Резолютивная часть объявлена 30.01.2018.
В полном объеме решение изготовлено 13.02.2018.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<_> - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
<_> - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
рассмотрев дело NА-131/10-17 в отношении АО "ВСК" (453109, РБ, г. Стерлитамак, ул. Днепровская, д. 3) по признакам нарушения части 1 статьи 10, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан поступило заявление (вх.N12929 от 27.09.2017) ТСЖ "Родник" (453115, РБ, г. Стерлитамак, ул. Щербакова, 7) (далее - Заявитель) с жалобой на действия АО "Водоснабжающая компания" (453109, РБ, г. Стерлитамак, ул. Днепровская, д.3) (далее также - Ответчик), выразившиеся в необоснованном взимании платы на ОДН по водоотведению за период с декабря 2015 года по декабрь 2016.
Исходя из сведений, представленных Заявителем, 11 января 2011 года ТСЖ "Родник" и ЗАО "ВСК" заключили договор N483 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
Спор между сторонами сводится к разногласиям по поводу методики расчета объема оказанных услуг по водоотведению.
Согласно пункту 4.3 договора "объём водоотведения Абонента определяется по приборам учета расхода сточных вод, а при их отсутствии устанавливается суммарному объёму водопотребления из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжение. Объём водопотребления из источников водоснабжения Абонента определяется в порядке предусмотренном для определения объёмов водопотребления из системы централизованного водоснабжения (пункт 4.2. настоящего договора) Объём водоотведения Абонента может быть уменьшен по отношению к объёму водопотребления по обоснованному и согласованному с Водоканалом балансовому расчету в случае использования питьевой воды в составе выпускаемой продукции, либо наличия у Абонента самостоятельного выпуска в водоем. Балансовый расчет предоставляется ежемесячно".
ЗАО "ВСК" выставлялась плата за водоотведение Абонента исходя из объема воды, поданной в жилые и нежилые помещения потребителей в многоквартирном доме из всех источников централизованного водоснабжения.
Расчеты указанным способом подтверждаются приложенными актами ЗАО "ВСК" за период с декабря 2015 года по декабрь 2016 года.
ТСЖ "Родник" считает, что, в связи с изменением действующего законодательства, в отсутствие общедомового прибора учета сточных вод и индивидуальных приборов учета сточных вод объем водоотведения по многоквартирному жилому дому определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных индивидуальными приборами учета конечного потребителя (собственника жилого и нежилого помещения), а в случае их отсутствия - по нормативам потребления конечного потребителя (собственника жилого и нежилого помещения).
Согласно статье 422 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В пунктах 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 и вступили в силу с 01.09.2012.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N124 и вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012.
В пункте 21 Правил N124 установлена формула расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту.
Из названных норм материального права следует, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды либо при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды норматива водопотребления и норматива водоотведения на общедомовые нужды (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.04.2016 NФ09-1889/16 по делу NА07-18527/2015, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.12.2014 NФ01-5116/2014 по делу NА82-14312/2013, постановление Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного суда N18АП-3392/2016, Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу NА07-21640/2015).
Многоквартирные дома ТСЖ "Родник" не оборудованы общедомовыми, индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета сточных бытовых вод.
Правительство Российской Федерации Постановлением N344 внесло изменения в Правила N306, согласно которым из положений Правил N306 исключены понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными в Постановлении N344 (вступили в силу с 27.04.2013).
Таким образом, с указанной даты отсутствует норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому.
Следовательно объем услуги по водоотведению, предоставляемой в отношении управляемых ТСЖ "Родник" многоквартирных жилых домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод и индивидуальные приборы сточных вод, не мог быть рассчитан по показаниям общедомовых приборов учета холодной и горячей воды.
Данные доводы также установлены в Определении Верховного суда Российской Федерации от 25.08.2015 по делу N307-ЭС15-8761.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела NА-33/10-16 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности счета фактуры за период с января 2015 года по май 2016 года, установила, что ЗАО "Водоснабжающая компания" неправомерно выставляло плату на водоотведение исходя из количественных показателей общедомовых приборов учета потребления холодной и горячей воды, что ущемляет права ТСЖ "Родник", а также собственников жилых помещений в управляемых ТСЖ "Родник" многоквартирных жилых домах, которым предоставлялась коммунальная услуга по водоотведению, о чем 12.07.2016 было вынесено Решение (в полном объеме решение изготовлено 25.07.2016).
