность, получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
В связи с наличием данных обстоятельств приказом Рязанского УФАС России от 21.03.2018 N 14 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N 151-07-01/2018 по признакам нарушения администрацией города Рязани частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта - МБУ "ССВПД "Ритуал" функциями органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг, содержания мест захоронения и создании преимущественных условий ведения хозяйственной деятельности, приводящих к ограничению конкуренции.
27.03.2018 определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства N 151-07-01/2018 к рассмотрению в качестве ответчика к участию в деле привлечены - администрация города Рязани, в качестве заинтересованного лица - МБУ "ССВПД "Ритуал".
Представители администрации, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с вменяемым ответчику нарушением антимонопольного законодательства, представив следующую правовую позицию (вх. от 04.04.2018 N 1449).
По мнению ответчика, выводы Рязанского УФАС России о том, что МБУ "ССВПД "Ритуал" одновременно осуществляет функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта являются спорными.
В обоснование своей позиции администрация указала следующее.
Положением о погребении и похоронном деле на территории города Рязани, утвержденным постановлением администрации г. Рязани от 14.03.2007 N 693, МБУ "ССВПД "Ритуал" наделено полномочиями по оказанию услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, что полностью соответствует Федеральному закону от 12.01.1996 N 8 - ФЗ "О погребении и похоронном деле", так как в данном Положении определено, что вышеуказанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела и не являются полномочиями органов местного самоуправления.
Вывод Рязанского УФАС России о том, что администрация предоставила МБУ "ССВПД "Ритуал" право на осуществление разрешительно - согласовательной деятельности, что свидетельствует о наделении Учреждения властно - распорядительными функциями, по мнению ответчика, является сомнительным, так как понятия указанных функций не установлены в правовых актах и такие функции не закреплены в уставе Учреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 7 и частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8 - ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также пунктом 2.2 Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани, утвержденного постановлением администрации г. Рязани от 14.03.2007 N 693, на территории города Рязани все кладбища переданы на баланс специализированной службы по вопросам похоронного дела, но находятся в ведении администрации города Рязани, осуществляющей функции и полномочия учредителя МБУ "ССВПД "Ритуал", в том числе и контроль за его деятельностью.
Представитель заинтересованного лица поддержал позицию ответчика, указав, что по его мнению, нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.
Изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, Комиссией Рязанского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На территории города Рязани порядок выделения мест под захоронение и содержание кладбищ определен постановлением администрации города Рязани от 14.03.2007 N 693 "О порядке организации похоронного дела и осуществления погребения на территории города Рязани" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 постановления администрации города Рязани от 14.03.2007 N 693 функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Рязани возложены на муниципальное бюджетное учреждение "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал", находящееся по адресу: г. Рязань, Скорбященский проезд, 4.
Пункт 4.1 Порядка определяет, что МБУ "ССВПД "Ритуал" является хозяйствующим субъектом.
В соответствии с уставом МБУ "ССВПД "Ритуал", утвержденным постановлением администрации города Рязани от 01.12.2011 N 5409, данное Учреждение создано в целях организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории города Рязани, является хозяйствующим субъектом, осуществляющим приносящую доход деятельность.
Пунктом 1.11 устава установлено, что МБУ "ССВПД "Ритуал" вправе в определенных случаях выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности Учреждения, предусмотренных уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Порядок определения указанной платы устанавливается учредителем, которым является администрация города Рязани.
Пунктом 4.14 устава определено, что МБУ "ССВПД "Ритуал" вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из устава МБУ "ССВПД "Ритуал" прямо вытекает, что данное учреждение является хозяйствующим субъектом, осуществляющим приносящую доход деятельность.
Данное обстоятельство также подтверждают сведения о выручке по внебюджетной деятельности за период с 2015 по 2017 годы, представленные заинтересованным лицом, а также факт того, что на официальном сайте МБУ "ССВПД "Ритуал", размещенном в открытом доступе в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://мбу-ритуал.рф/, Учреждение предлагает населению оказание платных ритуальных услуг и услуг по погребению с указанием стоимости каждой конкретной услуги (например, погребение в могилу - 3 500 рублей; гроб, обитый - от 2 500 рублей; венки - от 560 рублей; ограды - от 4 600 рублей; транспортировка умершего - 1 200 рублей/час).
