В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, в результате рассмотрения досудебного спора между ПАО "Территориальная генерирующая компания N 2" и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (peг. N 38629/18 от 16.03.2018), связанного с установлением тарифов на тепловую энергию для ПАО "Территориальная генерирующая компания N 2", установлено следующее.
Досудебный спор рассмотрен на основании представленных Заявителем и Органом регулирования документов, а также на основании пп. "б" пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.
ПАО "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ПАО "ТГК-2") осуществляет следующие виды деятельности:
- производство пара и горячей воды (тепловой энергии);
- производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций;
- обеспечение работоспособности тепловых сетей;
- строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки;
- торговля электроэнергией;
прочие виды деятельности.
Оспаривается постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство, Орган регулирования) от 20.12.2017 N 608-п, которым для Заявителя были установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, на 2018 год методом индексации установленных тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг.
Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением, на 2018 год составляет 3 705 869,1 тыс. руб.
Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию ПАО "ТГК-2" на 2018 год, исключенный Агентством из НВВ 2018 года размер расходов 529,55 млн. руб. по статье затрат "Расходы по инвестиционному проекту "Реконструкция Северодвинской ТЭЦ-1 за 2014-2016 гг.".
При этом, согласно отзыву Агентства и Экспертному заключению, представленным в ФАС России, сумма, исключенная из НВВ 2018 года в рамках корректировки НВВ по итогам анализа исполнения инвестиционной программы за 2014-2016 гг., составляет 523 557,7 тыс. руб.
В обоснование своей позиции ПАО "ТГК-2" были представлены копия постановления Агентства от 20.12.2016 N 66-т/9, копия постановления Агентства от 20.12.2017 N 76-т/41, копия постановления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 26.11.2015 N 200-п, копия особого мнения к протоколу правления Агентства от 20.12.2017, выписка из протокола заседания коллегии Агентства от 19.1.2.2013, выписка из протокола заседания коллегии Агентства от 19.12.2014 N 72, выписка от 18.12.2015 из экспертного заключения Агентства о корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, копия письма ПАО "ТГК-2" от 06.09.2017 "О предоставлении информации".
Постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 26.11.2015 N 200-п была проведена корректировка ранее утвержденной инвестиционной программы Главного управления ОАО "ТГК-2" по Архангельской области в сфере теплоснабжения на 2014-2021 годы (далее - Инвестиционная программа).
В части мероприятия "Реконструкция Северодвинской ТЭЦ-1" за 2014-2016 гг. планом Инвестиционной программы было предусмотрено финансирование за счет прибыли и амортизации в тарифах в общем размере - 496 806,0 тыс.руб.
В соответствии с представленными ПАО "ТГК-2" отчетами об исполнении Инвестиционной программы за 2014-2016 гг. в части мероприятия "Реконструкция Северодвинской ТЭЦ-1" были израсходованы средства в размере 13 626,0 тыс.руб.
По мнению ПАО "ТГК-2" Орган регулирования неправомерно исключил расходы по данной статье затрат, подход Органа регулирования противоречит пункту 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075).
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования N 1075 в случае если на момент установления тарифов на очередной период регулирования производственные объекты, ввод которых в эксплуатацию был предусмотрен в предыдущий расчетный период регулирования в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации, не были введены в эксплуатацию и при этом регулируемая организация не осуществляет их фактическое использование,
из необходимой валовой выручки, определяемой на очередной период
регулирования, исключаются расходы, связанные с созданием
(реконструкцией, модернизацией) таких объектов, в части, финансируемой за
счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам
(тарифам). Исключенные в соответствии с настоящим абзацем расходы
подлежат включению в необходимую валовую выручку на расчетный период
регулирования, следующий за периодом ввода производственных объектов в
эксплуатацию.
При этом, в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования N 1075
орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода
регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее
установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с
Методическими указаниями N 760-э с учетом отклонения значений
параметров регулирования деятельности регулируемой организации за
истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных
при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных
параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с
формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в
Методических указаниях N 760-э и включающей в том числе показатель
степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и
(или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации
инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой
организацией утвержденных плановых значений показателей надежности
объектов теплоснабжения.
Корректировка необходимой валовой выручки производится Органом
регулирования в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по
расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных
приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания
N 760-э).
Размер корректировки в части изменения (неисполнения) инвестиционной программы определяется в соответствии с пунктом 53 Методических указаний N 760-э по формуле 23.
