Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2018.
Решение в полном объеме изготовлено 08.06.2018.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству территории общего пользования сквера в районе улицы Школьная, д. 10 г. Лебедянь Липецкой области (реестровый номер 0146300037818000029) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 04.06.2018 поступила жалоба индивидуального предпринимателя <...> (далее - заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик - администрация городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, уведомленный надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил своего представителя для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
В жалобе заявителя указано, что в нарушение требований Закона о контрактной системе в составе аукционной документации, размещенной на официальном сайте закупок, отсутствует проект контракта.
Представители заказчика согласны с жалобой заявителя.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 04.06.2018 N217, Комиссия установила следующее:
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 885 760,74 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Аукционная документация, со всеми обязательными приложениями, по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор. В свою очередь, оферта должна содержать все существенные условия будущего договора (ст. 435 ГК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В ходе анализа документации об электронной аукционе, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, Комиссией установлено, что в документации нет такого приложения, как проект контракта. При этом, отдельным файлом проект контракта также не размещен на официальном сайте.
Частью 2 ст. 70 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Отсутствие в составе документации об электронном аукционе проекта контракта делает невозможным завершение определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в части заключения контракта в соответствии с требованиями ст. 70 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, требование ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком не соблюдено.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Комиссией установлено, что в п. 11 документации об электронном аукционе установлено дополнительное требование к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта н (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит понятия строительства, реконструкции объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства:
- строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
- реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При этом, упомянутая статья содержит понятие благоустройства территории (деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий). Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Из приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства, благоустройство территории являются различными видами градостроительной деятельности.
Объектом электронного аукциона является выполнение работ по благоустройству территории общего пользования сквера.
При рассмотрении жалобы установлено, что заказчиком не закупаются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов.
При таких обстоятельствах, требования Постановления N 99 не распространяются на электронный аукцион.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Следовательно, заказчик, установив рассмотренное дополнительное требование к участникам без учета положений Постановления N 99, допустил нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <...> на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству территории общего пользования сквера в районе улицы Школьная, д. 10 г. Лебедянь Липецкой области (реестровый номер 0146300037818000029) обоснованной.
2. Признать нарушения ч. 3 и ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе в действиях администрации городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 166-м/18
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
"08" июня 2018 года г. Липецк
Резолютивная часть предписания оглашена 08.06.2018.
Предписание в полном объеме изготовлено 08.06.2018.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <_> на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству территории общего пользования сквера в районе улицы Школьная, д. 10 г. Лебедянь Липецкой области (реестровый номер 0146300037818000029) (далее- электронный аукцион) и проведения внеплановой проверки по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании решения N 166-м/18 от 08.06.2018, в соответствии с ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии администрации городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в срок до 20.06.2018 отменить протокол рассмотрения заявок от 04.06.2018, принятый в ходе проведения электронного аукциона.
2. Администрации городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в срок до 20.06.2018:
- устранить нарушения Закона о контрактной системе, установленные в решении Комиссии Липецкого УФАС России N 166-м/18 от 08.06.2018, путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом выводов, содержащихся в решении Комиссии Липецкого УФАС России N 166-м/18 от 08.06.2018, и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru информацию об отмене протокола, указанного в п. 1 предписания;
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" незамедлительно:
- отменить протокол проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории общего пользования сквера в районе улицы Школьная, д. 10 г. Лебедянь Липецкой области (реестровый номер 0146300037818000029) от 07.06.2018;
- обеспечить техническую возможность отмены аукционной комиссией протокола, указанного в п. 1 предписания, и внесения заказчиком изменений в документацию об электронном аукционе;
- обеспечить продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- разместить на электронной площадке информацию об отмене протокола рассмотрения заявок и протокола проведения электронного аукциона, и о новом сроке подаче заявок;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе об отмене протокола рассмотрения заявок и протокола проведения электронного аукциона;
- обеспечить участникам электронного аукциона, ранее подавшим свои заявки на участие в электронном аукционе, возможность отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения;
- совершить в пределах полномочий иные действия по исполнению предписания.
4. Заказчику и оператору электронной площадки в трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения. Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 8 июня 2018 г. N 166-м/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.06.2018