В соответствии с приказом Омского УФАС России от 13.08.2018 N 144 и подпунктом "б" пункта 1 части 3 и пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
в присутствии представителя Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области (далее - заказчик) - "_",
У С Т А Н О В И Л А:
В Омское УФАС России поступило (вх. N 7059э от 10.08.2018) обращение заказчика (исх. N ИСХ-18/ТКЛ-791 от 10.08.2018) о проведении внеплановой камеральной проверки соблюдения заказчиком требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме запроса котировок на приобретение предметов первой необходимости в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Тюкалинского муниципального района (извещение N 0152300008618000010) (далее - запрос котировок), в котором, в том числе, указано:
"Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области просит отменить ошибочно размещенные следующие извещения о проведении запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44):
- N0152300008618000010 "Приобретение предметов первой необходимости в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Тюкалинского муниципального района".
"Кроме того, в ЕИС не реализована техническая возможность проведения закупки на основании ст. 82 ФЗ N 44. В соответствии с пунктом 5 ст. 82 ФЗ N 44 в извещении запроса о предоставлении котировок не указывается начальная (максимальная) цена контракта, а контракт по результату проведения процедуры закупки заключается на конкретную сумму, то технически невозможно разместить в ЕИС сведения о заключении контракта".
25.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение N 0152300008618000010 о проведении запроса котировок.
Согласно извещению срок окончания подачи котировочных заявок 28.06.2018.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 28.06.2018 по окончании срока подачи заявок было подано три заявки на участие в запросе котировок, которые признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Наименьшая цена контракта 65755,20 руб. предложена участником с номером заявки 2 - Степановой Людмилой Валентиновной.
1. Комиссией установлено, что заказчиком было размещено извещение на осуществление закупки путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Федерального закона о контрактной системе.
При этом частью 1 статьи 80 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе регламентирует, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно абзацу первому статьи 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Вместе с тем в силу абзаца третьего обозначенной статьи ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Также часть 1 статьи 80 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Таким образом, предварительный отбор проводится заказчиками в целях:
- оказания гуманитарной помощи;
- ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Из смысла указанной нормы следует, что закупка товаров, работ, услуг заказчиком осуществляется при возникновении обстоятельств, прямо предусмотренных законом, то есть в целях оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Исходя из приведенной нормы, даты размещения на официальном сайте извещения о проведения электронного запроса котировок, заказчик мог отменить проведение не позднее, чем 25.06.2018.
На основании части 2 статьи 36 Федерального закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссия, проанализировав информацию, размещенную на официальном сайте ЕИС, а также обращение заказчика, установила, что им ошибочно была размещена информация, не соответствующая требованиям статьи 82 Федерального закона о контрактной системе, поскольку данной статьей императивно закреплено то, что указанный способ определения поставщика в форме запроса котировок осуществляется только в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
При этом заказчик, размещая извещение N 0152300008618000010 о проведении запроса котировок, не преследовал поименованных в статье 82 Федерального закона о контрактной системе целей.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают статью 82 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая, что заказчик не имеет возможности отмены извещения о проведении запроса котировок Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об отмене указанной закупки.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать в действиях Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области нарушение требований статьи 82 Федерального закона о контрактной системе.
По выявленным нарушениям выдать Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_"
|
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-08/64-2018
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
23 августа 2018 г. |
г. Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой камеральной проверки соблюдения Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при осуществлении закупки в форме запроса котировок на приобретение предметов первой необходимости в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Тюкалинского муниципального района (извещение N 0152300008618000010) (далее - запрос котировок),
установив в действиях Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области нарушение требований статьи 82 Федерального закона о контрактной системе,
на основании своего Решения N 03-08/64-2018 от 23.08.2018, руководствуясь пунктом 3 части 15, пунктом 2 части 22 и частью 23 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в срок до 06.09.2018:
- отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок (извещение N0152300008618000010);
- вернуть заявки участников на участие в запросе котировок;
- аннулировать запрос котировок.
2. Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 07.09.2018 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии "_".
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель Председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 августа 2018 г. N 03-08/64-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.08.2018