Резолютивная часть решения оглашена "03" августа 2018 г.
ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, рассмотрено заявление (исх. от 22.03.2018 N 013-1102; вх. от 23.03.2018 N 43519/18) о досудебном рассмотрении спора между Муниципальным унитарном предприятием "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска (далее - Заявитель, регулируемая организация, МУП "ПОВВ") и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство, орган регулирования, МТРиЭ) по постановлению Министерства от 07.12.2017 N 63/92 "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение для Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Копейского городского округа Челябинской области, на 2018-2020 годы", и
УСТАНОВЛЕНО:
в поданном на досудебный спор заявлении МУП "ПОВВ" оспаривает применённый Министерством при установлении тарифов 2018 года метод регулирования - метод индексации тарифов, полагая, что в отношении выбора метода регулирования Министерством нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на водоотведение для МУП "ПОВВ".
Также МУП "ПОВВ" в заявлении о досудебном урегулировании спора указывает о том, что при расчёте необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2018 год МТРиЭ значительная часть расходов, предложенных МУП "ПОВВ" при установлении тарифов на 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения, признана экономически необоснованной в размере 267 221,85 тыс. руб. по статьям затрат "Расходы на ремонт", "Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды", "Расходы на приобретение сырья, материалов и их хранение", "Расходы на энергетические ресурсы", "Расходы по контролю сточных вод", "Расходы на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий" и "Расходы из прочих статей затрат".
Утвержденная необходимая валовая выручка для МУП "ПОВВ" на 2018 год по водоотведению составляет 125 989,0 тыс. руб., тариф для МУП "ПОВВ" установлен на уровне 17,45 руб./куб. м.
Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406, Правила регулирования тарифов N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746).
Министерством утверждены долгосрочные тарифы МУП "ПОВВ" в части оказываемых услуг водоотведения методом индексации на период 2018-2020 гг., при этом, с 24.03.2017 по 31.12.2017 тарифы для МУП "ПОВВ" были установлены органом регулирования методом экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования тарифов N 406 постановлением МТРиЭ от 04.05.2017 N 20/4 было открыто дело об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Челябинской области на 2018-2020 годы.
Данным постановлением для МУП "ПОВВ" органом регулирования определён метод регулирования тарифов - метод индексации.
В поданном в ФАС России на досудебный спор заявлении МУП "ПОВВ" выражает несогласие с применённым Министерством при расчете тарифов методом индексации, мотивируя позицию тем, что подпункт "б" пункта 37 Основ ценообразования N 406 не может быть применен к МУП "ПОВВ", так как объекты централизованных систем водоотведения арендуются у конкурсного управляющего МУП "Горводоканал-Копейск". По мнению МУП "ПОВВ", в отношении указанных объектов, находящихся в конкурсной массе, действует законодательство о несостоятельности (банкротстве) и конкурсном управлении, вследствие чего, действующие нормы законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, а именно в отношении выбора методов регулирования тарифов, не могут быть применимы к МУП "ПОВВ".
В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение.
Поскольку заявление МУП "ПОВВ" об установлении тарифов на 2018 год не содержало предложения по методу регулирования тарифов, МТРиЭ осуществлен выбор метода регулирования согласно критериям, предусмотренным Основами ценообразования N 406.
При этом Основами ценообразования N 406 не регламентированы критерии по выбору метода индексации.
В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования N 406 метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае: а) если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов; б) если оставшийся срок действия всех договоров аренды централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов таких систем на момент подачи заявления об утверждении тарифов для регулируемой организации, иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения либо объектами, входящими в такие системы, составляет менее 3 лет, за исключением концессионных соглашений или договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных начиная с 1 января 2014 г. в отношении указанных объектов.
