Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЧАСПИК" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ г. Сочи "Управление автомобильных дорог" при проведении уполномоченным органом - администрацией г. Сочи электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования с инженерной подготовкой территории в районе ул.Инжирной и ул.Политехническая Центрального района г.Сочи (включая проектно-изыскательские работы)" (I этап) по мероприятию муниципальной программы города Сочи "Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи", утвержденной постановлением администрации города Сочи от 18.12.2015 N3544" (извещение N 0118300018718001255) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Заказчиком установлены избыточные требования к товарам (материалам), которые вводят участников закупки в заблуждение.
Представители уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласился.
Уполномоченным органом - администрацией г. Сочи проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования с инженерной подготовкой территории в районе ул.Инжирной и ул.Политехническая Центрального района г.Сочи (включая проектно-изыскательские работы)" (I этап) по мероприятию муниципальной программы города Сочи "Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи", утвержденной постановлением администрации города Сочи от 18.12.2015 N3544" (извещение N 0118300018718001255).
Начальная (максимальная) цена контракта - 59 387 904,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В приложении N1.1. к описанию объекта закупки аукционной документации установлены следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые, по мнению заявителя, являются избыточными:
11 |
Гвозди строительные |
|
Головка |
плоская или коническая |
Сечение стержня |
круглое |
|||
Диаметр стержня,d, мм |
не менее 1,6 |
|||
Длина гвоздя, l, мм |
не более 70 |
|||
Торцовая поверхность головки |
гладкая или рифленая |
|||
Соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный товар |
требуется наличие |
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "При установлении в графе "Значение показателя" значения, содержащего союз "или" и/или "либо" по данным значениям участником должен быть предложен товар с одним из значений, разделенных вышеуказанными союзами и без сопровождения вышеуказанными союзами. При этом значения иных показателей предлагаемого участникам закупки товара должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов, регламентирующих данный товар (при наличии) и установленным заказчиком требованиям".
В соответствии с ГОСТ 4028-63 конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
|
|
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт.2-4 и в табл.2.
|
|
|
|
Условный диаметр стержня |
Длина гвоздя |
Размер |
Наименьший диаметр головки |
1,8 |
32 |
- |
3,5 |
|
40 |
|
|
|
50 |
|
|
|
60 |
|
|
2,0 |
40 |
1,75 |
4,0 |
|
50 |
|
|
2,5 |
50 |
2,20 |
5,0 |
|
60 |
|
|
3,0 |
70 |
2,65 |
6,0 |
|
80 |
|
|
3,5 |
90 |
3,10 |
7,0 |
4,0 |
100 |
3,55 |
7,5 |
|
120 |
|
|
5,0 |
120 |
4,45 |
9,0 |
|
150 |
|
|
6,0 |
150 |
5,30 |
11,0 |
|
200 |
|
|
8,0 |
250 |
7,13 |
14,0 |
Таким образом, участники закупки имеют возможность указать значения показателей в соответствии с положениями инструкции по заполнению заявки и требованиями ГОСТ.
В приложении N1.1. к описанию объекта закупки аукционной документации по п.10 установлены следующие требования к товарам (материалам):
10 |
Выключатель автоматический |
|
Номинальное напряжение, В |
230/400 |
Номинальный ток, А |
6 |
|||
Число полюсов, шт. |
1 |
|||
Степень защиты |
не ниже IP20 |
|||
Отключающая способность, А |
6000 |
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "При установлении в графе "Значение показателя" взаимоисключающих значений, разделенных знаком "/" (слеш), по данным значениям участником должен быть предложен товар с одним из значений, разделенных знаком "/" (слеш), и без сопровождения знаком "/" (слеш). При этом значения иных показателей предлагаемого участникам закупки товара должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов, регламентирующих данный товар (при наличии) и установленным заказчиком требованиям.
Исключением является случай, когда взаимоисключающие значения разделены знаком "/" (слеш), а в графе "Показатель, ед.изм." после наименования показателя стоит двоеточие. В таком случае все значения показателей являются требуемыми Заказчиком. При этом значения иных показателей предлагаемого участником закупки товара должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов, регламентирующих данный товар (при наличии) и установленным заказчиком требованиям. Также исключением является случай, когда в описании объекта закупки использование знака "/" (слеш) по своей сути не подразумевает выбор значения, (знак "/" (слеш) используется для обозначения единиц измерения, математического знака дроби, описания значения показателя товара, одновременно обладающего возможностью альтернативного применения, например, напряжение, В - 220/380) участник закупки в составе первой части заявки должен предложить товар с точно таким же значением".
Таким образом, инструкция по заполнению заявки содержит конкретный пример указания значения данного показателя.
В приложении N1.1. к описанию объекта закупки аукционной документации по п.24 установлены следующие требования к товарам (материалам):
24 |
Лесоматериалы круглые |
|
Длина, м |
не более 6,5 |
Диаметр в верхнем торце без коры, см |
не менее 3 |
Заявителю не понятно требуется указать длину, две длины либо диапазон длин.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Если в описании объекта закупки в графе "Значение показателя" значение показателя товара установлено как верхний и/или нижний предел и сопровождается словосочетаниями "не менее" (или аналогичными по смыслу) и/или "не более" (или аналогичными по смыслу) и/или "менее" (или аналогичными по смыслу) и/или "более" (или аналогичными по смыслу), участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение. При этом словосочетание "не менее" и/или "не более" и/или "менее" и/или "более" или аналогичное по смыслу из графы "Значение показателя" исключается".
В приложении N1.1. к описанию объекта закупки аукционной документации по п.26 установлены следующие требования к товарам (материалам):
26 |
Мастика битумно-бутилкаучуковая горячая |
|
Назначение |
герметизация швов дорожных покрытий |
Марка |
МББП-65 "ЛИЛО-1" |
Марка "МББП-65 "ЛИЛО-1" не является зарегистрированным товарным знаком.
Представителем уполномоченного органа представлены доказательства, подтверждающие наличие нескольких производителей, изготавливающих мастику марки "МББП-65 "ЛИЛО-1".
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
В приложении N1.1. к описанию объекта закупки аукционной документации по п.28 установлены следующие требования к товарам (материалам), в частности:
28 |
Пиломатериалы |
|
Толщина, мм |
100+/-25 |
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Если в графе "Значение показателя" содержатся знаки "_", "+/-", устанавливающие рядом со значением показателя максимальные/минимальные величины допусков, то такие знаки означают допустимые предельные отклонения и могут не удаляться (оставляются в данной графе без изменения) или участником указывается точное значение показателя, соответствующее заявленному в описании объекта закупки, с учетом применяемых допусков. Во всех иных случаях содержащиеся в графе "Значение показателя" знаки "_", "+/-" обозначает интервал, где наименьшим является значение "значение до знака минус значение после знака", а наибольшим значением является "значение до знака плюс значение после знака" (крайние значения включаются в приведенный заказчиком интервал) и участником указывается точное значение показателя, соответствующее заявленному в описании объекта закупки, с учетом применяемых допусков".
Согласно с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧАСПИК" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300018718001255).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.08.2018