Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
<_>- заместителя руководителя- начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<_>- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <_>- специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 23-08/2018, возбужденное по факту превышения нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире телеканала "Телевидение Усть-Катава" относительно общей продолжительности вещания указанного телеканала в час, с признаками нарушения требований части 3 статьи 14 Федерального Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии директора Автономная некоммерческая организация "Городская телерадиокомпания" г. Усть-Катава (далее - АНО "ГТРК" г. Усть-Катава) - <_>,
УСТАНОВИЛА:
в Челябинское УФАС России поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - Управление Роскомнадзора по Челябинской области) о превышении нормативов продолжительности вещания рекламы в телепрограмме, установленных законодательством Российской Федерации в сфере рекламной деятельности.
Из заявления следует, что за период с 12 часов 00 минут 19 января 2018 года по 13 часов 00 минут 19 января 2018 года в эфир телеканала "Телевидение Усть-Катава" вышел 1 рекламный ролик продолжительностью 27 секунд - 48,21 % от общей продолжительности вещания телеканала Телевидение Усть-Катава" в час, поскольку иных программ собственного вещания указанного радиоканала в обозначенный период не выходило.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлено Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ N ТУ74-01313 от 30.03.2017, подтверждающее регистрацию телеканала "Телевидение Усть-Катава" в качестве средства массовой информации (далее - СМИ).
АНО "ГТРК" г. Усть-Катава представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснено, что Общество не отрицает факта совершения правонарушения, выразившегося в превышении с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут 19 января 2018 года объема рекламы над уровнем, установленным законодательством, вместе с тем указывает, что рекламный ролик об анонсе ежегодного культурного мероприятия "Праздник народного творчества "Крещенский вечерок" носит характер социальной рекламы и не должен был быть включен в расчет объема рекламы.
Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ телеканала "Телевидение Усть-Катава" выявлено превышение нормативов вещания общей продолжительности рекламы относительно общей продолжительности вещания телеканала в час.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области на файловом депозите в сети "Интернет" на странице "Яндекс.Диск" по адресу: https://yadi.sk/d/4zWeu7523S6u6J размещена запись вещания, транслируемая телеканалом "Телевидение Усть-Катава", продолжительность записи составляет 15 часов 12 минут 19 секунд, начиная с 00 часов 00 минут 19 января 2018 года. Совместно с заявлением Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена Справка о результатах анализа записей эфира на 25 ТВК в г. Усть-Катаве Челябинской области за период с 00 ч. 00 мин. 15.01.2018 по 23 ч. 59 мин. 21.01.2018.
Специалистами Челябинского УФАС России просмотрены представленные Управлением Роскомнадзора по Челябинской области записи эфира телеканала "Телевидение Усть-Катава", размещенные в сети "Интернет" по адресу: https://yadi.sk/d/4zWeu7523S6u6J, о чем составлен Акт осмотра N 25-2018 от 07 марта 2018 года.
По результатам осмотра установлено, что телеканал "Телевидение Усть-Катава" вещает на чистоте вещания СМИ "ТНТ".
За период с 12 часов 00 минут 19.01.2018 по 13 часов 00 минут 19.01.2018 в эфир телеканала "ТНТ", ретрансляцию которого осуществляет АНО "ВГТРК" г. Усть-Катава, вышло 33 рекламных ролика, общей продолжительностью 8 (восемь) минут 45 (сорок пять) секунд, общее время вещания телеканала "ТНТ" за указанный период составило 59 (пятьдесят девять) минут; общее время трансляции телеканала "Телевидение Усть-Катава" составило 1 (одна) минуту, время трансляции рекламы - 38 (тридцать восемь) секунд.
В целом продолжительность рекламы, транслируемой АНО "ВГТРК" г. Усть-Катава 19.01.2018 в период с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут составляет 563 (пятьсот шестьдесят три) секунды или 9 (девять) минут 23 (двадцать три) секунды в течение одного часа.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
Из содержания данной нормы закона следует, что общая продолжительность распространяемой (в том числе наложением на кадр бегущей строки) рекламы, не может превышать 9 минут (15% от одного часа вещания в процентном соотношении) в течение одного астрономического часа.
Понятие телепрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), в соответствии с которой под телепрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Согласно той же статье под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.
При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления телевизионного вещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно Свидетельству о регистрации СМИ Эл N ТУ74-01313 от 30.03.2017 учредителем СМИ "Телевидение Усть-Катава" является Автономная некоммерческая организация "Городская телерадиокомпания" г. Усть-Катава (далее - АНО "ГТРК" г. Усть-Катава).
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Выписка из ЕГРЮЛ), основным видом деятельности АНО "ГТРК" г. Усть-Катава является деятельность в области радиовещания, дополнительными видами деятельности являются: издание газет; деятельность в области телевизионного вещания.
Согласно свидетельству о регистрации СМИ, Телеканал "Телевидение Усть-Катава" имеет следующую примерную тематику (специализацию): информационно-аналитическая, развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Форма периодического распространения: телеканал. Язык распространения: русский. Территория распространения: город Усть-Катав (Челябинская область)
30 октября 2012 АНО "ГТРК" г. Усть-Катава выдана лицензия на осуществление телевизионного вещания телеканала N 22195 сроком до 21 ноября 2022 года. Наименование распространяемого СМИ "Телевидение Усть-Катава"; "ТНТ". Общий объем вещания составляет 168 часов в неделю.
