Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Селезнева А.А.,
членов комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Прокофьевой Е.Д.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Кокарева Е.В.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Ешиевой Б.Б., (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "Атомкомплект": Табачникова А.Ф. (доверенность от 18.07.2018 N 304/60/2018-ДОВ), Жалсараевой Э.Б., Чернявской Е.Н. (доверенность от 12.01.2018 N 304/16/2018-ДОВ), Широкова В.К. (решение единственного акционера АО "Атомкомплект" от 11.09.2017 N 3 о назначении генерального директора АО "Атомкомплекта"),
частное учреждение Госкорпорации "Росатом" "ОЦКС": Теличенко А.В., Беркова А.Ю., Савина Д.В. (доверенность от 04.06.2018 N 320/23/2018-ДОВ),
ООО "Геоизол": Кругловой В.Е. (доверенность от 30.07.2018 б/н), Кротенко Т.А. (доверенность от 30.07.2018 б/н), Арсеняна Г.Р. (доверенность от 30.07.2018 б/н),Приймакова Д.И. (доверенность от 30.07.2018 б/н),
представители АО "Атомэнергопром" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Геоизол" от 30.07.2018 N 189-07/15 на действия (бездействие) заказчика АО "Атомэнергопром", организатора АО "Атомкомплект" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ на сооружение объекта "Павильон атомной энергии на ВДНХ" (Возведение здания, устройство внутренних сетей и коммуникаций, подключение к инженерным сетям, поставка, монтаж и наладка технологического оборудования, выполнение отделочных работ и благоустройства. Сдача объекта в эксплуатацию) (извещение N 31806524081) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Геоизол" (далее - Заявитель) от 30.07.2018 N 189-07/15 (вх. 123309/18 от 31.07.2018) на действия (бездействие) заказчика АО "Атомэнергопром" (далее - Заказчик), организатора АО "Атомкомплект" (далее - Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ на сооружение объекта "Павильон атомной энергии на ВДНХ" (Возведение здания, устройство внутренних сетей и коммуникаций, подключение к инженерным сетям, поставка, монтаж и наладка технологического оборудования, выполнение отделочных работ и благоустройства. Сдача объекта в эксплуатацию) (извещение N 31806524081) (далее - Жалоба, Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
24.05.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:
дата окончания подачи заявок - 06.07.2018;
дата рассмотрения заявок - 17.07.2018;
дата подведения итогов закупки - 06.08.2018;
начальная (максимальная) цена договора - 4 209 066 521, 9 рубль;
на участие в Запросе предложений подано 3 заявки, из них 1 допущена.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений;
Представители Организатора с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик и Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом "б" пункта 1 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 4.1 подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации, участник закупки должен иметь заключенные договоры по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту объектов, относящихся, согласно части 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ к уникальным объектам с завершенными в 2015-2018 гг. строительно - монтажными работами на сумму не менее 1 683 627 000, 00 руб. с НДС, в том числе уникальных объектов на территории объектов культурного наследия регионального и/или федерального значения на сумму не менее 420 907 000, 00 руб. c учетом НДС.
В подтверждение установленному требованию, участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить справку об опыте выполнения договоров (подраздел 5.1, Форма 4) в формате Word или Excel с обязательным приложением копий следующих документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета:
1) документов, подтверждающих состав работ, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
реквизиты договора (номер и дата);
перечень выполненных работ;
2) документов, подтверждающих исполнение работ, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
реквизиты договора (номер и дата);
перечень переданных и принятых заказчиком по договору работ;
стоимость переданных и принятых заказчиком по договору работ;
документов, подтверждающих отнесение объекта к уникальным согласно части 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК) (например, проектная документация и др.);
документов, подтверждающих отнесение объекта к объектам культурного наследия регионального и/или федерального значения (например, проектная документация, выписка из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и др.).
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок от 19.07.2018 N 5/1805241065178 Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений на основании подпункта а) пункта 8.3 раздела 1 Приложения 12 Положения о закупке и подпункта а) пункта 8.3 Части 2 Тома 1 Документации, в связи с несоответствием заявки Заявителя по составу требованиям подпункта ц) пункта 4.1) подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что Заявителем в подтверждение соответствия требованию пункта 4.1 подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации в составе заявки на участие в Запроса предложений представлены, в том числе договоры от 01.07.2015 N 15/4П и от 08.10.2015 N БРР/14/15 СП (далее - Договоры), при этом отнесение объектов по таким договорам к уникальным объектам, расположенным на территории объектов культурного наследия регионального и/ил федерального значения, документально не подтверждено, что свидетельствует о несоответствии заявки Заявителя требованиям Документации.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что в соответствии с актами КС-2 о выполнении обязательств по Договорам, указанные в Договорах объекты являются уникальными объектами на территории объектов культурного наследия регионального и/ил федерального значения, поскольку отражают выполнение работ в соответствии с частью 2 статьи 48.1. ГрК.
Также представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что в связи с технической ошибкой вышеуказанные акты КС-2, подтверждающие соответствие заявки Заявителя требованиям пункта 4.1 подраздела 2.1.1 раздела 2 Части 1 Тома 1 Документации, не представлены в составе заявки на участие в Запросе предложений.
Кроме того, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о соответствии представленной заявки на участие в закупке требованиям Документации.
Согласно подпункту а) пункта 8.3 раздела 1 Приложения 12 Положения о закупке и подпункту а) пункта 8.3 Части 2 Тома 1 Документации по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора по следующему основанию:
несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения.
Учитывая изложенное, действия Организатора, отклонившего заявку Заявителя в виду несоответствия требованиям Документации, не противоречит требованиям Закона о закупках, Положения о закупке, Документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 12.07.2018 N 223-ФЗ-506/18, Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках выразившееся в:
неправомерном установлении в Документации требований к участнику закупки о наличии системы управления охраны труда, о необходимости выполнения участником закупки не менее 20 % работ самостоятельно, об отсутствии в течении 2 лет претензий к участнику со стороны Заказчика, квалификационных требований к субподрядчикам, выполняющим более 5 % объема работ;
неправомерном установлении в Документации положения, согласно которому при оценке участника Запроса предложений по подкритерию "опыт участника" общее количество начисленных баллов за наличие опыта уменьшается в зависимости от общей суммы санкций по всем судебным решениям;
неправомерном установлении в Документации требования о предоставлении сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, о возможности проведения Заказчиком дозапроса информации, а также неправомерного установления в проекте договора положения о том, что спор, возникший из исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки, может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Геоизол" (ИНН: 7811077889, ОГРН: 1027802515432) от 30.07.2018 N 189-07/15 на действия (бездействие) заказчика АО "Атомэнергопром" (ИНН: 7706664260, ОГРН: 1077758081664), организатора АО "Атомкомплект" (ИНН: 7706738770, ОГРН: 1107746480490) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ на сооружение объекта "Павильон атомной энергии на ВДНХ" (Возведение здания, устройство внутренних сетей и коммуникаций, подключение к инженерным сетям, поставка, монтаж и наладка технологического оборудования, выполнение отделочных работ и благоустройства. Сдача объекта в эксплуатацию) (извещение N 31806524081) необоснованной.
Признать АО "Атомстройэкспорт" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 12.07.2018 N 223-ФЗ-506/18 об устранении выявленных нарушений до 06.08.2018, по данному делу предписание не выдавать.
В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 12.07.2018 N 223-ФЗ-506/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2018 г. N 223-ФЗ-565/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.08.2018