Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ОАО "ПКБ "Техноприбор" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ФГУП "Авиакомплект" (далее также - Заказчик, Организатор процедуры) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку, сборку, пусконаладочные работы, запуск оборудования в эксплуатацию ,инструктаж персонала конечного пользователя автоматизированных складских систем хранения (2 шт.) по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение инструментального производства Открытого акционерного общества "Кузнецов", г. Самара" Публичное акционерное общество "КУЗНЕЦОВ", г. Самара, Самарская область" (реестровый N 31806681120, далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя нарушения его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерной закупке товара конкретного производителя.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления процедуры (далее - Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В соответствии с пунктами 1, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно Спецификации оборудования приложения N 1 к договору Закупочной документации Заказчик намерен приобрести оборудование систему складскую для хранения оснастки марки "Single Tower TM-EE 1.1". Предоставление возможности поставки эквивалента требуемого оборудования документацией не предусмотрено.
Вместе с тем Положением о закупках Заказчика не установлен запрет на указание товарного знака, типа, марки продукции.
Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а только определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики. Порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия
их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия
в соответствии с Законом о закупках Положения о закупках.
Установление требований, в том числе конкретной торговой марки закупаемых товаров, без возможности предоставления участниками альтернативных вариантов является правом Заказчика при условии что это не противоречит требованиям Положения о закупках, а также требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно письменным возражения Заказчика ФГУП "Авиакомплект", являясь победителем в открытом одноэтапном конкурсе в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение инструментального производства ОАО "Кузнецов" г. Самара" (реестровый N 31705920011), заключило договор с ПАО "Кузнецов" от 18.04.2018
N 0014.
В рамках указанного договора ФГУП "Авиакомплект", в том числе, обязуется осуществить поставку системы автоматизированной для хранения труб (прутков) Single Tower TM-EE 1.1 в соответствии с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы и согласованной Минпромторгом России.
Вместе с тем Заказчиком были представлены письма, направленные в адрес
ПАО "Кузнецов," с целью рассмотрения возможности замены поставляемого оборудования на аналоги, в том числе, отечественного производства.
Согласно представленным ответам ПАО "Кузнецов" на указанные письма, проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы и согласованной Минпромторгом России, разработана с учетом достижения нормативных значений показателей использования представленных бюджетных инвестиций, характеризующих объем импортозамещения и замена технологического оборудования в рамках реализации проекта не допустима.
Таким образом возможность поставки оборудования иного производителя у Заказчика отсутствует. Необходимость использования продукции конкретного производителя установлена проектно-сметной документацией.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Статьей 3 Закона о закупках установлены основные принципы и положения закупки товаров, в том числе принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Тем не менее, нормы Закона о закупках также не содержат запрета на возможность указывать в документации на торговые марки и предусматривать невозможность поставки эквивалентного товара.
Как было указано ранее, Положением о закупках не установлен запрет указания на товарный знак в закупочной документации.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить необходимый Заказчику товар, с определенными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО "ПКБ "Техноприбор" (ОГРН: 1022101150268, ИНН: 2126000813) на действия ФГУП "Авиакомплект" (ОГРН: 1027739699756, ИНН: 7718014362) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
от 11.07.2018 N ИГ/33247/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июля 2018 г. N 1-00-1256/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.07.2018