Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
- <_>. |
- |
председателя комиссии, заместителя руководителя управления; |
- <_> |
- |
члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
- <_> |
- |
члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,- |
при участии: представителя конкурсного управляющего <_>
: <_>,
рассмотрев в открытом заседании комиссии жалобу <_> (далее - <_>., заявитель) на действия конкурсного управляющего <_> (далее - <_>., организатор торгов) при проведении:
- открытых электронных торгов в форме публичного предложения с открытой формой по составу участников, с закрытой формой представления предложений о цене имущества, находящегося в залоге у <_> на основании договора об ипотеке NRBA/16298 от 05.02.15г. Лот N1 Насосная станция техводы (резервуар, фильтропоглотители), пл. 189,3 кв.м, кад. N 36<_>, насосная питьевой воды, пл. 188,8 кв.м, кад. N <_>, внутриплощадочные автодороги (замощение), пл. 43228,9 кв.м, кад. N<_>, внутриплощадочные автодороги (замощение), пл. 289 кв.м, кад. N <_>, пожарное депо, пл. 2091,8 кв.м, кад. N <_>, мазутонасосная станция, пл. 434,1 кв.м, кад.
N <_>, ограждение (забор), пл. 2380,3 кв.м, кад. N <_>, нежилое здание, пл. 1543,6 кв.м, кад. N <_>, корпус вспомогательных цехов, пл. 8449,8 кв.м, кад. N <_>, ограждение (временное ограждение с освещением-забор), пл. 1548 кв.м, кад. N <_>, главная понизительная подстанция 110/10 кВт, пл. 206,7 кв.м, кад. N <_>, главная понизительная подстанция 110/10 кВт, пл. 217,2 кв.м, кад. N <_>, мобильная котельная, пл. 228,4 кв.м, кад. N <_>, нежилое здание, пл. 54184 кв.м, кад.
N<_>, энергокорпус N 39 пл. 2, пл. 7105,1 кв.м, кад.
N <_>, склад ангарного типа N 1, пл. 369,2 кв.м, кад. N <_>, склад ангарного типа N 2, пл. 390,9 кв.м, кад. N <_>, земельный участок (земли населённых пунктов), пл. 178192 кв.м, кад. N <_>, земельный участок (земли населённых пунктов), пл. 24293 кв.м, кад. N<_>. Нач. цена продажи Лота N 1 составляет 590 654 700 руб. (идентификационный номер торгов на сайте ЕФРСБ http://bankrot.fedresurs.ru - 2538006, на сайте ЭТП http://www.etp-profit.ru - 1249-ОТПП);
- открытых электронных торгов в форме аукциона с открытой формой по составу участников, с закрытой формой представления предложений о цене имущества должника: Лот N1 Земельный участок, пл. 6998 кв.м кад. N<_>, сооружение-дорожное покрытие предзаводской зоны (замощение), пл. 5881 кв.м кад. N<_>, сеть теплоснабжения, инв. N 11564, сеть хозпитьевого водоснабжения, инв. N 11565, противопожарный водопровод, инв. N 11557, сеть фекальной канализации, инв. N 11562, газопровод высокого давления, инв. N 11528, воздушная ЛЭП, инв. N 11503, наружное освещение, инв. N 11527, сеть ливневой канализации, инв. N 11552, сети электроснабжения 10 кВ, инв. N 11546, сети электроснабжения 0.4 кВ, инв. N 11558. Нач. цена продажи Лота N 1 составляет 19743236 руб. (идентификационный номер торгов на сайте ЕФРСБ http://bankrot.fedresurs.ru - 2505241, на сайте ЭТП http://www.etp-profit.ru - 1241-ОАЗФ),
установила:
02.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба <_> на действия конкурсного управляющегo <_> при проведении:
- открытых электронных торгов в форме публичного предложения с открытой формой по составу участников, с закрытой формой представления предложений о цене имущества, находящегося в залоге у <_> на основании договора об ипотеке NRBA/16298 от 05.02.2015 (идентификационный номер торгов на сайте ЕФРСБ http://bankrot.fedresurs.ru - 2538006, на сайте ЭТП http://www.etp-profit.ru - 1249-ОТПП);
- открытых электронных торгов в форме аукциона с открытой формой по составу участников, с закрытой формой представления предложений о цене имущества должника (идентификационный номер торгов на сайте ЕФРСБ http://bankrot.fedresurs.ru - 2505241, на сайте ЭТП http://www.etp-profit.ru - 1241-ОАЗФ).