Исходя из вышеизложенного, критерии, предусмотренные пунктом 37 Основ ценообразования N 406 по выбору метода экономически обоснованных расходов (затрат), не применимы в отношении МУП "ПОВВ", по следующим основаниям: а) в отношении МУП "ПОВВ" осуществлялось ранее государственное регулирование, а именно устанавливались тарифы с 24.03.2017 по 31.12.2017 гг.; б) договор аренды объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключен МУП "ПОВВ" после 1 января 2014 года (то есть критерий по сроку действия договора аренды менее 3 лет не применяется в отношении МУП "ПОВВ").
Согласно части 10.1. статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к государственному регулированию тарифов, указанных в пунктах 1 - 3 части 2, пунктах 1 и 2 части 5, пунктах 1 и 2 части 8 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ, на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации). Сроки, этапы указанного перехода в отношении организаций, групп организаций, осуществляющих соответствующие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определяются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в случаях и в порядке, которые определены Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, вправе определить перечень субъектов Российской Федерации и (или) виды организаций, в отношении которых применяются иные методы регулирования.
Таким образом, Министерством выбор метода регулирования, а именно метода индексации, в отношении МУП "ПОВВ" осуществлен на основании части 10.1 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен тарифов, в связи с чем, требования Заявителя в части выбора метода регулирования при установлении МУП "ПОВВ" тарифов не подлежат удовлетворению.
1. Расходы на ремонт.
По данной статье затрат МУП "ПОВВ" заявлены расходы на ремонт в размере 103 965,24 тыс. руб. (текущий ремонт - 86 472,91 тыс. руб., капитальный ремонт - 17 492,33 тыс. руб.), органом регулирования учтены затраты по данной статье на уровне 21 387,69 тыс. руб. (текущий ремонт - 13 419,65 тыс. руб., капитальный ремонт - 7 968,04 тыс. руб.), таким образом, сумма недоучтённых, по мнению МУП "ПОВВ", средств составила 82 577,55 тыс. руб. (текущий ремонт - 73 053,26 тыс. руб., капитальный ремонт - 9 524,29 тыс. руб.).
Органом регулирования заявленные МУП "ПОВВ" суммы по расходам на текущий ремонт скорректированы и приняты согласно мероприятиям Производственной программы Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, осуществляющего услуги холодного водоснабжения потребителям Копейского городского округа Челябинской области, на срок действия установленных тарифов на питьевую воду, утверждённой постановлением от 07.12.2017 N 63/92 (далее - Производственная программа), с учетом поэтапного выполнения ремонтных работ (пообъектно, а не в целом по централизованной системе водоотведения). Расходы на капитальный ремонт МТРиЭ также скорректированы и приняты с учетом исключения необоснованных расходов и расходов на ремонт объектов, которые были предусмотрены в тарифах для регулируемой организации в 2017 году.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования N 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
Положениями пунктов 51 Основ ценообразования N 406 и 24 Методических указаний N 1746-э определено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Согласно части 4 статьи 37 Федерального закона N 416-ФЗ результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона N 416-ФЗ требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
МТРиЭ при расчёте расходов на ремонт исходил из следующих факторов:
- отсутствие фактического подтверждения расходов на текущий, капитальный ремонт;
- ведение МУП "ПОВВ" раздельного учета расходов и доходов ненадлежащим образом;
- представленные МУП "ПОВВ" акты технического освидетельствования не являются результатами технического обследования централизованных систем, предусмотренными Федеральным законом N 416-ФЗ и не отвечают требованиям к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 N 437/пр;
- по результатам стоимостных экспертиз, подготовленных отделом по индексированию стоимости строительно-монтажных работ МТРиЭ, не подтверждены нормативами используемое количество инструмента и количество рабочих при проведении текущего ремонта, по сметам капитального ремонта завышены объемные показатели для выполнения ремонтных работ, также выявлены сметы, работы по которым учитывались в тарифах на 2017 год. Так, в стоимостной экспертизе по текущему ремонту выявлено существенное завышение стоимости материалов, а именно фланцев, техпластин, болтов, муфт, манометров, подшипников, задвижек, светодиодных светильников, автоматических выключателей, кувалд, газовых ключей, ножовок по металлу, веревок, удлинителей и так далее, при этом по ряду материалов отсутствуют марки и характеристики, что, в свою очередь, затрудняет осуществление мониторинга относительно корректности цены. В стоимостной экспертизе по капитальному ремонту выявлен ряд мероприятий в локальных сметах, которые были учтены Министерством при установлении тарифов в 2017 году, также ряд работ в локальных сметах не соответствует новому строительству, следовательно, применение коэффициентов к нормам затрат труда и к нормам времени эксплуатации строительных машин не допустимо, стоимость и объём работ по ряду иных мероприятий также завышены.