Порядком, наряду с закреплением за МБУ "ССВПД "Ритуал" статуса хозяйствующего субъекта (п. 4.1), определены также услуги по вопросам похоронного дела, осуществляемые тем же Учреждением, в частности:
пункт 4.4: осуществление регистрации и ведение учета мест захоронений на муниципальных кладбищах;
пункт 5.1: выделение мест под захоронение на муниципальных кладбищах;
пункт 5.9: регистрация захоронений в книге установленной формы с указанием номера участка захоронения и могилы.
функции согласно статье 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8 - ФЗ "О погребении и похоронном деле", с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 N 12027/07, носят контрольно - распорядительный характер и являются функциями органа местного самоуправления.
Таким образом, в ведение хозяйствующего субъекта, осуществляющего приносящую доход деятельность, переданы функции органа местного самоуправления (п.п. 4.4, 5.1, 5.9 Порядка).
Однако законом не предусмотрена возможность передачи вышеуказанных функций органа местного самоуправления в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы.
Учреждение одновременно не может осуществлять функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта. Между тем данный запрет нарушен.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных законодательством, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Исходя из этого, действия администрации города Рязани в части, касающейся передачи в ведение Учреждения, являющегося хозяйствующим субъектом и осуществляющим приносящую доход деятельность, таких функций как: осуществление регистрации и ведение учета мест захоронений на муниципальных кладбищах, выделение мест под захоронение на муниципальных кладбищах, регистрация захоронений в книге установленной формы с указанием номера участка захоронения и могилы, содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Такие действия администрации города Рязани привели к совмещению функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, поскольку МБУ "ССВПД "Ритуал" предоставлено право на осуществление разрешительно-согласовательной деятельности, что свидетельствует о наделении Учреждения властно-распорядительными функциями, которыми может обладать орган местного самоуправления, но не хозяйствующий субъект.
Такой вывод подтверждается, в частности, Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2010 N А10-1885/2009.
Закрепление за хозяйствующим субъектом полномочий, возложенных на орган местного самоуправления, свидетельствует о наделении Учреждения особым положением по отношению к иным хозяйствующим субъектам, что ограничивает права хозяйствующих субъектов по осуществлению аналогичных услуг на соответствующем рынке и приводит к созданию преимущественных условий ведения хозяйственной деятельности конкретным хозяйствующим субъектом.
Данная позиция сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 N 12027/07.
Создание преимущественных условий путем принятия актов и (или) осуществления действий (бездействия) органом местного самоуправления, приводящих к ограничению конкуренции, является нарушением требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия изготовила и направила сторонам по делу заключение об обстоятельствах дела (исх. от 16.05.2018 N 2520).
В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Лица, участвующие в деле, пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела от 16.05.2018 N 2520, не представили.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 3 статьи 15, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3, 4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Рязанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию муниципального образования - городской округ город Рязань нарушившей части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать предписание администрации муниципального образования - городской округ город Рязань о прекращении действий, связанных с нарушением части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 151-07-01/2018
29 мая 2018 года г. Рязань
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>, руководствуясь статьей 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 28 мая 2018 года по делу N 151-07-01/2018 о нарушении администрацией муниципального образования - городской округ город Рязань частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального образования - городской округ город Рязань в срок до 29 июня 2018 года прекратить нарушение частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в:
1) создании преимущественных условий путем принятия актов и (или) осуществления действий (бездействия) органом местного самоуправления, приводящих к ограничению конкуренции, в частности закрепление Положением о погребении и похоронном деле на территории города Рязани, утвержденным постановлением администрации г. Рязани от 14.03.2007 N 693, а также уставом МБУ "ССВПД "Ритуал", утвержденным постановлением администрации города Рязани от 01.12.2011 N 5409, за специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории города Рязани МБУ "ССВПД "Ритуал", являющейся хозяйствующим субъектом и осуществляющей приносящую доход деятельность, функций органа местного самоуправления;
2) совмещении МБУ "ССВПД "Ритуал", учредителем которого является администрация города Рязани, функций хозяйствующего субъекта (пункт 4.1 Порядка) и функций органа местного самоуправления, таких как: осуществление регистрации и ведение учета мест захоронений на муниципальных кладбищах, выделение мест под захоронение на муниципальных кладбищах, регистрация захоронений в книге установленной формы с указанием номера участка захоронения и могилы (п.п. 4.4, 5.1, 5.9 Порядка).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Рязанское УФАС России в срок до 04 июля 2018 года, с приложением подтверждающих документов.
Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 21 мая 2018 г. N 151-07-01/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.05.2018