В своей жалобе заявитель указывает, что <_> на основании приказа ФСТ России от 23.03.2010 N86-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", номер 36.1.107).
Из положений статьи 201 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" следует, что продажа имущества должника - субъекта естественной монополии осуществляется единым лотом в форме конкурса с учетом предъявляемых к нему законом особенностей. Однако в нарушение названной нормы закона, по мнению заявителя, вышеупомянутое имущество <_> выставлено на торги под разными лотами без предъявления предусмотренных действующим законодательством в сфере банкротства особенностей к продаже имущества субъекта естественной монополии.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу <_> в порядке статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" и назначило ее рассмотрение на 11 апреля 2018 года в 10 часов 30 минут.
<_> на процедуру рассмотрения жалобы не явился, представителей не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Представитель конкурсного управляющего в ходе рассмотрения жалобы по существу с доводами жалобы не согласился. Так, в письменных пояснениях (вх.N2483 от 03.04.2018) конкурсный управляющий сообщает, что в соответствии с уведомлением Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.07.2017 N55-11/1268 <_> утратило основания для установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, в связи с несоответствием общества критериям отнесения к владельцам объектов электросетевого хозяйства и территориальным сетевым организациям. 26.02.2018 данным Управлением издан приказ N8/6 "О внесении изменений в Реестр организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование", которым
<_> исключено из раздела III "Услуги по передаче и распределению электрической энергии (мощности)". Также согласно уведомлению ФАС России от 28.03.2018 NСП/21036/18 открыто дело о прекращении государственного регулирования деятельности в отношении <_> в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Следовательно, на момент размещения сообщений о проведении торгов
<_> фактически не отвечало требованиям, предъявляемым к субъектам естественных монополий. Формальное нахождение общества в реестре субъектов естественных монополий, по мнению конкурсного управляющего, не является основанием для применения в отношении должника правил проведения реализации имущества субъектов естественных монополий.
Кроме того, представитель организатора торгов пояснил комиссии, что общество с июля 2017 года не осуществляет услуги по передачи электрической энергии. Процедура конкурсного производства в отношении <_> введена Арбитражным судом Воронежской области по общим правилам Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Изучив жалобу <_>, заслушав представителя организатора торгов, исследовав имеющиеся в распоряжении комиссии документы, комиссия приходит к следующим выводам.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательность проведения торгов по продаже имущества должника в ходе конкурсного производства вытекает из императивных требований Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в связи с чем действия их организатора в лице конкурсного управляющего могут быть обжалованы в антимонопольном органе в порядке и по правилам, установленными указанной статьей.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области по делу N14-9141/2016 от 13.07.2017 <_> признано несостоятельным и в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден <_>
Установлено, что <_>. размещены сообщения о проведении открытых электронных торгов в форме публичного предложения с открытой формой по составу участников, с закрытой формой представления предложений о цене имущества должника <_>, находящегося в залоге у <_> на основании договора об ипотеке NRBA/16298 от 05.02.2015 в следующих источниках: газета <_>; открытых электронных торгов в форме аукциона с открытой формой по составу участников, с закрытой формой представления предложений о цене имущества должника <_> в газете <_>, на сайте <_>.
Из материалов дела следует, что публичной продаже имущества должника подлежит Лот N1, а также имущество, находящееся в залоге у <_> на основании договора об ипотеке NRBA/16298 от 05.02.15г. (Лот N1. Нач. цена продажи Лота N 1 составляет 590 654 700 руб.).
