Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу АО "Ленгидропроект" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ПАО "ФСК ЕЭС" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации, разработке закупочной и рабочей документации по титулу "Строительство ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС - ПС 330 кВ Петрозаводская ориентировочной протяженностью 278 км" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Северо-Запада (реестровый N 31806133609, далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (Далее - Закон о Защите Конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Основанием для обращения Общества с жалобой в Московское УФАС России послужило, как оно полагает, необоснованное отклонение заявки
АО "Ленгидропроект" от участия в указанном Конкурсе. Кроме того Заявитель обжалует установление неправомерных условий, предъявляемых к опыту участника Конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещен Единый стандарт закупок ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Положение о закупках).
13.02.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Датой окончания подачи заявок определено 06.03.2018, датой рассмотрения заявок- 16.04.2018, датой подведения итого - 07.05.2018.
Начальная (максимальная) цена договора - 289 634 580, 00 руб.
Согласно протоколу очного заседания Конкурсной комиссии по предварительному рассмотрению и оценке по отборочным критериям Конкурсных заявок участников по Конкурсу от 22.03.2018 N 4/38644 (далее - Протокол рассмотрения и оценки) заявка АО "Ленгидропроект" отклонена по основанию: "не указан опыт исполнения одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе на выполнение проектно-изыскательских работ на электросетевых объектах капитального строительства 330 киловольт и выше (подпункт f) пункта 2.3.1.2 Конкурсной документации)".
Заявитель не согласен с отказом в допуске и считает отклонение по данному основанию неправомерным.
В соответствии подпунктом f) пункта 2.3.1.2 Конкурсной документации чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получения права заключить Договор, участник Конкурса должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем Конкурсе на выполнение проектно-изыскательских работ на электросетевых объектах капитального строительства 330 киловольт (далее также - кВ) и выше. При этом стоимость такого контракта (договора) составляет не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), установленной в пункте 2.4.7.1 Конкурсной Документации.
Согласно пунктам 2.4.1.1 и 2.4.1.2 Конкурсной документации участник Конкурса должен подготовить Конкурсную заявку, включающую в том числе справку об опыте выполнения работ по установленной в Конкурсной документации форме (раздел 4, форма 7), с содержанием соответствующим подпункту f пункта 2.3.1.2 Конкурсной документации с приложением копий контрактов (договоров) и копий актов выполненных работ.
Подпунктом b пункта 2.9.2.2 Конкурсной документации установлено, что по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке, в том числе при представлении неструктурированного пакета документов в электронной форме (пункт 2.4.1.2 Конкурсной документации).
Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, установила следующее.
Заявитель утверждает, что в составе представленной им заявки имелись документы, подтверждающие наличие у него требуемого Заказчиком опыта выполнения работ.
Так, в составе справки об опыте выполнения работ АО "Ленгидропроект" была указана информация о договоре, заключенном между АО "Ленгидропроект"
и ОАО "Нижне-Бурейская ГЭС" (N 107 (НБГЭС) от 23.10.2014, далее - Договор) по теме: "Корректировка проектной документации для строительства Нижне-Бурейской ГЭС на р. Бурея", согласно которой предметом договора являлась в том числе разработка проектно сметной документации по переустройству ВЛ 220
и 500 кВ с получением положительный заключений экспертизы (проектная
и сметная части ПД).
В качестве подтверждения опыта участника Конкурса, установленного подпунктом f) пункта 2.3.1.2 Конкурсной документации Обществом была представлена копия договора, заключенного между АО "Ленгидропроект"
и ОАО "Нижне-Бурейская ГЭС" (N 107 (НБГЭС) от 23.10.2014, далее - Договор) по теме: "Корректировка проектной документации для строительства Нижне-Бурейской ГЭС на р. Бурея".
Вместе с тем, рассмотрев представленные документы следует признать следующее, согласно пункту 11.1.2 задания на выполнение на выполнение работ "Корректировка проектной проектной документации для строительства Нижне-Бурейской ГЭС на р. Бурея". (приложение N 1 к Договору), представленного в составе заявки Общества, по договору выполнялись работы по проектированию объектов 220 кВ, что не соответствует информации, представленной в справке об опыте выполнения работ, а также требованиям документации. При этом ни в самом приведенном договоре, ни в актах к нему сведений об опыте выполнения работ по объектам 500 киловольт не приведено.
Таким образом, сведения, изложенные в справке об опыте выполнения работ, не подтверждают наличие такого опыта у Заявителя.