С учетом вышеизложенного, расходы на текущий ремонт учтены Министерством с учетом поэтапного выполнения ремонтных работ, ввиду отсутствия фактического исполнения ремонтных расходов и сложились по расчёту органа регулирования по водоотведению на уровне 13 419,65 тыс. рублей.
Расходы на капитальный ремонт составили по расчёту органа регулирования по водоотведению 7 968,04 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 9 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила N 641), уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям, указанным в пункте 5 Правил N 641.
В случае, если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку.
Регулируемая организация обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления доработать проект производственной программы и представить его в уполномоченный орган на повторное рассмотрение.
Уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях анализа ее обоснованности независимые организации.
С учётом вышеизложенных доводов, ввиду того, что органом регулирования расходы на ремонт учтены согласно пункту 51 Основ ценообразования N 406 на уровне утверждённых в производственной программе, а Заявителем Производственная программа не была оспорена в установленном порядке, в условиях отсутствия фактического подтверждения расходов на текущий, капитальный ремонт, а также того факта, что представленные МУП "ПОВВ" акты технического освидетельствования не являются результатами технического обследования централизованных систем водоотведения согласно положениям Федерального закона N 416-ФЗ, МУП "ПОВВ" отказано в удовлетворении требований в части увеличения затрат по статье "Расходы на ремонт".
2. Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды.
МУП "ПОВВ" заявлены разногласия по величине фонда оплаты труда основного производственного, административно-управленческого и ремонтного персонала с отчислениями на социальные нужды в части оказываемых услуг водоотведения в размере 135 205,76 тыс. руб. (средняя заработная плата - 26 138,00 руб./мес., численность 330,00 ед., ФОТ - 103 844,67 тыс. руб., отчисления - 31 361,0 тыс. руб.). Разногласия по размеру фонда оплаты труда основного производственного, административно-управленческого и ремонтного персонала между сторонами заключаются в численности и величине средней заработной платы, учтённых Министерством при расчёте тарифов 2018 года для данных видов персонала. Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды основного производственного, административно-управленческого и ремонтного персонала связано с предлагаемым предприятием увеличением расходов на оплату труда.
Органом регулирования расходы по данной статье учтены для МУП "ПОВВ" на уровне 61 303,21 тыс. руб. (средняя заработная плата - 23 112,00 руб./мес., численность 169,00 ед., ФОТ - 47 083,88 тыс. руб. отчисления - 14 219,33 тыс. руб.).
Таким образом, разногласия по данной статье по водоотведению составляют сумму в размере 73 902,55 тыс. руб.
В отношении определения численности основного производственного персонала спор заключается в неучёте органом регулирования по водоотведению 117 единиц (вместо 237 заявленных единиц принято 120 единиц).
По ремонтному персоналу спор заключается в неучёте Министерством 31 единицы (из заявленных 45 единиц учтено 14 единиц).
Ввиду необходимости урегулирования спора по численности всех видов персонала МУП "ПОВВ", ФАС России произведён анализ расчёта численности персонала, проведённого органом регулирования, исходя из положений, закреплённых в рекомендациях по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждённых приказом Госстроя России от 22.03.1990 N 66 (далее - Приказ N 66), а также с учётом представленного штатного расписания МУП "ПОВВ" и статистических форм П-4, подтверждающих сложившуюся фактическую численность на предприятии.