01 февраля 2008 года между Открытым акционерным обществом "ТНТ-Телесеть" (далее - ОАО "ТНТ-Телесеть") и АНО "ГТРК" г. Усть-Катава заключен Лицензионный договор N РС/314/ПР (далее - Договор), предметом которого является предоставление Вещателю (АНО "ГТРК" г. Усть-Катава) права на прямое (в режиме реального времени) одноразовое сообщение в эфир (ретрансляцию) сообщения телепередач ОАО "ТНТ-Телесеть" на территории вещания, указанной в Лицензии АНО "ГТРК" г. Усть-Катава с учетом часовых поясов, с использованием технических средств эфирного телевещания, находящихся как в собственности Вещателя, так и в собственности других организаций (пункт 1.1. Договора).
Пункт 1.2. Договора устанавливает, что составляющие блоки аудиовизульные произведения, рекламные и иные материалы будут определяться в расписания передач и посекундных сетках ОАО "ТНТ-Телесеть".
В соответствии с Примечанием к пункту 1.8 Договора распространение АНО "ГТРК" г. Усть-Катава на территории вещания рекламы, размещаемой в Программных блоках ОАО "ТНТ-Телесеть" и третьими лицами по указанию (с разрешения) ОАО "ТНТ-Телесеть" и доставляемой Вещателю в составе телевизионного сигнала Программных блоков (сетевой рекламы), осуществляется на основании договора об оказании услуг по распространению рекламы между ОАО "ТНТ-Телесеть" и АНО "ГТРК" г. Усть-Катава.
Согласно пункту 3.2.8. Договора, АНО "ГТРК" г. Усть-Катава обязано размещать региональные рекламные блоки для регионального вещания общей продолжительностью в будние и выходные дни не более 9 (девяти) минут в течение часа, а в получасовом "окне" для регионального вещания - не более 4 (четырех) минут 30 (тридцати) секунд.
Таким образом, анализ норм Закона о СМИ и условий Договора показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется с учетом выходов всей рекламной информации в течение часа, включая федеральную и региональную.
Довод АНО "ГТРК" г. Усть-Катава о том, что в расчет объема рекламы не должна была быть включена реклама мероприятия "Крещенский вечерок" ввиду ее социальной направленности не принят Комиссией по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимаются, в том числе мероприятия, включая концерт, конкурс, фестиваль. В данном случае информация о проведении культурного мероприятия "Крещенский вечерок" является рекламой в силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, поскольку содержит сведения о цене билета на посещение данного мероприятия, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование и поддержание интереса к проведению указанного мероприятия.
Таким образом, рекламная информация о проведении развлекательного мероприятия "Крещенский вечерок" на возмездной основе учитывается при расчете объема рекламы в эфире телеканала в течение часа.
19 января 2018 года в период с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут (местного времени) эфире 25 ТВК СМИ Телеканал "Телевидение Усть-Катава" осуществлялось распространение следующей рекламы:
Общее время распространения рекламы в эфире 25 ТВК СМИ Телеканал "Телевидение Усть-Катава" 19.01.2018 с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут, вещаемого в г. Усть-Катаве Челябинской области совместно с федеральной рекламной врезкой составляет 9 минут 23 секунды или 15, 64 % в процентном соотношении от времени часа; исключительно региональной рекламы - 38 секунд от 1 минуты (60 секунд) вещания телеканала "Телевидение Усть-Катава" в час, то есть 63, 3%.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям, установленным частью 3 статьи 14 Закона о рекламе, как в совокупности с федеральной рекламой, так и исключительно в отношении региональных рекламных блоков.
Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рекламы в эфире телеканала "Телевидение Усть-Катава" является АНО "ГТРК" г. Усть-Катава как учредитель указанного СМИ.
Материалы, указывающие на принятие АНО "ГТРК" г. Усть-Катава мер по прекращению нарушения рекламного законодательства по состоянию на 10 мая 2018 года антимонопольным органом не получены, в связи с чем Комиссия считает возможным выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать АНО "ГТРК" г. Усть-Катава нарушившим часть 3 статьи 14 Закона о рекламе, при распространении 19 января 2018 года в период с 12-00 по 13-00 рекламы в г. Усть-Катав Челябинской области в эфире телеканала "Телевидение Усть-Катава", продолжительность которой превышает установленные нормативы относительно продолжительности вещания телеканала в час.
2. Выдать АНО "ГТРК" г. Усть-Катава предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО "ГТРК" г. Усть-Катава и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
10 мая 2018 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
<_> - заместителя руководителя- начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
члены Комиссии: |
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <_> - специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
на основании своего решения от 10.05.2018 по делу N 23-08/2018 о признании Автономной некоммерческой организации "Городская телерадиокомпания" г. Усть-Катава (далее - АНО "ГТРК" г. Усть-Катава) нарушившим часть 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), при распространении 19 января 2018 года в период с 12-00 по 13-00 в г. Усть-Катаве Челябинской области рекламы в эфире телеканала "Телевидение Усть-Катава", продолжительность которой превышает установленные нормативы относительно продолжительности вещания телеканала в час,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. АНО "ГТРК" г. Усть-Катава незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о рекламе, а именно при распространении рекламы на телеканале "Телевидение Усть-Катава" г. Усть-Катав Челябинской области соблюдать требования части 3 статьи 14 Закона о рекламе в части объема продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала "Телевидение Усть-Катава" относительно общей продолжительности о вещания указанного телеканала в час.
2. АНО "ГТРК" г. Усть-Катава представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22 июня 2018 года (утвержденную эфирную сетку вещания телеканала "Телевидение Усть-Катава" г. Усть-катав Челябинской области; запись трансляции телеканала "Телевидение Усть-Катава" г. Усть-Катав; дата записи трансляции телеканала "Телевидение Усть-Катава" г. Усть-Катав осуществляется по усмотрению АНО "ГТРК" г. Усть-Катава).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 мая 2018 г. N 23-08/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.06.2018