Органом регулирования корректировка необходимой валовой выручки, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, была рассчитана в соответствии с вышеуказанным пунктом.
По информации Агентства, согласно отчету Заявителя, на реализацию Инвестиционной программы за период 2014-2016 гг. было направлено 221,3 млн. руб. При этом, были необоснованно включены средства на реализацию мероприятий, непредусмотренных утвержденной Инвестиционной программой.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования N 1075 в случае если регулируемая организация не достигла плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимая валовая выручка такой организации, установленная на очередной финансовый год, подлежит уменьшению в порядке, установленном методическими указаниями, исходя из степени исполнения такой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) реализации инвестиционной программы.
Степень исполнения обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) реализации инвестиционной программы, финансирование которых предусмотрено за счет заемных средств, расходы на погашение и (или) обслуживание которых не учтены при установлении тарифов, за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, а также за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не учитывается при уменьшении в соответствии с настоящим пунктом необходимой валовой выручки при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
Таким образом, мероприятия с источником финансирования "Плата за подключение" подлежат исключению при расчете корректировки необходимой валовой выручки в части изменения (неисполнения) инвестиционной программы.
В соответствии с формами бухгалтерской отчетности ПАО "ТГК-2" N 2, представленными Органом регулирования, освоение инвестиционной программы в целом за 2014-2016 гг. осуществлено в размере 386 576 тыс. руб. из предусмотренных 1 092 536 тыс. руб.
По итогам проведенного ФАС России анализа корректировки необходимой валовой выручки 2018 года по исполнению инвестиционной программы ПАО "ТГК-2" выявлено следующее:
N |
Показатели |
Ед. |
Период, год |
||
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
Общая сумма, установленная ИП (корректировка) |
тыс.руб. |
118 993,00 |
345 362,00 |
1 108 708,00 |
2 |
План в части тепловой энергии (согласно отчету об исполнении) |
тыс.руб. |
67 712,00 |
258 831,00 |
765 993,00 |
3 |
План в части мероприятий с источником финансирования - плата за подключение, в части тепловой энергии |
тыс.руб. |
16 914,00 |
89 003,00 |
182 919,00 |
4 |
План за исключением мероприятий с источником финансирования - плата за подключение, в части тепловой энергии |
тыс.руб. |
50 798,00 |
169 828,00 |
583 074,00 |
5 |
Факт в части тепловой энергии (отчет об исполнении) |
тыс.руб. |
67 712,00 |
172 115,00 |
146 749,00 |
6 |
Факт мероприятий, выполненный с источником финансирования - плата за подключение |
тыс.руб. |
16 914,00 |
51 025,00 |
58 313,00 |
7 |
Факт мероприятия, выполненные вне ИП |
тыс.руб. |
0,00 |
1 390,00 |
38 890,00 |
8 |
Факт за исключением мероприятий вне ИП и за счет платы за подключение |
тыс.руб. |
50 798,00 |
119 700,00 |
49 546,00 |
9 |
Плановый полезный отпуск |
тыс. Гкал |
5 046,98 |
5 069,35 |
5 074,58 |
10 |
Фактический полезный отпуск |
тыс.Гкал |
4 929,52 |
4 816,88 |
5 050,22 |
11 |
Корректировка плана ИП с учетом полезного отпуска (пункт 53 Методических указаний N 760-э) |
тыс.руб. |
49 615,76 |
161 370,02 |
580 275,01 |
12 |
Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с неисполнением ИП (пункт 53 Методических указаний N 760-э) |
тыс.руб. |
1 210,41 |
-43 854,09 |
-533 289,01 |
13 |
Итого исключению подлежит |
тыс.руб. |
-575 932,70 |
Таким образом, средства, подлежащие исключению из НВВ 2018 года, установленной для ПАО "ТГК-2", по итогам проведения корректировки необходимой валовой выручки вследствие изменения (неисполнения) инвестиционной программы должны составить -575 932,70 тыс. руб.
Учитывая факт того, что Органом регулирования были исключены расходы в меньшем объеме по данной статье затрат, чем рассчитано ФАС России -523 557,7 тыс. руб., требования Заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:
отказать в удовлетворении требований ПАО "Территориальная генерирующая компания N 2", изложенных в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (peг. N 38629/18 от 16.03.2018).
|
|
А.Б. Кашеваров |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.07.2018