Вместе с этим, Заявителем также оспаривается порядок определения плату на водоотведение за период 01.07.2016 по 31.12.2016.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественно монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
На основании вышеизложенного и в соответствии с Приказом от 26.10.2017 N496 в отношении АО "ВСК" (453109, РБ, г. Стерлитамак, ул. Днепровская, д. 3) возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
11 января 2011 года ТСЖ "Родник" и ЗАО "ВСК" заключили договор N483 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно пункта 4.3 договора "объём водоотведения Абонента определяется по приборам учета расхода сточных вод, а при их отсутствии устанавливается суммарному объёму водопотребления из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжение. Объём водопотребления из источников водоснабжения Абонента определяется в порядке предусмотренном для определения объёмов водопотребления из системы централизованного водоснабжения (пункт 4.2. настоящего договора) Объём водоотведения Абонента может быть уменьшен по отношению к объёму водопотребления по обоснованному и согласованному с Водоканалом балансовому расчету в случае использования питьевой воды в составе выпускаемой продукции, либо наличия у Абонента самостоятельного выпуска в водоем. Балансовый расчет предоставляется ежемесячно".
Спор между сторонами сводится к разногласиям по поводу методики расчета объема оказанных услуг по водоотведению за период 01.07.2016 по 31.12.2016.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 N603 внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе внесены изменения в абзац первый подпункта "в" пункта 21 Правил N124.
Письмом N28483-АЧ/04 от 02.09.2016 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" направило информацию, в том числе касательно вопроса определении объемов сточных вод в договорах водоотведения, заключаемых между организацией, осуществляющей водоотведение, и исполнителями коммунальных услуг с учетом изменений в нормативные правовые акты, внесенных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 N603.
Указанные изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603, вступили в силу со дня его официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2016).
На основании вышеизложенного, ЗАО "Водоснабжающая компания" 01.07.2016 выставлялась плата за водоотведение исходя из объема воды, поданной в жилые и нежилые помещения потребителей в многоквартирном доме из всех источников централизованного водоснабжения.
Вместе с этим, из комплексного анализа жилищного законодательства РФ вытекает следующее:
Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 N253, подпункт "б" пункта 2 которого устанавливает:
"2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:
6) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возни
"4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации".
Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.
Абзац 2 пункта 13 Правил N354 устанавливает: "Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации".
Приведенные нормы коррелируются с Определением ВАС РФ от 30.05.2014 NВАС-6046/14 ("Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)") и с Определением ВС РФ от 25.08.2015 по делу N307-ЭС15-8761 ("В силу пункта 13 Правил N354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту").
Исходя из указанного, объем отводимых сточных вод, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг (далее - ИКУ) в пользу ресурсоснабжающей организации (далее - РСО), равен объему водоотведения, подлежащего оплате потребителями такой услуги в пользу ИКУ. То есть расчет должен вестись именно в соответствии с Правилами N354. Закон 416-ФЗ в данном случае применению не подлежит.
Приведенная позиция подтверждается судебной практикой. Так Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2017 по делу NА42-7455/2016 установлено:
"В силу прямого указания пункта 13 Правил N354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона N416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.
Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил N354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.
Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил N354.
Принимая во внимание, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что расчет требований по услуге водоотведения является правильным, нельзя признать обоснованным.
Ссылка судов на Постановление N603 является несостоятельной, поскольку внесение изменений в Правила N124 не привело к изменениям в Правилах N354, которые в спорный период регулировали отношения сторон. Кроме того, до внесения изменений в подпункт "в" пункта 21 Правил N124 приведенная в данной норме формула применялась не полностью, так как значение объемов водоотведения на общедомовые нужды не определялось (равнялись нулю)".
Следовательно, ЗАО "ВСК" не имело правовых оснований для получения с ТСЖ "Родник" платы за водоотведение в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 из расчета объема водоотведения равного объему водопотребления.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественно монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 и статьи 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемление интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Следует отметить, что злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц.
Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела NА-131/10-17 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности счета-фактуры за период с 01.07.2016 по 31.12.2016, считает, что доводы ответчика об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными.
Комиссия приходит к итоговому выводу о нарушении ЗАО "Водоснабжающая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать АО "Водоснабжающая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации не выдавать в связи с прекращением злоупотребления доминирующим положением и устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 января 2018 г. N А-131/10-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.02.2018