Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Герасимова М.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Фомин М.Е. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика - Муниципального автономного учреждения "Гимназия N 3" - главного бухгалтера "_", также являющегося членом закупочной комиссии;
- податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Новплан" - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новплан" (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 11; далее - ООО "Новплан") на действия заказчика - Муниципального автономного учреждения "Гимназия N 3" (173025, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 42; далее - МАОУ "Гимназия N 3") при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ "Гимназия N 3" в возрасте от 6,5 до 17 лет, извещение N 31806458372 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 08.05.2018,
УСТАНОВИЛА:
17.05.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Новплан" на действия заказчика - МАОУ ""Гимназия N 3" при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ "Гимназия N 3" в возрасте от 6,5 до 17 лет, извещение N 31806458372 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.05.2018 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
Согласно информации, установленной в извещении о проведении запроса предложений, сформированном средствами официального сайта, срок предоставления документации с "08" мая 2018 года 12 часов 00 минут" по "15" мая 2018 года 13 часов 00 минут", однако 15 мая 2018 года на официальном сайте был опубликован протокол заседания закупочной комиссии N 01/2018 (далее - Протокол), согласно которому комиссией было принято решение отказаться от проведения закупки на основании пункта 2.3 раздела 2 Главы 9 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 3".
Кроме того, в Протоколе содержится недостоверная информация о процедуре не соответствующая действительности, а именно:
- извещение о проведении торгов (код закупки): Е40021;
- дата публикации извещения: 16.05.2017 12:59:48.
Действия заказчика по отмене закупки путем запроса предложений в электронной форме неправомерны по отношению - ООО "Новплан", поскольку привели к ограничению конкуренции, искусственно создали условия для отказа от проведения вышеуказанной закупки
Заказчик - МАОУ "Гимназия N 3" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. N 2988 от 24.05.2018 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
В процессе проведения рассматриваемой закупки, заказчиком было установлено, что потребность в данной закупке сформирована некорректно и требует доработки. На основании этого, заказчиком было принято решение отказаться от проведения данной закупки, внести изменения в документацию и в последующем опубликовать новую закупку. Данное пояснение было указано в Протоколе.
Однако, в самом Протоколе заказчиком - МАОУ "Гимназия N 3" были допущены технические ошибки, а именно:
- в пункте 1 Протокола "Информация о процедуре" дата публикации извещения и номер извещения о проведении торгов (код закупки) указаны неверно;
- в подпункте 2.1 пункта 2 Протокола "Решение комиссии" ссылка, на основании которой отменена закупка, указана неверно.
Изменить Протокол заказчик - МАОУ "Гимназия N 3" не имел технической возможности, поскольку функционалом единой информационной системы данное действие не предусмотрено.
Также заказчик - МАОУ "Гимназия N 3" считает, доводы указанные в Жалобе несущественными, поскольку закупка N 31806458372 от 08.05.2018 отменена, а заказчиком опубликовано новое скорректированное извещение N 31806487118 от 17.05.2018.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика - МАОУ "Гимназия N 3" поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика - МАОУ "Гимназия N 3" и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18 "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг".
Исследовав представленные материалы и пояснения представителей одной из сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком - МАОУ "Гимназия N 3" в соответствии с положениями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено наблюдательным советом МАОУ "Гимназия N 3" (Протокол N 28 от 26.03.2016) Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 3" (далее - Положение), которое регламентирует закупочную деятельность МАОУ "Гимназия N 3".
Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, при проведении рассматриваемого запроса предложений МАОУ "Гимназия N 3" должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного положения о закупках (Положения о закупках МАОУ "Гимназия N 3").
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с Главой 10 Положения предусмотрен следующий способ закупки - закупка путем проведения запроса предложения.
08.05.2018 на официальном сайте заказчиком - МАОУ "Гимназия N 3" было размещено извещение N 31806458372 о проведении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ "Гимназия N 3" в возрасте от 6,5 до 17 лет (начальная (максимальная) цена договора - 410 497, 50 рублей).
Состав закупочной комиссии по проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для нужд МАОУ "Гимназия N 3" утвержден Приказом МАОУ "Гимназия N 3" N 520 от 03.12.2013 (далее - Приказ N 520).
Согласно пункту 1.1 раздела 1 Главы 10 Положения под запросом предложений понимается процедура закупки, при которой комиссия по осуществлению закупок на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте запроса предложений, определяет участника процедуры закупки, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку продукции (оказание услуг).