Сведения об опыте выполнения работ на объектах 500 кВ отсутствуют, также и в дополнительных соглашениях, содержащих лишь сведения об изменении сроков выполнения работ по договору.
Вместе с тем Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что в ходе выполнения работ по спорному договору по согласованию с заказчиков выполнялись работы по проектированию линий электропередач напряжением
500 кВ. Между тем, согласно объяснениям Заявителя, сведений о выполнении данных работ из договора и составленных в ходе его исполнения отчетных документов, включенных в состав заявки Общества, фактически установить не представляется возможным.
Таким образом, документального подтверждения информации о данных изменениях в составе заявки АО "Ленгидропроект" Заказчику представлено не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссией принято решение
о признании данного довода жалобы необоснованным.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком в Протоколе рассмотрения и оценки неверно указан пункт отборочных критериев, установленных Конкурсной документацией, который стал основанием отклонения заявки.
Как было указано ранее, согласно Протоколу рассмотрения и оценки, заявка Общества была отклонена по причине непредставления опыта исполнения одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе на выполнение проектно-изыскательских работ на электросетевых объектах капитального строительства 330 киловольт и выше с указанием на подпункт f) пункта 2.3.1.2 Конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом c) пункта 2.9.2.1 Конкурсной документации
в рамках отборочной стадии Конкурсная комиссия проверяет соответствие участника Конкурса всем требованиям, установленным в Конкурсной документации.
Согласно пункту 2.9.2.2 по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые в том числе не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке.
Таким образом, в случае несоответствия участника Конкурса требованиям, установленным пунктом 2.3.1.2 Конкурсной документации, Конкурсная комиссия правомочна отклонить заявку участника, как несоответствующего требованиям Конкурсной документации.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что в Протоколе рассмотрения и оценки был указан конкретный пункт, в соответствии с которым Заявка АО "Ленгидропроект" не соответствовала требованиям к участникам Конкурса, предъявляемых в Конкурсной документации.
Кроме того, указанные в протоколе основания не ввели Заявителя в заблуждение и позволили установить причину отклонения его заявки и на основании данных сведений обратиться в антимонопольный орган с целю восстановления нарушенного, по его мнению, права.
Таким образом, данное обстоятельство не нарушает права и интересы Заявителя, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода.
В своей жалобе заявитель также указывает на ограничение конкуренции путем установления требования подпункта f) пункта 2.3.1.2 Конкурсной документации об опыте выполнения работ.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Приложением N 4 к Положению о закупках (далее - Типовые требования) утверждены типовые требования к участникам закупок, включаемые в документации о закупках, критерии и методики оценки заявок участников закупок.
В приложении N 1 к Типовым требованиям описана информация о методике оценки Заявок на основании документов Участника, представленных в составе Заявки, в том числе пунктом 7 данного приложения установлено требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг, поставки товара (категория - квалификация), в соответствии скоторым учатник Конкурса должен представить следующий документ:
"Справка о выполнении за последние 3 года договоров, аналогичных по предмету, видам выполняемых работ и суммам; для ГП: на объектах классом напряжения не более чем на 1 класс ниже класса напряжения объекта закупки, с указанием контактной информации Заказчиков для возможной проверки сведений."
Комиссия отмечает, что требования к опыту работы, предусмотренные подпунктом f) пункта 2.3.1.2 Конкурсной документации соответствуют предмету указанного Конкурса, объект ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС - ПС 330 кВ Петрозаводская относится к особо опасному.
Вместе с тем, Общество подало заявку на участие в Конкурсе, тем самым согласившись с требованиями установленными Конкурсной документацией, более того, оно представило опыт выполнения работ, который по их мнению соответствовал спорным требованиям.
При этом в материалы дела не представлено доказательств того, что указанное положение не отвечает потребности Заказчика, влечет за собой ограничение конкуренции на спорных торгах, или иным образом нарушает права Заявителя.
В соответствии с частью 10 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Принимая во внимание совокупность всех доводов жалобы, Комиссия отмечает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении Заявителем своего права на обжалование действий Заказчика.
Исходя из вышеизложенного Комиссией принято решение о признании указанного довода жалобы необоснованным
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Ленгидропроект" (ОГРН: 1077763382597, ИНН: 7814159353) на действия ПАО "ФСК ЕЭС" (ОГРН: 1024701893336, ИНН: 4716016979) при проведении Конкурса необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.04.2018 N НО/17414/18.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 апреля 2018 г. N 1-00-689/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.06.2018