Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Лепесток" (далее - Заявитель) на действия ГКУ СО КК "Ейский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" при проведении запроса котировок: "Самоспасатель универсальный фильтрующий" (извещение N0318200032818000034) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации запроса котировок, считает, что требования, установленные к товару, противоречат ГОСТ Р 53261-2009. Заказчик требует включить в комплект поставки товара руководства по эксплуатации БКРФ.305262.042 РЭ, которое входит в комплект только одного изделия конкретного производителя, а именно: самоспасатель "Бриз-3401 (ГДЗК)" производства ООО "Бриз-Кама".
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении запроса котировок, письменные пояснения по существу жалобы. Документация запроса котировок разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГКУ СО КК "Ейский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" проводился запрос котировок: "Самоспасатель универсальный фильтрующий" (извещение N0318200032818000034).
Начальная (максимальная) цена контракта - 81 200,00 руб.
Согласно п.1) ч.1 ст.73 Заклан о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация запроса котировок содержит Приложение N1 "Техническое задание", в котором Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Технические характеристики самоспасателя универсального фильтрующего (ГДЗК).
Наименование показателя |
Значение показателя |
1. Сопротивление дыханию самоспасателя при легочной вентиляции 50дм3/мин и постоянному потоку при объемном расходе 95 дм3/мин воздуха, Па (мм.вод.ст.), не более - на вдохе - на выдохе |
800 (80,0) 300 (30,0) |
2. Коэффициент подсоса аэрозоля СМТ в подмасочное пространство капюшона, %, не более |
2.0 |
3. Коэффициент подсоса аэрозоля СМТ под капюшон в зоне смотрового окна, не более % |
5,0 |
4. Время защитного действия по парам (газам) тест-веществ, мин, не менее: оксид углерода (СО) при Со=4375_125 мг/м3 |
30 |
цианид водорода (HCN) при Со=400_40 мл/м3 |
30 |
хлорид водорода (НО) при Со=ЮОО_1Оомл/м3 |
30 |
акролеин (С3Н4О) при Со=1ОО_1О мл/м* |
30 |
аммиак (NHs) при Со-1400 мг/м5 |
30 |
сульфид водорода (H2S) при Со-700 мг/м1 |
30 |
хлор (Ch) при Со-Ромг/м* |
30 |
циклогексан (СвНц) при Co=1OOOmz/mj |
30 |
диоксид серы (SO2) при Со=7ОО мг/м* |
30 |
изобутан (CMw) при Со= 3000 mz/mj |
15 |
оксиды азота: (N0) при Со-3100 мг/м* (NO2) при Со=48Оомг/м3 |
30 |
ртуть (Hg) при Сп~13_1 мг/м1 |
6000 |
хлорциан (CICN) при С0-=5000 мг/м3 |
20 |
декан (С10Н22) при С0=50 мг/м3 |
30 |
5. Масса самоспасателя, г, не более |
1000 |
6. Время перевода изделия в рабочее положение, с, не более |
60 |
7. Общее поле зрения, %, не менее |
70 |
8. Срок службы самоспасателя в состоянии ожидания применения, лет, не менее |
5 |
Для данного товара руководящим техническим регламентом является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - ТР ТС 019/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года N878 (самоспасатели фильтрующие включены в приложение N1 "Типы средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза" к данному техническому регламенту). Руководящим документом национальной системы стандартизации для данного вида товара является ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее ГОСТ Р 53261-2009).
Заказчиком установлено требование:
4. Время защитного действия по парам (газам) тест-веществ, мин, не менее: |
30 |
хлорид водорода (НО) при Со=ЮОО_1Оомл/м3 |
30 |
акролеин (С3Н4О) при Со=1ОО_1О мл/м* |
30 |
Указание концентрации тест-вещества хлорид водорода представленное Заказчиком содержит опечатки и технические ошибки, так как в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 концентрация тест-вещества: хлорид водорода должна составлять Со=1000_100 мл/м3; акролеин должна составлять Со=100_10 мл/м3.
Заказчиком установлено:
4. Время защитного действия по парам (газам) тест-веществ, мин, не менее: оксид углерода (СО) при Со=4375_125 мг/м3 |
30 |
аммиак (NHs) при Со-1400 мг/м5 |
30 |
сульфид водорода (H2S) при Со-700 мг/м1 |
30 |
хлор (Ch) при Со-Ромг/м* |
30 |
циклогексан (СвНц) при Co=1OOOmz/mj |
30 |
диоксид серы (SO2) при Со=7ОО мг/м* |
30 |
изобутан (CMw) при Со= 3000 mz/mj |
15 |
оксиды азота: (N0) при Со-3100 мг/м* (NO2) при Со=48Оомг/м3 |
30 |
ртуть (Hg) при Сп~13_1 мг/м1 |
6000 |
хлорциан (CICN) при С0-=5000 мг/м3 |
20 |
декан (С10Н22) при С0=50 мг/м3 |
30 |
Установленные Заказчиком сочетания символов как "м1", "Со-Ромг/м*", "1OOOmz/mj", "mz/mj", "м5" не могут быть однозначно определены.
ТР ТС 019/2011 и ГОСТ Р 53261-2009 не содержат упоминаний о таких веществах, как: аммиак, сульфид водорода, хлор, циклогексин, диоксид серы, изобутан, оксиды азота, ртуть, хлорциан, декан. Следовательно, данные требования являются нестандартными и избыточными.
В ТР ТС 019/2011 и ГОСТ Р 53261-2009 указанные Заказчиком тест-вещества отсутствуют.
В нарушение п.2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено обоснование использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Обоснование использования нестандартных показателей документация не содержит.
Заказчиком установлено требование:
Комплектность
Составные и комплектующие части изделия |
Количество |
Самоспасатель в герметичном металлизированном пакете |
1 шт. |
Сумка (футляр) для самоспасателя |
1 шт. |
Руководство по эксплуатации БКРФ.305262.042 РЭ |
1 экз. на упаковочную тару |
Паспорт на партию изделий |
1 шт. на первую упаковочную тару |
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчик требует включить в комплект поставки товара руководство по эксплуатации БКРФ.305262.042 РЭ, которое входит в комплект только одного изделия конкретного производителя, а именно: самоспасатель "Бриз-3401 (ГДЗК)" производства ООО "Бриз-Кама".
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе установлено требование о поставке конкретного товара самоспасатель "Бриз-3401 (ГДЗК)" производства ООО "Бриз-Кама".
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки Комиссией было установлено нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Заказчиком в аукционной документации установлено требование к участникам закупки в соответствии с недействующей с 04.06.2014 г. редакцией Закона о контрактной системе, а именно: правомочность участника закупки заключать контракт.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лепесток" обоснованной.
Признать в действиях Заказчика - ГКУ СО КК "Ейский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчику - ГКУ СО КК "Ейский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (Котировочной комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 361
по делу N ЗК-81/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
12 июля 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
на основании своего решения от 12.07.2018 г. по делу NЗК-81/2018 принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Лепесток" на действия ГКУ СО КК "Ейский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" при проведении запроса котировок: "Самоспасатель универсальный фильтрующий" (извещение N0318200032818000034) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
Заказчику - ГКУ СО КК "Ейский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (Котировочной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе путем отмены протокола рассмотрения котировочной заявки и внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЗК-81/2018 от 12.07.2018 г.
Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 27.07.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 июля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.07.2018