В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Главы 10 Положения извещение о проведении запроса предложений размещается в единой информационной системе не менее чем за 5 (пять) дней до даты окончания приема предложений.
Согласно пункту 2.3 раздела 2 Главы 10 Положения заказчик вправе в любое время отказаться от проведения запроса предложений, разместив извещение в единой информационной системе не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения запроса предложений.
Согласно сведениям официального сайта датой размещения извещения является 8 мая 2018 года, а датой и временем окончания подачи заявок
- 15 мая 2018 года в 13 часов 00 минут.
Из дополнительных письменных пояснений представленных заказчиком - МАОУ "Гимназия N 3" (вх. N 3128 от 01.06.2018 Новгородского УФАС России) следует что, необходимость внесения изменений в извещение и документацию о проведении данной закупки появилась у заказчика 15 мая 2018 года в 12 часов 00 минут, поскольку существенно увеличилось количество заявлений поданных родителями на пребывание детей в школьном лагере (согласно списку от 07.05.2018 - 125 человек, согласно списку от 15.05.2018 - 145 человек), а также необходимо было скорректировать условия оказания услуг).
Так, в извещение о проведении запроса предложений в электронной форме необходимо было внести следующие изменения и дополнения:
- пункт 4 "Начальная (максимальная) цена договора" - 476177,10 рублей (четыреста семьдесят шесть тысяч сто семьдесят семь рублей 10 копеек);
- пункт 11 "Документы, входящие в состав предложения к участию в запросе предложений" - добавить форму N 6 "Необходимый перечень кухонной посуды в соответствии с СанПином";
- пункт 17 "Дополнительные требования к участникам процедуры закупки" - добавить пункт 2 "Выполнение требований п.4СанПин 2.4.5.2409-08";
Также необходимо было внести изменения и дополнения в Техническое задание (Приложение N 3 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме):
- пункт 1.6 "Начальная (максимальная) цена договора (с учетом НДС 18%) руб." - 476177,10 рублей (четыреста семьдесят шесть тысяч сто семьдесят семь) рублей 10 копеек;
- пункт 1.13 "Виды работ по договору и основные технические требования к работам, их объему и качеству" - добавить положение "Организатор питания обязан: доукомплектовать пищеблок Заказчика дополнительно морозильным ларем для мяса и рыбы, морозильным ларем для ягод и овощей замороженных, холодильной камерой для овощей";
Пункт 3 Проекта договора (Приложение N 1 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме) также подлежал изменению, а именно: дополнение подпунктом 3.1.4. "Доукомплектовать пищеблок Заказчика дополнительно морозильным ларем для мяса и рыбы, морозильным ларем для ягод и овощей замороженных, холодильной камерой для овощей".
В Приложение N 1 к проекту договора "Расчет стоимости" необходимо было изменить количество питающихся и количество дето/дней питания.
Учитывая изложенное, 15 мая 2018 года комиссия по закупкам заказчика - МАОУ "Гимназия N 3" приняла решение об отмене вышеуказанной закупки и в 14 часов 51 минуту разместила на официальном сайте Протокол.
Изучив материалы Жалобы и заслушав пояснения представителя заказчика, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о наличии у МАОУ "Гимназия N 3" по состоянию на 15.05.2018 достаточных оснований для отмены рассматриваемой закупки.
Решение о проведении рассматриваемой закупки и утверждении документации о запросе предложении было принято директором МАОУ "Гимназия N 3" "_".
Согласно Приказу N 520 "_" в состав комиссии по закупкам не входил и Протокол не подписывал.
Однако, как следует из пункта 2.3 раздела 2 Главы 10 Положения решение об отмене закупки принимает непосредственно заказчик, а не его комиссия по закупкам.
Основной функцией Закупочной Комиссии, в соответствии с пунктом 3.11 раздела 3 Главы 2 Положения, является принятие решений в рамках конкретных процедур закупок. Конкретные цели и задачи формирования Закупочной Комиссии, права, обязанности и ответственность членов комиссии, регламент работы Закупочной Комиссии и иные вопросы деятельности Закупочной Комиссии определяется Положением о Закупочной Комиссии, утвержденным решением о создании Закупочной Комиссии.
