Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
|
|
при участии Заказчика - Муниципального казенного учреждения города Абакана "Архитектура и градостроительство" (далее - заказчик, МКУ "Архоград"):
- "_", на основании доверенности от 31.05.2018 б/н,
- "_", на основании доверенности от 31.05.2018 б/н,
- "_", на основании доверенности от 31.05.2018 б/н,
при участии Уполномоченного органа - Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее - уполномоченный орган, КМЭ г.Абакана):
- "_", на основании доверенности от 24.07.2018 года N 1412,
в отсутствии Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - заявитель, податель жалобы, ООО "Контракт"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 84/КС ООО "Контракт" на действия заказчика - МКУ "Архоград", уполномоченного органа - КМЭг. Абакан при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по строительству объекта: "Спортзал по ул. Кедровая, 13А. Корректировка" (закупка N 0180300000218000560), и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 18.07.2018 года входящий N 3968 поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика - МКУ "Архоград", уполномоченного органа - КМЭ г. Абакан при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по строительству объекта: "Спортзал по ул. Кедровая, 13А. Корректировка" (закупка N 0180300000218000560).
В жалобе заявитель указывает, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и приводит следующие доводы.
Заказчиком сокращен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Заказчик неправомерно установил требование о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам.
При описании объекта закупки не указаны минимальные и максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут измениться.
На основании изложенного, заявитель требует приостановить подписание контракта, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, провести внеплановую проверку, привлечь заказчика и должностных лиц заказчика к административной ответственности согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
20.07.2018 г. поступил пакет запрашиваемых документов от заказчика, а также письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано следующее:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0180300000218000560 размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок - 03.07.2018 в 16:22. Согласно пункту 6 данного извещения, дата окончания срока подачи заявок - 19.07.2018. В связи с чем, заказчик считает, что установленные в аукционной документации сроки подачи заявок соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные заявителем жалобы ГОСТы, не использовались Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки, а содержатся в размещённой в составе документации о закупке проектной документации, разработанной для Заказчика в 2015 году подрядной организацией.
Проектно-сметная документация, размещённая в составе документации о закупке, содержит конкретный перечень товаров и материалов, используемых для реализации определённых проектом конструктивных и инженерно-технических решений, разработанных в соответствии с назначением строящегося объекта и применяемых к данному объекту требований СНиПов, СанПиНов и иных установленных норм. Сметная документация была разработана в соответствии с методическими положениями по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства (МДС 81-35.2004), согласно которым при составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. Осуществление строительства объекта капитального строительства, в соответствии с заданием заказчика и проектной документацией, не допускает отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации. В связи с этим, в документации об аукционе в электронной форме отсутствует указание максимальных и (или) минимальных значений показателей материалов.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком электронного аукциона выступает МКУ "Архоград", уполномоченным органом - КМЭ г.Абакана, которые при размещении указанной закупки руководствуются "Порядком взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд" (далее - Порядок взаимодействия), утвержденным Постановлением Администрации города Абакана от 05.02.2014 г. N 166 "О порядке взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд".
04.07.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение (дата подписания печатной формы 03.07.2018 года в 16.22), документация об аукционе в электронной форме, обоснование НМЦК, проектно - сметная документация - вся информация представлена в виде 19 архивных файлов) о проведении электронного аукциона на Выполнение работ по строительству объекта: "Спортзал по ул. Кедровая, 13А. Корректировка" (закупка N 0180300000218000560),
Заказчиком электронного аукциона является МКУ "Архоград" (закупка N 0180300000218000560),
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 50 420 398,44 рублей (источник финансирования - бюджет муниципального образования город Абакан).
Дата и время начала подачи заявок 04.07.2018 13:55.
Дата и время окончания подачи заявок 19.07.2018 12:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 20.07.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме 23.07.2018 9:05.
Документация по проведению электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на Выполнение работ по строительству объекта: "Спортзал по ул. Кедровая, 13А. Корректировка" утверждена 03.07.2018 года Директором МКУ "Архоград" "_".
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 года, на участие в электронном аукционе поступило 5 (пять) заявок. Комиссия заказчика - МКУ "Архоград" (на основании Приказа N 5-ПР от 11.01.2017 г. "О создании комиссии по осуществлению закупок") рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и правомерно приняла решение допустить к участию в аукционе в электронной форме и признать участниками аукциона всех его участников.
Согласно протокола проведения электронного аукциона в аукционе приняли участие все пять участников, подавших заявки на участие в аукционе. В результате аукциона минимальная предложенная цена 43 361 542,44 руб. (снижение начальной максимальной цены составило 14% - 7 058 856,00 руб.).
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
103537897 |
43 361 542,44 руб. |
23.07.2018 06:32:45 (по московскому времени) |
понижение |
103534788 |
43 613 644,43 руб. |
23.07.2018 06:44:11 (по московскому времени) |
понижение |
103538121 |
45 375 000,00 руб. |
23.07.2018 06:52:40 (по московскому времени) |
понижение |
103535119 |
45 378 358,44 руб. |
23.07.2018 06:03:16 (по московскому времени) |
понижение |
103536956 |
48 151 480,44 руб. |
23.07.2018 05:13:12 (по московскому времени) |
понижение |
По доводам подателя жалобы комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам:
Первый довод заявителя обоснован в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе в сфере закупок и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В извещении о проведении электронного аукциона от 04.07.2018 (дата подписания печатной формы - 03.07.2018 в 16:22) N 0180300000218000560 указано:
Дата и время начала подачи заявок - 04.07.2018 13:55.
