Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "У Елены" (далее - Заявитель, Общество) на действия организатора торгов - ИП Чибисова Д.С. (далее - Организатор торгов) при проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества должника ООО "Уникор-Сервис" (сообщение N 2816912 лоты N 2, N 3, далее - Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
Основанием для обращения Общества с жалобой в Московское УФАС России послужило неправомерное, как оно считает, отклонение заявки ООО "У Елены" от участия в Торгах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Согласно протоколам определения участников торгов по лотам N 2, N 3
от 05.08.2018 N 78300, N 78301 заявке ООО "У Елены" отказано в допуске по причине неподтверждения поступления задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, на дату составления протокола о определении участников торгов.
Изучив представленные документы и сведения, Комиссия установила следующее.
Заявителем 31.07.2018 на счет Организатора торгов, указанный в сообщении о проведении торгов был направлен задаток на участие в Торгах по лотам N 2 и N 3. Указанное подтверждается платежными поручениями, представленными Обществом.
Вместе с тем Организатор торгов представил Комиссии выписку по счету за период с 31.07.2018 по 07.08.2018, согласно которой, задатки Общества на счет организатора торгов не поступали.
На основании изложенного Московским УФАС России были направлены запросы в адрес АО "СМП Банк" и ПАО "Промсвязьбанк" (кредитные организации сторон) о причинах непоступления задатка.
В соответствии с информацией, представленной ПАО "Промсвязьбанк" в ответ на запрос информации, задаток Общества не был начислен на счет ИП Чибисова Д.С. в связи с неверным указанием его реквизитов в платежных поручениях.
Правилами осуществления перевода денежных средств, утвержденными положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение Центрабанка), установлены в том числе требования
к оформлению платежного поручения.
В соответствии с пунктом 16 приложения 1 "Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования"
к Положению Центрабанка для юридических лиц, банков указывается полное или сокращенное наименование; для физических лиц - Ф.И.О.; для индивидуальных предпринимателей - Ф.И.О. и правовой статус.
Согласно примечанию 1 к указанному Положению Центрабанка, Ф.И.О. указывается в именительном падеже.
Из приведенных положений следует, что в реквизитах получателя средств необходимо указывать Ф.И.О. получателя средств полностью, избегая сокращений.
Приведенные требования относятся к обязательным для указания реквизитов.
Между тем, в платежных поручениях Заявителя от 31.07.2018 в поле "получатель" указан ИП Чибисов Д.С., в связи с чем денежные средства поступили в ПАО "Промсвязьбанк" на счет невыясненных сумм. В последствии, 07.08.2018 денежные средства были возвращены плательщику ООО "У Елены" на его расчетный счет в АО "СМП Банк".
Вместе с тем представитель Заявителя отметил, что при направлении задатка указывал те реквизиты, которые были указаны в сообщении о проведении Торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться в том числе размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.
Согласно сообщениям о проведении торгов, размещенным на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ),
а также на сайте газеты "Коммерсантъ" для участия в торгах заявитель регистрируется сайте Оператора ЭТП, представляет в установленный срок заявку на участие в торгах и не позднее окончания срока приема заявок на участие в торгах вносит задаток в размере 20% от начальной цены лота на расчетный счет Организатора торгов: ИП Чибисов Д.С., ИНН: 772776497875, р/с: 40802810600000050162 в ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК", г. Москва, БИК:044525555, к/с: 30101810400000000555, назначение платежа: "Задаток за участие в торгах по продаже имущества ООО "Уникор-Сервис"" (номер торгов) по Лоту N_".
Таким образом, как утверждает представитель Заявителя, он направлял задаток по тем реквизитам, которые были указаны в сообщении о проведении Торгов, а вина в незачислении задатка на счет Организатора торгов по причине неверного указания реквизитов получателя лежит на самом Организаторе торгов, поскольку сообщения содержали имя получателя с инициалами.
В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве при подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заявитель является участником экономического оборота, в связи с чем, он обязан знать как заполняются платежные поручения несмотря на то, что имя получателя в реквизитах было указанно с сокращениями. Более того в проекте договора о задатке, размещенном в сообщении о проведении торгов на ЕФРСБ указано полное имя получателя в реквизитах счета для направления задатка. Кроме того, на электронной торговой площадке реквизиты получателя платежа также указаны полностью, что также исключает неосведомленность Заявителя и других участников торгов о полных банковских реквизитах счета получателя.
Более того, из положений главы 4 Положения Центрабанка следует, что если банк получателя не может по каким то причинам зачислить денежные средства на счет получателя, он направляет запрос в банк отправителя об уточнении реквизитов не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения. Срок уточнения реквизитов распоряжения должен быть не более пяти рабочих дней, не считая дня его поступления в банк. Если реквизиты распоряжения не уточнены в течение пяти рабочих дней, в том числе не получен ответ на запрос об уточнении реквизитов, банк осуществляет возврат (аннулирование) распоряжения в порядке, предусмотренном пунктом 2.15 Положения Центрабанка.
Таким образом, Комиссия отмечает, что Общество не проявило должную осмотрительность и не удостоверилось в зачислении денежных средств.
Одновременно, Комиссия отмечает, что согласно протоколам определения участников торгов по лотам N 2, N 3 от 05.08.2018 N 78300, N 78301 на участие в Торгах по лоту N 2 допущено 8 участников, по лоту N 3 - 4 участника. Вышеуказанное подтверждает, что сообщения о проведении торгов содержали в себе все реквизиты, требуемые для надлежащего направления задатка на счет Организатора торгов.
С учетом изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной.
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
от 07.08.2018 НО/37762/18
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 августа 2018 г. N 1-00-1396/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.08.2018