Как пояснил представитель заказчика - МАОУ "Гимназия N 3" на рассмотрении Жалобы, Положения о Закупочной Комиссии заказчиком не разработано и не утверждено.
Учитывая вышеизложенное, комиссия по закупкам заказчика - МАОУ "Гимназия N 3", не имея для этого достаточных правовых оснований и соответствующих полномочий, приняла неправомерное решение об отмене вышеуказанной закупки.
Таким образом, в действиях комиссии по закупкам заказчика - МАОУ "Гимназия N 3" содержатся нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 2.3 Раздела 2 Главы 10 Положения, выразившееся в нарушении порядка отмены закупки путем проведения запроса предложений.
2. Согласно пункту 6.12 Раздела 6 Главы 10 Положения протокол, составляемый по итогам конкурентной закупки, в том числе должен содержать:
-дату подписания протокола;
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица) участника закупки, с которым планируется заключить договор (в случае, если по итогам конкурентной закупки определен победитель);
- причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае, если по итогам конкурентной закупки победитель не определен).
Данный перечень информации, которая должна быть указана в протоколе не является закрытым, следовательно, в протоколе может быть указана иная информация о закупке.
Так в Протоколе, размещенном на официальном сайте в пункте 1 "Информация о процедуре" указано:
- извещение о проведении торгов (код закупки): Е40021;
- дата публикации извещения: 16.05.2017 12:59:48.
В подпункте 2.1 пункта 2 "Решение комиссии" указана ссылка, на основании которой закупочная комиссия заказчика - МАОУ "Гимназия N 3" приняла решение об отмене вышеуказанной закупки, а именно: "на основании пункта 2.3 раздела 2 Главы 9 Положения".
Однако, как следует из извещения N 31806458372 от 08.05.2018, размещенного на официальном сайте:
- извещение о проведении торгов (код закупки): Е63445;
- дата публикации извещения является - 08.05.2018 года.
Указанное заказчиком - МАОУ "Гимназия N 3" основание "пункт 2.3 Раздела 2 Главы 9 Положения" для отмены вышеуказанной закупки, относится к проведению запроса котировок, а не к запросу предложений.
Таким образом, в действиях комиссии по закупкам заказчика - МАОУ "Гимназия N 3" содержатся нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, подпункта 3 пункта 6.12 Раздела 6 Главы 10 Положения, выразившееся в указании недостоверной информации относительно даты публикации извещения, номера извещение о проведении торгов (код закупки), а также основания для отмены запроса предложений.
Таким образом, Жалоба является обоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В связи с отменой закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ "Гимназия N 3" в возрасте от 6,5 до 17 лет, извещение N 31806458372 о проведении которого было размещено на официальном сайте 08.05.2018, и повторном размещении заказчиком - МАОУ "Гимназия N 3" закупки по оказанию соответствующих услуг по организации питания с учетом вышеизложенных изменений (извещение N 31806487118 от 17.05.2018), необходимых оснований для выдачи предписания у Комиссии Новгородского УФАС не имеется.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Новплан" (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 11) на действия заказчика - Муниципального автономного учреждения "Гимназия N 3" (173025, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 42; далее - МАОУ "Гимназия N 3") при проведении им закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ "Гимназия N 3" в возрасте от 6,5 до 17 лет, извещение N 31806458372 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 08.05.2018, обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по закупкам заказчика - МАОУ "Гимназия N 3" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также нарушения пункта 2.3 Раздела 2 Главы 10 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ "Гимназия N 3", утвержденного Наблюдательным советом МАОУ "Гимназия N 3" (протокол N 28 от 22.03.2016) и подпункта 3 пункта 6.12 Раздела 6 Главы 10 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ "Гимназия N 3", утвержденного Наблюдательным советом МАОУ "Гимназия N 3" (протокол N 28 от 22.03.2016).
3. Предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, обязательных в соответствии законодательством Российской Федерации не выдавать в связи с повторным размещением заказчиком - МАОУ "Гимназия N 3" закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по организации питания в период летнего отдыха во П квартале 2018 года учащихся МАОУ "Гимназия N 3" в возрасте от 6,5 до 17 лет (извещение N 31806487118 от 17.05.2018).
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии М .В. Герасимова
М.Е. Фомин
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 4 июня 2018 г. (ключевые темы: запрос предложений - организация питания - антимонопольный орган - летний отдых - положение о закупке)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.06.2018