Дата и время окончания подачи заявок - 19.07.2018 12:00.
Дата окончания подачи заявок должна быть установлена 20.07.2018 г.
Таким образом, уполномоченным органом извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, что является нарушением части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки административного правонарушения, ответственность, за совершение которого, предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Россий Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем комиссия отмечает следующее:
Согласно информации, полученной с официального сайта оператора электронной площадки Fintender, заявитель жалобы - ООО "Контракт":
- субъект малого предпринимательства, зарегистрирован 28.04.2018 года,
- основной вид деятельности - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления,
- отсутствие участия данного общества в исполнении государственных, муниципальных и коммерческих контрактов (участие в закупках в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок),
- отсутствие членства в саморегулируемой организации (СРО).
Согласно части 7 "Требования к участникам аукциона" раздела 1 "Общие положения документации" аукционной документации электронного аукциона на Выполнение работ по строительству объекта: "Спортзал по ул. Кедровая, 13А. Корректировка" (закупка N 0180300000218000560) одними из требований заказчика являлись:
- участник аукциона должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства _. (подпункт 1 пункта 7.1 части 7 аукционной документации),
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе в электронной форме_ (подпункт 11 пункта 7.1 части 7 аукционной документации).
Заявитель не обеспечил явку представителей, в составе письменного обращения не представил документов, свидетельствующих о нарушении прав.
А также податель жалобы ООО "Контакт" не представил никаких доказательств каким образом сокращение срока подачи заявок на несколько часов с учетом статьи 194 ГК РФ повлияло на подачу его заявки в данной закупке. Согласно требованиям, указанным в аукционной документации заявитель жалобы - ООО "Контракт" изначально не мог принять участие в аукционе, так как он, не является потенциальным участником закупки, ввиду того что не соответствует предъявляемым требованиям, указанным в аукционной документации.
Вместе с тем, согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 года, на участие в электронном аукционе поступило всего 5 (пять) заявок, комиссией заказчика были рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и правомерно принято решение о допуске к участию в аукционе в электронной форме и признании участниками аукциона всех его участников. В результате проведения электронного аукциона в аукционе приняли участие все пять участников, подавших заявки на участие в аукционе.
Второй и третий доводы заявителя необоснованы в виду следующего.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно пунктов 1, 2 части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с частью 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Кроме того, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства должны осуществляться в соответствии с проектной документацией, определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Указанные заявителем жалобы ГОСТы, недействующие на момент осуществления закупки, не использовались заказчиком в документации о закупке при описании объекта закупки, а содержатся в размещенной в составе документации о закупке, проектной документации.
Согласно пункта 27 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий":
- предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.
Государственной экспертизе подлежат все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляются для проведения государственной экспертизы.
Проектная документация была разработана в 2015 году и в рамках проведения государственной экспертизы получила положительное заключение государственной экспертизы (N 19-1-3-0139-14-П-1 от 22.12.2015 г.).
Таким образом, довод заявителя жалобы о неправомерном установлении заказчиком требования о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам является несостоятельным.
Проектно-сметная документация, размещённая в полном объёме в составе документации о закупке, содержит конкретный перечень товаров и материалов, используемых для реализации определённых проектом конструктивных и инженерно-технических решений, разработанных в соответствии с назначением строящегося объекта и применяемых к данному объекту требований СНиПов, СанПиНов и иных установленных норм. В свою очередь, сметная документация разработана в соответствии с методическими положениями по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства (МДС 81-35.2004), согласно которым при составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с заданием Заказчика и проектной документацией, при этом, согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации не допускается, следовательно, в документации об аукционе отсутствует указание максимальных и (или) минимальных показателей материалов.
Таким образом, довод заявителя жалобы об отсутствии в аукционной документации максимальных и (или) минимальных значений показателей, позволяющих определять соответствие работы установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться, является несостоятельным.
Размещенная проектно - сметная документация позволяет сформировать участником закупки предложение по исполнению контракта.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 84/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений не установлено.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
С учетом того, что выявленные нарушения в части сокращения сроков подачи заявок не повлияли на результаты определения подрядчика, подано было пять заявок участников, все заявки участников допущены к дальнейшему участию, так как соответствуют требованиям аукционной документации, состоялся аукцион, в результате которого произошло снижение начальной максимальной цены контракта, предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями частей 1, 2 статьи 33, части 3 статьи 63, пунктом 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, статей 191, 194 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 48, частей 6, 7 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 84/КС ООО "Контракт" на действия заказчика - МКУ "Архоград", уполномоченного органа - КМЭ г. Абакан при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по строительству объекта: "Спортзал по ул. Кедровая, 13А. Корректировка" (закупка N 0180300000218000560) обоснованной в части сокращения сроков подачи заявки на участие в электронном аукционе.
2. Признать уполномоченный орган - КМЭ г. Абакан нарушившим часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на результаты определения подрядчика.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 24 июля 2018 г. N 84/КС
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.07.2018