Вместе с тем из представленных организатором торгов документов комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с письмом от 25.07.2017 N55-11/1268 <_> уведомлено Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - УРТ Воронежской области) об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год в отношении общества в связи с выявлением несоответствия данной организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N184.
Приказом УРТ Воронежской области от 26.02.2018 N8/6 <_> исключено из реестра организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, из раздела III "Услуги по передаче и распределению электрической энергии (мощности)".
Письмом от 28.03.2018 NСП/21036/18 <_> уведомлено ФАС России об открытии дела о прекращении государственного регулирования деятельности в отношении <_> в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Между тем статьей 201 Закона о банкротстве предусмотрены специальные условия продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, в частности при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи. Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом (пункт 1).
В силу пункта 2 статьи 201 Закона о банкротстве обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N147-ФЗ) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Сферы деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, представлены в виде закрытого перечня в статье 4 Закона N147-ФЗ, к которым относятся, в том числе услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, для применения вышеназванных специальных норм Закона о банкротстве в отношении должника, являющегося субъектом естественной монополии, должно быть установлено в качестве юридически значимого обстоятельство фактического осуществления должником производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в рассматриваемом случае - в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 10 Закона N147-ФЗ к одной из функций органов регулирования естественных монополий относится формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль (далее - Реестр).
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N147-ФЗ полномочия органа регулирования естественных монополий включают принятие решения о включении в Реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
Между тем положения Закона N147-ФЗ не связывают отнесение организации к субъектам естественных монополий с включением ее в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
Наличие должника в Реестре субъектов естественных монополий, безусловно не свидетельствует о наличии у него такого статуса, которым он может обладать при фактическом осуществлении им деятельности по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2012 NВАС-56/12.
В соответствии с пунктом 5.3.4(2) Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N331, формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов), отнесено к полномочиям ФАС России.
Согласно информации, размещенной в реестре субъектов естественных монополий, приказом ФСТ России от 23.03.2010 N86-э ,<_> отнесено к числу субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в сфере оказания услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии (раздел I, номер 36.1.10.7).
Между тем, как пояснил на заседании комиссии представитель конкурсного управляющего, <_> регулируемую деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии не осуществляет, что подтверждается вышеупомянутыми актами УРТ Воронежской области (уведомление от 25.07.2017 N55-11/1268, приказ от 26.02.2018 N8/6).
Более того, доказательства того, что общество фактически осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии в материалах настоящего дела отсутствуют.
Комиссия Управления также отмечает, что процедура конкурсного производства в отношении <_> введена Арбитражным судом Воронежской области по общим правилам, предусмотренным главой VII Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета положений о банкротстве субъектов естественных монополий.
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что сам по себе факт нахождения <_> в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием для признания организации субъектом естественной монополии, поскольку основополагающим и единственным признаком субъекта естественной монополии является осуществление последним деятельности в условиях естественной монополии, которые в настоящем случае должником не оказывается.
Следовательно, доводы заявителя о необходимости применения к порядку реализации имущества <_> положений о продаже имущества должника - субъекта естественной монополии не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что жалоба <_> является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия
решила:
жалобу <_> на действия конкурсного управляющего <_> при проведении:
- открытых электронных торгов в форме публичного предложения с открытой формой по составу участников, с закрытой формой представления предложений о цене имущества, находящегося в залоге у <_> на основании договора об ипотеке NRBA/16298 от 05.02.2015 (идентификационный номер торгов на сайте ЕФРСБ http://bankrot.fedresurs.ru - 2538006, на сайте ЭТП http://www.etp-profit.ru - 1249-ОТПП);
- открытых электронных торгов в форме аукциона с открытой формой по составу участников, с закрытой формой представления предложений о цене имущества должника (идентификационный номер торгов на сайте ЕФРСБ http://bankrot.fedresurs.ru - 2505241, на сайте ЭТП http://www.etp-profit.ru - 1241-ОАЗФ) признать необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 апреля 2018 г. N 676-ФАС52-02/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.04.2018