Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления, начальник отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Крупчак Т.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Чирова Л.А. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
При участии:
от Заказчика: Никитиной С.В. (директор, приказ от 30.01.2018 N 11);
от Заявителя: Кулешовой И.С. (доверенность от 09.07.2018 N б/н).
УСТАНОВИЛА:
28 июня 2018 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Северодвинское коммунальное хозяйство" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МАУ "Парк культуры и отдыха" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по содержанию и обслуживанию территорий МАУ "Парк культуры и отдыха" (извещение N 31806446320 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с отсутствием требований о наличии в составе заявки на участие в запросе котировок лицензии по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Указанное обстоятельство подпадает под основания для обжалования, определенные пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
МАУ "Парк культуры и отдыха" является заказчиком в понимании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках), который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках Заказчиком принято Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного учреждения "Парк культуры и отдыха", утвержденное Решением Наблюдательного совета муниципального автономного учреждения "Парк культуры и отдыха" (Протокол от 05.04.2018 N 7/2018) (далее - Положение о закупках).
03.05.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31806446320 и документация о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по содержанию и обслуживанию территорий МАУ "Парк культуры и отдыха" (далее --документация о закупке).
Начальная (максимальная) цена договора - 3 086 212,06 рублей.
Заявитель в жалобе указывает, что "Заказчик в документации предусматривает сбор, транспортирование отходов III-IV класса опасности, при этом не предъявляет требование к содержанию в составе заявки на участие необходимой лицензии, что грубо нарушает положения действующего законодательства. _ Заказчик, устанавливая требование наличия лицензии к участнику закупки, при этом не требует документа подтверждающее наличие данной лицензии противоречит сам себе, и нарушает закон. Если устанавливаете требование к наличию лицензии, требуйте документ подтверждающий это, если же нет, то неправомерно вообще устанавливать требование по лицензии. _", ссылаясь при этом на решение Свердловского УФАС России от 03.12.2015 по делу N 1534-з, "где суть заключается в том, что наличие лицензии по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности обязательна, и предъявляется она в требованиях к участнику закупки с требованием представления документа в составе заявки".
Пунктом 9 части 2.3.2 раздела 2 "Информационное обеспечение закупок" Положения о закупках установлено, что "В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: _ требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям_".
Согласно части 15 "Требования к участникам закупки" раздела I "Общие положения" документации о закупке: "участник запроса котировок должен соответствовать следующим обязательным требованиям _ 5) наличие действующей лицензии, выданной участнику закупки на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности согласно постановлению Правительства РФ от 03.10.2015 N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" с указанием следующего вида работ (услуг):
- сбор, транспортирование отходов III-IV класса опасности".
Исходя из части 16 "Требования к содержанию и составу заявки на участие" раздела I "Общие положения" документации о закупке Заказчиком не установлено требование о представлении действующей лицензии, выданной участнику закупки на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности в составе заявки на участие.
В соответствии с пунктом 1.1 проекта договора документации о закупке "Исполнитель обязуется на условиях настоящего договора в соответствии с техническим заданием Заказчика выполнить собственными или привлечёнными силами и средствами комплекс работ по содержанию и обслуживанию территорий МАУ "Парк культуры и отдыха" в городе Северодвинске Архангельской области, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору, (далее - объекты)".
На основании пункта 4.9 проекта договора документации о закупке "Исполнитель вправе привлекать к выполнению работ по настоящему договору субподрядные организации. В случае привлечения к выполнению работ по настоящему договору субподрядной организации Исполнитель осуществляет контроль за выполнением работ, самостоятельно осуществляет расчёты с субподрядчиком, несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по настоящему договору".
Проектом договора документации о закупке не предусмотрено представление Исполнителем по договору действующей лицензии, выданной на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности согласно постановлению Правительства РФ от 03.10.2015 N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" с указанием следующего вида работ (услуг): - сбор, транспортирование отходов III-IV класса опасности.
