Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_>
члены Комиссии: <_>
рассмотрев материалы дела N 06-06/43-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "СуперОмск", местонахождение: 644033, г. Омск, ул. Тютчева, д. 1, пом.II, оф.3, ИНН 5503222601, ОГРН 1105543027017 (далее - ООО "СуперОмск", Общество) рекламы в сети Интернет, содержащей признаки нарушения требований части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - <_> (по доверенности от 13.07.2018),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Омского УФАС России был выявлен факт распространения посредством динамически меняющихся баннеров на сайте информационного агентства "СуперОмск" (www.superomsk.ru) информации следующего содержания: "Прямая трансляция всех матчей чемпионата мира по футболу 14 июня - 15 июля FIFA 2018 Спортивный комплекс "Красная звезда" ЭКРАН 11*5 м Масленникова, 142/1" с изображением футбольного поля и мяча, с использованием официальной символики международной федерации футбольных ассоциаций FIFA (F\x{00e9}d\x{00e9}ration Internationale de Football Association) (акт фиксации от 13.06.2018).
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно выходным данным сайта учредителем информационного агентства "СуперОмск" является ООО "СуперОмск".
Определением от 20.06.2018 Омского УФАС России в отношении ООО "СуперОмск" было возбуждено дело N 06-06/43-2018 по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В ответ на определение о возбуждении дела Омского УФАС России в письме от 20.06.2018 N 17 ООО "СуперОмск" сообщило о том, что "_динамически меняющейся баннер с информацией следующего содержания: Прямая трансляция всех матчей чемпионата мира по футболу 14 июня -15 июля FIFA 2018 Спортивный комплекс "Красная звезда" ЭКРАН 11*5 м Масленникова, 142/1" был предоставлен департаментом информационной политики Администрации г. Омска, что подтверждается письмом исх. N ДИП/35 от 07.06.2018".
На заседании Комиссии Омского УФАС России 17.07.2018 представитель ООО "СуперОмск" <_> поддержал доводы, изложенные ранее в письменных пояснениях, указав, что факт распространения вышеуказанной информации на сайте www.superomsk.ru имел место быть; вместе с тем распространенная информация не является рекламой, поскольку не преследует коммерческих целей, ориентирована на привлечение внимания к зрелищному мероприятию мирового масштаба - чемпионата мира по футболу 2018; баннер не создает ложного представления о причастности ООО "СуперОмск" к международной федерации футбольных ассоциаций.
Комиссия Омского УФАС России не может согласиться с позицией ООО "СуперОмск" ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В письме ФАС России от 20.06.2018 N АД/45557/18 "Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе" указано, что "_под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования...".
В соответствии с пунктом 2 Постановлении Пленума Арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" "_при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака)_".
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе":
- распространена в сети "Интернет" на сайте www.superomsk.ru;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (спортивное мероприятие - чемпионат мира по футболу FIFA 2018), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц, поскольку содержит неперсонифицированную информацию, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации.
В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ) к символике чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года отнесены официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA, в том числе "FIFA", "FIFA 2017", "FIFA 2018" и т.д.
Согласно информации, размещенной на сайте www.ais-agency.ru, представителем правообладателя товарных знаков FIFA является ООО "Агентство интеллектуальной собственности".
В силу части 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
На основании части 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака.
Согласно части 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В соответствии с частью 1 статьи 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 108-ФЗ использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, использование в рекламе официальной символики FIFA без согласия правообладателя является нарушением части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
По определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ООО "СуперОмск" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о том, что распространенная на сайте информационного агентства "СуперОмск" (www.superomsk.ru) информация "Прямая трансляция всех матчей чемпионата мира по футболу 14 июня - 15 июля FIFA 2018 Спортивный комплекс "Красная звезда" ЭКРАН 11*5 м Масленникова, 142/1" является рекламой, поскольку обладает всеми ее квалифицирующими признаками, определенными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" (следует отметить, что платность распространения не является квалифицирующим признаком рекламы).
Учитывая изложенное, реклама "Прямая трансляция всех матчей чемпионата мира по футболу 14 июня - 15 июля FIFA 2018 Спортивный комплекс "Красная звезда" ЭКРАН 11*5 м Масленникова, 142/1" является ненадлежащей, нарушающей требования части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Статьей 38 Федерального закона "О рекламе" дифференцирована ответственность рекламодателя, рекламораспространителя, рекламопроизводителя за нарушение требований законодательства Российской Федерации "О рекламе".
Вместе с тем указанная статья не возлагает на субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель) ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", что делает невозможным привлечение ООО "СуперОмск" к ответственности за нарушение вышеупомянутой нормы.
Учитывая пояснения Общества о том, что "демонстрация указанного баннера на сайте информационного агентства "СуперОмск" www.superomsk.ru была прекращена", Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу "Прямая трансляция всех матчей чемпионата мира по футболу 14 июня - 15 июля FIFA 2018 Спортивный комплекс "Красная звезда" ЭКРАН 11*5 м Масленникова, 142/1", распространенную ООО "СуперОмск" (ИНН 5503222601, ОГРН 1105543027017) на сайте www.superomsk.ru, ненадлежащей, нарушающей требования части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "СуперОмск" не выдавать.
Решение изготовлено в полном объеме 19.07.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 июля 2018 г. N 06-06/43-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.07.2018