В результате вышеуказанного анализа ФАС России не выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, допущенные со стороны органа регулирования в отношении проведённого расчёта численности основного производственного и ремонтного персонала МУП "ПОВВ", в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения численности основного производственного и ремонтного персонала, поскольку МУП "ПОВВ" не доказано применение в расчёте численности коэффициентов планируемых невыходов сотрудников, а также ввиду того, что в формах статистической отчётности П-4, свидетельствующих о фактической численности, сложившейся на предприятии, отсутствует разделение по видам деятельности, данные в формах П-4 указаны в целом по предприятию МУП "ПОВВ", что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
По административно-управленческому персоналу по водоснабжению Министерством исключено из тарифной заявки 13 единиц (вместо 48 заявленных единиц принято 35 единиц).
По расчёту ФАС России численность административно-управленческого персонала МУП "ПОВВ" по водоотведению составила 26,0 единиц, что на 9,0 единиц ниже учтённой органом регулирования, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения численности административно-управленческого персонала.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования N 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Положениями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 (далее - ОТС в сфере ЖХК на 2017-2019 гг.), определены параметры и механизм расчёта, в том числе средней заработной платы. Согласно положениям ОТС в сфере ЖХК на 2017-2019 гг. минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда для организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 01.01.2018 определена в размере 9 907, 0 руб.
Индекс потребительских цен согласно Прогнозу социально-экономического развития на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации от 27.12.2017 далее - Прогноз), составляет в среднем за год 103,7 % (2018/2017).
На досудебное урегулирование спора в ФАС России МУП "ПОВВ" представлен расчёт средней заработной платы согласно приложению 2.2.1. к Методическим указаниям N 1746-э, в котором некорректно указаны параметры тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 34,99 руб., а также некорректно применён индекс потребительских цен в размере (2018/2017) 104,0 %, также расчёт тарифного коэффициента в разрезе видов персонала не представлен МУП "ПОВВ" в материалах тарифного дела.
Кроме того, в рамках рассмотрения досудебного спора ФАС России проведён анализ величины средней заработной платы в Челябинской области 2018 года по виду деятельности "Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", по итогам которого сделан вывод о том, что уровень средней заработной платы, установленный для МУП "ПОВВ", соответствует уровню, сложившемуся в Челябинской области по виду деятельности "Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность".
Исходя из вышеизложенных доводов, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье "Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды" в части увеличения средней заработной платы и численности основного производственного, административно-управленческого и ремонтного персонала.
3. Расходы на приобретение сырья, материалов и их хранение.
Затраты по данной статье заявлены МУП "ПОВВ" по водоотведению на уровне 96 928,58 тыс. руб. (химреагенты - 87 998,06 тыс. руб., горюче-смазочные материалы - 6 689,9 тыс. руб., материалы и малоценные основные средства, запчасти - 2 240,62 тыс. руб.), органом регулирования учтены на уровне 6 041,93 тыс. руб. (химреагенты - 1 748,4 тыс. руб., горюче-смазочные материалы - 4 243,53 тыс. руб., материалы и малоценные основные средства, запчасти - 0,0 тыс. руб.), в этой связи, объём разногласий составляет 90 886,65 тыс. руб. (химреагенты - 86 199,66 тыс. руб., горюче-смазочные материалы - 2 446,37 тыс. руб., материалы и малоценные основные средства, запчасти - 2 240,62 тыс. руб.).
3.1 Химические реагенты.
В соответствии с пунктом 19 Методических указаний N 1746 расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Согласно пункту 9.2.11.4 Свода правил. Канализация. Наружные сети и сооружения (ред. СНиП 2.04.03-85 с изменением N 1), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11 (далее - СНиП 2.04.03-85), расчетную дозу активного хлора следует принимать с учетом хлоропоглощаемости сточных вод при обеспечении остаточного хлора в очищенной воде после контакта не менее 1,5 мг/л.
Для расчетов допускается принимать дозу активного хлора после механической очистки (допускается использовать только в качестве аварийного мероприятия) - 10 мг/л; после биологической, физико-химической и глубокой очистки - 3 мг/л.
Следовательно, расчет необходимого количества химических реагентов производится исходя из объемов сточных вод в целях обеззараживания.
