Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоЛайн" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ "Жилищник района Проспект Вернадского" (далее также - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для капитального ремонта подвалов (реестровый N 31806490750; далее - Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Жалоба Заявителя содержит доводы о том, что Заказчик в Форме 2 Аукционной документации указал перечень характеристик, которые являются излишними и конкретные показатели которых нет возможности указать на момент подачи заявки, так как соответствующие испытания еще не были проведены, также на момент подачи заявки, участник не обязан иметь товар в наличии. Заявитель полагает, что Заказчиком установлены требования к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке в части "Формы 2", которые затрудняют заполнение заявки и, следовательно, количество участников в процедуре.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Заказчиком 17.05.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена договора - 2 267 556,44 руб.
Из жалобы Заявителя фактически следует, что Заказчиком установлены излишние требования (характеристики) в Форме 2, затрудняющие заполнение данной формы и подачи заявки на участие в Аукционе.
С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик согласился.
Комиссия оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчики при закупке товаров, работ, услуг обязаны руководствоваться, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Комиссией установлено, что Аукционная документация содержит Форму 2 (Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией), а также Инструкцию по заполнению заявки. Вместе с тем в данной части Аукционная документация в контексте предъявляемых к ней нормативных требований не является состоятельной, поскольку не отвечает своему предназначению. Требования Технического задания (Формы 2) и Инструкции по заполнению заявки являются излишними и усложняющими подачу соответствующей заявки на участие в Аукционе.
Комиссия пришла к выводу, что ни Инструкция по заполнению заявки, ни Аукционная документация в целом в рассматриваемом случае не способствовали достижению целей проведения Аукциона в соответствии с положениями Закона о закупках.
Так, Формой 2 Аукционной документации установлены, в том числе следующие показатели: "Растворы цементные" - предел прочности цемента при сжатии в возрасте 28 сут. - не менее 20 МПа; "Клей" - прочность клеевого соединения после циклического замораживания и оттаивания - 0.4-3.9 МПа.
Комиссия отмечает, что данные требования Заказчика в части подробного описания в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Документацией Аукциона на участника закупки возложена обязанность по интерпретации потребности Заказчика в силу использования организатором различных символов, знаков при описании требований к товарам, изложенным в Техническом задании, которые участники закупки должны идентифицировать с целью корректного заполнения предложения о функциональных и технических характеристиках товара, что не соответствует вышеуказанным принципам осуществления закупочной деятельности, и направлено на необоснованное ограничение конкуренции.
При таких обстоятельствах Комиссия не может признать положения Формы 2 и Инструкции по заполнению заявки Аукционной документации как соответствующие требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭкоЛайн" (ИНН: 7751086967; ОГРН: 5177746033064) на действия ГБУ "Жилищник района Проспект Вернадского" (ИНН: 7729787389; ОГРН: 5147746312731) при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение требований части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1105/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.06.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 21.06.2018 по делу N 1-00-1105/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУ "Жилищник района Проспект Вернадского" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов для капитального ремонта подвалов (реестровый N 31806490750; далее - Аукцион), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Аукционе с указанием о возможности повторной подачи заявки.
Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учётом решения Комиссии от 21.06.2018 по делу N 1-00-1105/77-18.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукциона и подведения итогов Ауцкиона.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 03.09.2018.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.09.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июня 2018 г. N 1-00-1105/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.08.2018