Объектом закупки является содержание и обслуживание территорий МАУ "Парк культуры и отдыха".
Согласно пункту 1 техническому заданию раздела III "Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка и об условиях договора" документации о закупке (далее - техническое задание) установлены виды и объемы работ, периодичность: "1.2 в весеннее-летне-осенний период
N п/п |
Наименование работ по объектам |
Периодичность, количество |
I. Работы по содержанию объектов в весенне-летне-осенний период: | ||
1. |
Содержание тротуаров: очистка от песка, дернины, мусора, удаление смета (механическим способом, вручную) |
по необходимости, но не реже одного раза в двое суток |
2. |
Очистка территорий (в т.ч. газонов) и урн от бытового мусора и вывоз бытового мусора |
по необходимости, но не реже одного раза в двое суток |
Очистка газонов от опавших листьев и вывоз опавших листьев |
по необходимости, но не менее 2 раз в неделю |
|
Выкашивание травы и ее вывоз; Выкашивание и срезка поросли и ее вывоз |
2 раза за сезон: - до 20.07.2018 - до 10.09.2018 |
|
Уход за зелеными насаждениями (сезонная стрижка кустарников)
|
1 раз за сезон: - до 01.07.2018 |
|
Уборка деревьев и (или) их частей, представляющих угрозу физическим и юридическим лицам при пользовании территориями общего пользования. |
при необходимости (по согласованию с Заказчиком) |
|
3. |
Обеспечение отвода талых вод |
по необходимости, в период таяния снега |
4. |
Обследование объектов на предмет выявления: - провалов, просадок, иных разрушения аварийного характера на газонах; - разрушенных (утерянных) люков и крышек колодцев; - поврежденных малых архитектурных форм; - аварийно-опасных деревьев или веток деревьев |
ежедневно |
5. |
Устранение выявленных Заказчиком замечаний по содержанию объектов, в том числе по предписаниям контролирующих органов
|
в течение 1 суток с момента выдачи замечаний |
6. |
Ликвидация рекламной продукции на объектах (в т.ч. с леерного ограждения, деревьев, малых архитектурных форм)
|
ежедневно |
7. |
Ремонт и покраска малых архитектурных форм: скамеек, урн, вазонов, леерных ограждений, бетонного поребрика, памятных знаков, парапетов |
2 раза за сезон: - до 30.05.2018 - до 20.07.2018 (количество (объем) по согласованию с Заказчиком) |
8. |
Мойка плит у Монумента "Ратному подвигу Северодвинцев" (сквер Ветеранов)
|
2 раза за сезон: - до 30.05.2018 - до 20.07.2018 (по согласованию с Заказчиком) |
9. |
Ремонт шлагбаума (Приморский парк) |
По заявке Заказчика |
10 |
Установка (замена) флагов в флагштоках на набережной Зрячева о.Ягры |
По заявке Заказчика |
11. |
Установка контейнеров ТБО, на каждый объект (не менее 3-х штук), дополнительных урн и последующий вывоз (в течении суток) на проведение праздничных мероприятий (9 мая, День города, День ВМФ) |
По заявке Заказчика |
12. |
Устройство цветников: подготовка почвы, внесение удобрений, посадка цветов с нанесением рисунка в клумбы; уход за цветниками (поливка, прополка, подкормка); штыковка почвы в осеннее время; посадка рассады (цветов) в бетонные вазоны. |
-с 02 июня 2018 года в течение 10 дней;
- в течение сезона (по необходимости)
-с 15 сентября 2018 года в течение 5 дней. (сроки, виды и цветовая гамма по согласованию с Заказчиком) |
13. |
Непредвиденные (аварийные) работы |
По согласованию с Заказчиком |
1.2 в зимний период
N п/п |
Наименование работ по объектам |
Периодичность, количество |
I. Работы по содержанию объектов в зимний период: | ||
1. |
Содержание тротуаров: снегоочистка объекта, подметание и сгребание снега, расчистка от снежных заносов, уборка и разбрасывания снежных валов (механическим способом, вручную) |
по необходимости, при неблагоприятных погодных условиях (снегопад, метель, гололед и др.) не реже 1 раза в сутки |
2. |
Борьба с зимней скользкостью, включающая приготовление и хранение противогололедных материалов, обработка покрытий объекта материалами с антигололедными свойствами |
ежедневно |
3. |
Ликвидация наледных образований |
по необходимости |
4. |
Обеспечение отвода талых вод |
по необходимости, в период таяния снега |
5. |