МУП "ПОВВ" в подтверждении заявленных расходов приводит расчет потребности в реагентах исходя из объемов водоотведения, не относящихся к реальному объему предоставления услуг водоотведения.
При этом фактическая потребность в химических реагентах организации, ранее осуществляющей деятельность на аналогичном оборудовании, МУП "ПОВВ" не представлена, также не представлена информация о фактических расходах на покупку химических реагентов.
В то же время, органом регулирования произведен расчет потребности в химических реагентах в соответствии с требованиями СНиП 2.04.03-85, основываясь на объемах предоставления МУП "ПОВВ" услуг водоотведения на территории Копейского городского округа Челябинской области.
3.2 Горюче-смазочные материалы.
МУП "ПОВВ" заявляет о неправомерном снижении органом регулирования учтенных расходов по водоотведению на горюче-смазочные материалы (далее - ГСМ) на 2 446,47 тыс. руб., при общей заявленной сумме в размере 6 689,9 тыс. руб.
Министерством произведен расчет исходя из отнесения расходов согласно учетной политике, а именно пропорционально принятому фонду оплаты труда.
Органом регулирования исключены расходы на ГСМ на основании следующего:
- нормы расхода на топливо МУП "ПОВВ" завышены в среднем на 7,5 % за счет коэффициента срока эксплуатации, введенного МУП "ПОВВ" самостоятельно, и не предусмотренного Методическими указаниями Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ23-Р;
- некорректно применен индекс цен производителей по производству нефтепродуктов, определенный в базовом варианте Прогноза, в размере 104,3 % вместо 103,2 %;
- исключение расходов на автобусы и легковые транспортные средства, необходимость которых и участие в производственном процессе водоснабжения и водоотведения не подтверждена.
При этом ФАС России отмечает, что в представленном МУП "ПОВВ" Коллективном договоре необходимость осуществления перевозки рабочих до объектов инфраструктуры города Копейска (автобусами и легковым автотранспортом) не закреплена (п. 11.8 Коллективного договора).
3.3 Материалы и малоценные основные средства. Запчасти.
МУП "ПОВВ" заявляет об учете расходов на запасные части автотранспорта для проведения ремонтов транспортных средств и специальной техники по водоотведению в размере 2 240,62 тыс. руб. Данная сумма рассчитана в соответствии с постановлением Госстроя России от 17.12.1999 N 81, которое утратило силу в 2008 году, согласно приказу Минрегиона России от 07.11.2008 N 248, в размере 20 % от полной стоимости автомобилей.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов N 406 орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования N 406 и Методическими указаниями N 1746 не подтверждена.
На основании пункта 30 Правил регулирования тарифов N 406 и в связи с тем, что расчёты, выполненные регулируемой организацией, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Министерством не учтены расходы на запасные части по водоотведению в размере 2 240,62 тыс. руб., ввиду недоказанности МУП "ПОВВ" экономической обоснованности указанных затрат в заявленных размерах при установлении тарифов на 2018 год.
В связи с вышеизложенным, МУП "ПОВВ" отказано в удовлетворении требований в части учета расходов на приобретение сырья, материалов и их хранение.
4. Расходы на энергетические ресурсы.
Затраты по данной статье затрат заявлены МУП "ПОВВ" по водоотведению на уровне 1 269,15 тыс. руб. в части расходов на топливо (уголь) из объема в размере 320 т., органом регулирования учтены на уровне 775,34 тыс. руб. исходя из объема в размере 207 т., в этой связи, объём разногласий составляет 493,81 тыс. руб.
Регулируемой организацией в качестве подтверждения расходов на топливо (уголь) предоставлен договор на покупку стройматериалов от 08.12.2016 N 913 (далее - Договор N 913) и расчет расходов на покупку угля в планируемом количестве в размере 320 т. и стоимости за 1 т. - 4 318,64 руб.
