Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РЕМЕЗ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО г. Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик электронного аукциона: "Капитальный ремонт входной группы в здания администрации муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003718000476) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "РЕМЕЗ" указывает, что в аукционной документации установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок, приводящая к невозможности заполнения заявки участником закупки, усложняющая описание общедоступных характеристик товаров с использованием различных знаков, символов, создающая причины для отклонения заявок участников. Установленные заказчиком требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (по п.41), противоречат положениям ГОСТ.
Представитель заказчика с доводами Заявителя не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт входной группы в здания администрации муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003718000476).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 721 000,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Документация электронного аукциона содержит раздел "Требования к товарам, используемым при выполнении работ", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам и эксплуатационным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность / соответствие).
Заявителем в жалобе скопирована Инструкция по заполнению заявки, при этом не указаны конкретные положения раздела "Требования к товарам, используемым при выполнении работ", противоречащие Инструкции данного аукциона.
Согласно с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Также, заявитель указывает, что установленные заказчиком требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (по п.41), противоречат положениям ГОСТ.
По п.41 "Брусья" раздела "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" заказчиком установлено:
41 |
Брусья |
Должны быть необрезные, из хвойных пород. Сорт 3 или 4. Длина не меньше 4 не больше 6,5 м. Ширина не меньше 75 не больше 150 мм. Толщина 100 или 125 мм. Максимальный параметр шероховатости поверхности должен не превышать 1600 мкм. Соответствие нормативно-технической документации должно быть ГОСТ 8486-86. |
Согласно п. 16 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" брус - это пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.
Таким образом, заказчиком установлены требования, не соответствующие ГОСТ и позволяющие участникам закупки указать размеры бруса, соответствующие документации электронного аукциона (75 мм, 76 мм и т.д.), но противоречащее ГОСТ.
Допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
В разделе "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" заказчиком установлено:
7. |
Мастика битумная кровельная |
Должна быть горячая, однородная, без посторонних включений. Теплостойкость больше 55 не больше 75 °С. Битумное вяжущее с температурой хрупкости не выше -13 °С. Наполнитель пылевидный или волокнистый, с плотностью не более 2,7 кг/м3, максимальной влажностью не больше 5 % по массе. Соответствие нормативно-технической документации должно быть ГОСТ 2889-80. |
В соответствии с п.1.1 ГОСТ 2889-80 мастику в зависимости от теплостойкости подразделяют на марки, указанные в табл. 1.
Марка |
МБК-Г-55 |
МБК-Г-65 |
МБК-Г-75 |
МБК-Г-85 |
MБK-Г-l00 |
Теплостойкость, °С |
55 |
65 |
75 |
85 |
100 |
Согласно п.2.7.1.4 ГОСТ 2889-80 температура размягчения и хрупкости битумного вяжущего для изготовления мастик разных марок должна удовлетворять требованиям табл. 3.
|
|
|
Марка мастики |
Температура размягчения битумного вяжущего по методу "кольца и шара", град.С |
Температура хрупкости битумного вяжущего, град.С, не выше |
МБК-Г-55
|
45-50 |
- 18 |
МБК-Г-65
|
51-60 |
- 15 |
МБК-Г-75
|
61-70 |
- 13 |
MБK-Г-85
|
71-80 |
- 12 |
МБК-Г-100
|
85-95 |
- 10 |
Примечание. При введении пластифицирующих добавок в битумное вяжущее температура его размягчения может быть на 3-5°С ниже.
|
В соответствии с п.2.7.2.3 ГОСТ 2889-80 наполнитель для изготовления мастики должен удовлетворять требованиям табл. 4.
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Норма |
|
|
|
1. Плотность (удельный вес), кг/куб.м, (г/куб.см), не более
|
2,7 |
|
|
|
2. Влажность наполнителя, % по массе, не более: |
|
|
|
|
- волокнистого |
5 |
|
|
|
- пылевидного
|
3 |
|
|
|
3. Зерновой состав наполнителя: |
|
|
|
|
- волокнистого |
Проходит полностью через сито с сеткой N 04
|
|
|
|
- пылевидного |
Проходит полностью через сито с сеткой N 02, а остаток на сите с сеткой N 009 -не более 10%
|
|
Таким образом, заказчиком, в нарушение Закона о контрактной системе, установлены требования к указанию конкретных значений показателей товара, значения которых становятся известны после проведения соответствующих испытаний определенной партии товара после его производства.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики товаров, такие как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний.
В свою очередь, соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок.
Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
Заказчиком при описании объекта закупки установлено требование о соответствии действующим ГОСТ.
Таким образом, мастика битумная кровельная, произведенная по ГОСТ, с заданными параметрами (в частности марки мастики), будет соответствовать всем требованиям указанного ГОСТ (в том числе "Теплостойкость больше 55 не больше 75 °С. Битумное вяжущее с температурой хрупкости не выше -13 °С. Наполнитель пылевидный или волокнистый, с плотностью не более 2,7 кг/м3, максимальной влажностью не больше 5 % по массе").
Таким образом, требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Аналогичные требования к характеристикам товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также требования к процессу производства товара, процессу выполнения работ установлены заказчиком также по п.5, п.6, п.8, п.9, п.10, п.13, п.14, п.16, п.19, п. 21, п.22, п.23, п.30, п.31, п.34-п.36, п.38-п.44, п.57, п.60, п.61, п.63-п.68, п.84, п.88, п.90-п.94, п.97 раздела "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" аукционной документации.
Допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕМЕЗ" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО г. Геленджик нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО г. Геленджик, уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 419
по делу N ЭА-1380/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
13 августа 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на основании своего решения от 13.08.2018 года по делу N ЭА-1380/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "РЕМЕЗ" на действия заказчика - МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО г. Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик электронного аукциона: "Капитальный ремонт входной группы в здания администрации муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003718000476) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. заказчику - МКУ по обеспечению деятельности органов местного самоуправления МО г. Геленджик, уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) устранить нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион N 0118300003718000476;
- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 13.08.2018 по делу N ЭА-1380/2018.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона N 0118300003718000476. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.
5. Заказчику в письменном виде в срок до 07.09.2018 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.08.2018