На основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
зам. председателя Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок и торгов; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
проведена проверка документов и сведений, поступивших от заказчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ромашка" с.Никольское Усманского района Липецкой области об уклонении ООО "Стройтех" от заключения контракта по итогам электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБДОУ д/с "Ромашка" с.Никольское Усманского района Липецкой области (реестровый номер 0146300004218000090), на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО "Стройтех".
Проверка проведена в присутствии представителей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ромашка" с.Никольское Усманского района Липецкой области - <_> (заведующая МБДОУ д/с "Ромашка" с. Никольское), <_> (доверенность от 06.08.2018).
ООО "Стройтех" не направило своих представителей для участия в проведении проверки, обоснование причин не предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта не представило.
Проверка начата 25.07.2018, окончена 06.08.2018.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1.
Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 24.07.2018, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ромашка" с.Никольское Усманского района Липецкой области (далее по тексту - заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи. Согласно представленной информации, победитель электронного аукциона - ООО "Стройтех" в срок, предусмотренный статьей 83.2 Закона о контрактной системе, направило подписанный проект контракта, но не предоставило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе. Денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта на счет заказчика к моменту подписания контракта также не поступили, в связи с чем победитель был признан уклонившимся от заключения контракта.
Данный факт полностью подтвердили представители заказчика, присутствующие при проведении проверки.
Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ст. 104 Закона о контрактной системе, в результате рассмотрения представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 125 535,92 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 03.07.2018, победителем закупки признано ООО "Стройтех", при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 28,12 %.
Данный протокол 03.07.2018 размещен на электронной площадке и на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
В связи с тем, что при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на двадцать пять процентов, применяются требования ст. 37 Закона о контрактной системе.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно представленным заказчиком сведениям из его личного кабинета на электронной площадке, заказчик, в соответствии с требованиями части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, 06.07.2018 разместил на электронной площадке проект контракта без своей подписи для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени ООО "Стройтех".
В силу ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
11.07.2018 ООО "Стройтех" на электронной площадке был размещен протокол разногласий.
Комиссией Липецкого УФАС России было установлено, что заказчик 16.07.2018 в ответ на размещенный ООО "Стройтех" протокол разногласий разместил в соответствии с ч.5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в единой информационной системе доработанный проект контракта для подписания усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Стройтех".
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
19.07.2018 ООО "Стройтех" был подписан проект контракта, однако, не представлено обеспечение исполнения контракта.
Как следует из пояснений представителей заказчика, в разделе "Обеспечение" карточки контракта на сайте оператора электронной площадки ООО "Стройтех" прикрепило пустой файл. При этом, связаться с ООО "Стройтех" заказчику не удалось.
Согласно части 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным законом.
Таким образом, должно быть представлено само обеспечение исполнения контракта, а не документ, подтверждающий исполнение данного требования.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям, установленным Законом о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
При этом, способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Согласно ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчик 23.07.2018 в связи с отсутствием информации о наличии на своем счете денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, руководствуясь ч. 13 ст. 83.2, ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе, принял решение о признании общества уклонившимся от заключения контракта.
Протокол отказа от заключения контракта размещен заказчиком 23.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы.
В материалы дела представлена выписка с лицевого счета заказчика, согласно которой по состоянию на 23.07.2018 денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта не поступили на счет заказчика.
Более того, согласно документам, имеющимся в материалах дела, денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта на момент рассмотрения материалов в рамках проведения проверки, так и не поступили на счет заказчика.
Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В результате проверки предоставленных документов и информации на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО "Стройтех", Комиссия считает, что сведения об ООО "Стройтех" подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, участник, участвуя в государственных и муниципальных закупках, осуществляя тем самым предпринимательскую деятельность, принимает на себя риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с ведением данного вида деятельности. Участник закупки принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Из системного анализа ч.ч. 3, 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, обязанность предоставить обеспечение исполнения контракта со стороны победителя электронного аукциона, предусмотрена в сроки, отведенные для подписания им проекта контракта.
Как было установлено и подтверждается материалами дела, обеспечение исполнения контракта со стороны ООО "Стройтех" предоставлено не было.
Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств, подтверждающих наличие возникновения у ООО "Стройтех" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства для подписания контракта, в материалы дела не представлено.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
Не подписание проекта контракта участником, не предоставление обеспечения исполнения контракта лишает заказчика возможности подписать контракт с таким участником. Заказчик в данном случае не является свободным в установлении своих гражданских прав и обязанностей.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований Закона о контрактной системе влечет невозможность заключения с ним контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой закупки.
Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что ООО "Стройтех" проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения требований Закона о контрактной системе при заключении контракта.
Анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч.1 ст.1 названного Федерального закона, по обеспечению государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, и следовательно, является механизмом защиты заказчика от действий недобросовестных поставщиков.
В рамках проверки, исходя из представленных доводов и доказательств Комиссией Липецкого УФАС России не установлено добросовестного поведения ООО "Стройтех" при заключении контракта.
Вышеуказанные выводы позволяют квалифицировать действия ООО "Стройтех" как уклонение от заключения контракта в контексте норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Липецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. В связи с уклонением общества с ограниченной ответственностью "Стройтех" от заключения контракта по итогам электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБДОУ д/с "Ромашка" с.Никольское Усманского района Липецкой области (реестровый номер 0146300004218000090), на основании информации заказчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ромашка" с.Никольское Усманского района Липецкой области включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения об участнике закупки и его учредителе (директоре):
- общество с ограниченной ответственностью "Стройтех" (ИНН 3662262878, КПП 366201001, ОГРН 1183668019413, место нахождения: 394049, Россия, Воронежская область, город Воронеж, переулок Автогенный, дом 17, офис 4);
- учредитель (директор)- <_> (ИНН <_>);
- предмет контракта - выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБДОУ д/с "Ромашка" с.Никольское Усманского района Липецкой области;
- начальная (максимальная) цена контракта - 1 125 535,92 рублей;
- срок оказания услуг - 15 календарных дней с момента заключения контракта.
2. Датой включения сведений об ООО "Стройтех" и его учредителе (директоре) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 августа 2018 г. N РНП-48-119-м/18 (ключевые темы: обеспечение исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - электронный аукцион - участники закупок - начальная (максимальная) цена контракта)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.08.2018