В соответствии с пунктом 20 Методических указаний N 1746 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к Методическим указаниям N 1746). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
При этом регулируемой организацией не предоставлено экономического, технологического или технического расчета в необходимости покупки 320 т. угля, используемого в технологическом процессе МУП "ПОВВ" на территории Копейского городского округа Челябинской области.
В то же время, органом регулирования предоставлен расчет объема тепловой энергии, выполненный с учётом положений Свода правил СП 131.13330.2012. Свод правил. Строительная климатология, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 275, в соответствии с которым скорректированы следующие показатели относительно предложения регулируемой организации:
- принята средняя температура воздуха за отопительный период равная - 6,5 градусов по Цельсию;
- удельные отопительные характеристики зданий с учетом объемов и назначений зданий.
Также регулируемой организацией расчет расходов на топливо (уголь) осуществляется исходя из использования бурого угля с теплотой сгорания натурального топлива 3 000 ккал/кг, а договор приобретения угля представлен на уголь марки Д (каменный энергетический уголь (длиннопламенный)) с теплотой сгорания по информации из открытых источников в сети интернет от 4 600 ккал/кг.
5. Расходы по контролю качества сточных вод.
Затраты по статье "Расходы по контролю качества сточных вод" заявлены МУП "ПОВВ" по водоотведению на уровне 9 305,4 тыс. руб., органом регулирования расходы по данной статье не учтены в составе необходимой валовой выручки МУП "ПОВВ" при установлении тарифов на оказываемые услуги водоотведения на 2018 год. Таким образом, сумма разногласий по контролю качества сточных вод по водоотведению составила 9 305,4 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 1746-э, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.
На основании пунктов 26 и 36 Основ ценообразования N 406 при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э с учетом степени достижения плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
С учетом требования подпункта 7 пункта 18 Методических указаний N 1746-э, производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод.
В соответствии с частью 1 и 4 статьи 25 Федерального закона N 416-ФЗ регулируемые организации обязаны осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, который включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Проведением лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды вправе заниматься только юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Исходя из доводов, указанных МУП "ПОВВ" в заявлении о досудебном урегулировании спора, установленный органом регулирования размер операционных расходов МУП "ПОВВ" не учитывает реализацию планов на подготовку лаборатории к аккредитации на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации".
МТРиЭ исключены заявленные расходы на аккредитацию лаборатории МУП "ПОВВ" ввиду недостаточного обоснования и отсутствия подтверждения МУП "ПОВВ" необходимости проведения аккредитации. При этом, как указывает орган регулирования, аккредитованная лаборатория находится в городе Челябинске на расстоянии около 25,0 км. от очистных сооружений.
В обоснование заявленных требований МУП "ПОВВ" представлены разработанные начальником Аксеновой В.И. мероприятия по подготовке лаборатории очистных сооружений г. Копейска к аккредитации в национальной системе аккредитации на 2018 год с указанием ориентировочных затрат (примерной стоимости) в размере 7 525,80 тыс. рублей, указанная сумма заявлена как в составе необходимой валовой выручки водоснабжения, так и водоотведения, то есть в одном и том же размере.
Исходя из того, что положениями Основ ценообразования N 406 и Методических указаний N 1746-э не предусмотрены расходы на аккредитацию лабораторий, в условиях того, что у МУП "ПОВВ" находится собственная аккредитованная лаборатория в городе Челябинске на расстоянии порядка 25,0 км., а проведение анализов согласно требованиям законодательства Российской Федерации осуществляется раз в месяц, раз в три месяца, в условиях отсутствия у МУП "ПОВВ" заключенных договоров по итогам проведения конкурсных процедур согласно пункту 22 Основ ценообразования N 406, Заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований МУП "ПОВВ" относительно учета расходов на аккредитацию лаборатории.
6. Расходы на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий.
Затраты по статье "Расходы на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий" заявлены МУП "ПОВВ" по водоотведению на уровне 5 758,38 тыс. руб., органом регулирования расходы по данной статье учтены на уровне 190,90 тыс. руб. Таким образом, сумма разногласий на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий составила 5 567,48 тыс. руб.