Обследование объектов на предмет выявления: - провалов, просадок, иных разрушения аварийного характера; - разрушенных (утерянных) люков и крышек колодцев; - поврежденных малых архитектурных форм; - аварийно-опасных деревьев или веток деревьев |
ежедневно |
6. |
Очистка территорий и урн от бытового мусора и вывоз бытового мусора |
по необходимости, но не реже одного раза в двое суток |
7. |
Устранение выявленных Заказчиком замечаний по содержанию объектов, в том числе по предписаниям контролирующих органов
|
в течение 1 суток с момента выдачи замечаний |
8. |
Ликвидация рекламной продукции на объектах (в т.ч. с леерного ограждения, деревьев, малых архитектурных форм)
|
ежедневно |
9. |
Непредвиденные (аварийные) работы |
По согласованию с Заказчиком |
Частью 13.1 "Требования к участникам закупки" раздела 13 "Требования к участникам закупки" Положения о закупках определено, что "_ Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Не допускается ограничивать допуск к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки".
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Исходя из технического задания, следует, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV класса опасности не является основным видом работ по закупке, в связи с чем требование от участника закупки наличия действующей лицензии, выданной на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, может привести к ограничению потенциальных участников.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.
Согласно техническому заданию услуги по содержанию и обслуживанию территорий МАУ "Парк культуры и отдыха" может оказывать лицо, не имеющее действующую лицензию на сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV класса опасности. Услуги по сбору, транспортированию, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов может оказывать иное лицо, привлеченное на субподряд, имеющее указанную лицензию.
Вместе с тем, Заказчик в составе заявки правомерно не требует представить копию вышеуказанной лицензии, ее наличие также не предусмотрено проектом договора.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 13.1 "Требования к участникам закупки" раздела 13 "Требования к участникам закупки" Положения о закупках.
При этом Архангельское УФАС России отмечает, что Заявитель по жалобе при подаче заявки на участие в запросе котировок указывает следующее: "Изучив извещение о закупке N 31806446320 и документацию о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по содержанию и обслуживанию территорий МАУ "Парк культуры и отдыха" (МАУ "ПКиО") безоговорочно принимая установленные в них требования и условия, Общество с ограниченной ответственностью "Северодвинское коммунальное хозяйство" _ предлагает заключить договор_".
Следовательно, на момент подачи заявки на участие в запросе котировок Заявитель был согласен с требованиями документации о закупке.
Согласно пояснению представителя Заказчика 28.06.2018 между Заказчиком и победителем запроса котировок ООО "Ресурс" заключен договор. 03.07.2018 Заказчиком было получено уведомление о рассмотрении жалобы Заявителя, после заключения договора.
Архангельское УФАС России отмечает, что решение Свердловского УФАС России от 03.12.2015 по делу N 1534-з вынесено о соблюдении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании чего во внимание Комиссией не принимается.
Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Северодвинское коммунальное хозяйство" обоснованной в части неправомерного установления требования о наличии действующей лицензии, выданной на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности согласно постановлению Правительства РФ от 03.10.2015 N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" у участников закупки.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 13.1 "Требования к участникам закупки" раздела 13 "Требования к участникам закупки" Положения о закупках.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что договор заключен.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Т.С. Крупчак
Л.А. Чирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 28 июня 2018 г. N 32юл-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.07.2018