МУП "ПОВВ" ошибочно заявлены затраты персонала по охране объектов, числящегося в штате МУП "ПОВВ" согласно заключенным трудовым договорам, в составе статьи "Услуги по вневедомственной охране". Как указывает МУП "ПОВВ", данные затраты по сути относятся к фонду оплаты труда подразделения Копейска. Численность штата рассчитана исходя из охраняемых объектов на территории города Копейска.
Органом регулирования расходы на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий из заявленных в сумме 5 567,5 тыс. руб. учтены в составе необходимой валовой выручки МУП "ПОВВ" в размере 190,90 тыс. рублей в соответствии с заключенными контрактами, представленными МУП "ПОВВ" от 05.06.2017 N 57, цена которого составляет 231,965 тыс. рублей, от 01.03.2017 N 38, цена - 99,723 тыс. рублей, с учетом отнесения расходов по видам регулируемой деятельности в соответствии с учетной политикой регулируемой организации (пропорционально заработной плате основного производственного персонала) и индекса потребительских цен в размере 103,7 % (2018/2017), предусмотренного Прогнозом. Затраты на содержание службы внутреннего контроля МТРиЭ не принимались в расчёт, поскольку данные расходы учтены органом регулирования при установлении тарифов на питьевую воду для потребителей города Челябинска, что отражено в Экспертном заключении МТРиЭ по установлению тарифов.
Одновременно ФАС России отмечает, что согласно представленному МУП "ПОВВ" изменению штатного расписания по структурному подразделению "Служба внутреннего контроля" от 29.12.2016 N 24, регулируемой организацией выводятся из штатного расписания МУП "ПОВВ" по подразделению Команда N-1-охрана объектов Горводопровода основные рабочие и вводятся в штатное расписание МУП "ПОВВ" по подразделению Группа по охране объектов ОСП "Горводоканал-Копейск" 21 единица контроллеров, которые согласно положениям приказа N 66 осуществляют контроль за правильностью снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объемах полученной питьевой воды, пломбирование задвижек на обводных линиях, производство расчетов за использованную воду в соответствии с действующими тарифами и оформление расчетов в соответствии с правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, и в тоже время не относятся к охране объектов стратегического назначения.
С учётом вышеизложенного, а также исходя из того факта, что в отношении городского округа устанавливаются отдельные от города Челябинска тарифы на водоснабжение, водоотведение и техническую воду, а хозяйственная деятельность в области города Копейска осуществляется обособленным структурным подразделением (ОСП ГВК МУП "ПОВВ"), не выделенным на отдельный баланс и входящим в состав МУП "ПОВВ", Заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
7. Расходы по прочим статьям затрат.
Общая сумма средств по расходам в отношении прочих статей затрат, заявленных МУП "ПОВВ" к дополнительному учёту и не учтённых органом регулирования при установлении тарифов для МУП "ПОВВ" на 2018 год, составила по водоотведению 4 488,41 тыс. руб.
В подтверждение заявленных требований МУП "ПОВВ" представлено Приложение в виде сметы расходов на 2018 год, в котором указаны отклонения относительно всех статей затрат, входящих в состав необходимой валовой выручки МУП "ПОВВ", при этом, обоснованной аргументации и подтверждающих обосновывающих материалов дела относительно конкретизации заявленных МУП "ПОВВ" требований в заявлении о досудебном урегулировании спора не представлено, в этой связи ФАС России не представляется возможным определить: с какими конкретно подходами и по каким конкретным статьям затрат МУП "ПОВВ" выражает несогласие, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье "Расходы по прочим статьям затрат" в части оказываемых услуг водоотведения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 N 533, а также учитывая положения Федерального закона N 416-ФЗ, Основ ценообразования N 406 и Методических указаний N 1746-э, ФАС России
РЕШЕНО:
отказать в удовлетворении требований Муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска по заявлению (исх. от 22.03.2018 N 013-1102; вх. от 23.03.2018 N 43519/18) в полном объёме.
|
|
М.А. Овчинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.08.2018