Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
|
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
|
- главный специалист-эксперт ОКСЗ; - ведущий специалист-эксперт ОКСЗ, |
рассмотрев дело N Р18/39-5, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле (уведомлены надлежащим образом):
- <_>. (625033, г. Тюмень, <_>);
- ООО <_> (625035, г. Тюмень, ул. <_>, ИНН 7204200579, ОГРН 1147232007284),
в присутствии:
- представителя ООО <_> (адрес местонахождения: 625049, г.Тюмень, ул. <_>, ИНН 7203434013, ОГРН 1177232032185) - <_> (доверенность N 121/07/18 от 16.07.2018 г.),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление <_> (вх.N4305 от 13.06.2018 г.) о том, что 04.05.2018 г. около 8 часов на радиостанции "Русское радио- 102, 5FM" размещалась информация о том, что ООО "Центр Мед+" переехало и находится по новому адресу: г.Тюмень, ул.Московский тракт,121/3. Для получения пакета документов необходимых для получения налогового вычета Заявитель обратилась по указанному в рекламе адресу. Однако, по данному адресу находится другая медицинская организация "Доктор А", которая не располагает документами ООО "Центр-Мед+".
По мнению заявителя, полученная по радио информация не соответствует действительности и вводит потребителей в заблуждение.
Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу представлена запись эфира радиостанции "Русское радио - 102,5 FM" за 04.05.2018 г. В блоке "Реклама на Русском радио" транслировалась реклама следующего содержания: "Внимание!!! Мы переехали! Все специалисты клиники Центр Мед ждут своих клиентов на Московском тракте 121/3 в клинике Доктор А для оформления справок на вождение, оружие, медкнижек и прохождение медосмотров. Психиатр и нарколог у нас. Тел. 500077, 500077".
Кроме того, на рассмотрении в Тюменском УФАС России уже находилось заявление председателя ликвидационной комиссии ООО <_>. (вх. 3854 от 28.05.2018 г.) о размещении <_>недостоверной рекламы.
Из заявления следует, что решением внеочередного общего собрания участников ООО <_> (протокол N28 от 30.01.2018 г.) принято решение о добровольной ликвидации ООО <_> (ОГРН 1147232007284), расположенного по адресу: 625023, <_>
Осуществление медицинской деятельности ООО "<_> прекращено с 28.04.2018 г.
03.05.2018 все сотрудники поликлиники были уволены на основании п.1 ст.81 ТК РФ.
Начиная с 01.05.2018 г. по радиостанции "Русское радио" ежедневно в 7 ч. 52 мин. распространяется реклама следующего содержания: "Внимание!!! Мы переехали! Все специалисты клиники Центр Мед ждут своих клиентов на Московском тракте 121/3 в клинике Доктор А для оформления справок на вождение, оружие, медкнижек и прохождение медосмотров. Психиатр и нарколог у нас. Тел. 500077, 500077".
По мнению заявителя, распространяемая на радиостанции "Русское радио" реклама о переезде всех специалистов поликлиники ООО "Центр Мед +" на новый адрес г.Тюмень, Московский тракт 121/3, в поликлинику ООО "Доктор А" является недобросовестной и недостоверной, искажающей реальное представление потребителей об оказываемых услугах, вводит в заблуждение и имеет целью привлечения клиентов в ООО "Доктор А" за счет репутации качества оказанных услуг ликвидированного ООО "Центр Мед +".
Определением от 20.06.2018 г. N Р18/39-05 возбуждено дело N Р18/39-05 по признакам нарушения ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ООО "<_> (далее также - ООО "Доктор А").
На рассмотрение дела NР18/39-05 представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе пояснил, что данная реклама распространялась на радиостанции "Русское радио" с 01.05.2018 г. по 28.05.2018 г. ежедневно в 07.52, в рамках договора на размещение рекламы N106 от 26.04.2018 г., заключенного между ООО <_> и ООО <_>. В связи с прекращением медицинской деятельности и ликвидацией ООО <_> практически все медицинские работники, и часть административно-хозяйственного персонала трудоустроена в ООО <_> и в ООО <_>.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия оценив содержание рекламы, пришла к выводу о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно, невозможно точно определить переехало ли ООО <_> и осуществляет свою деятельность по новому адресу или специалисты клиники "Центр Мед+" временно осуществляют деятельность в клинике "Доктор А", либо специалисты сменили место работы, что в свою очередь, может ввести потребителя рекламы в заблуждение.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе, имеются признаки нарушения, предусмотренные частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Изучив письменные доказательства по делу, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В рассматриваемой рекламе, информация направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, оказываемым в клинике "Доктор А", а так же к самой клинике "Доктор А".
Таким образом, информация, распространяемая на радиостанции "Русское радио" с 01.05.2018 г. по 28.05.2018 г. ежедневно в 07.52, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной, где объектом рекламирования являются медицинские услуги, оказываемые в клинике "Доктор А", а так же клиника "Доктор А".
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
ООО <_> в материалы дела представлены документы, подтверждающие тот факт, что рассматриваемая реклама является недостоверной, а именно: приказ N58 от 03.07.2018 г. о выплате заработной платы за второй месяц нетрудоустройства, с приложением списочной ведомости работников, нетрудоустроенных после увольнения из ООО <_>, платежное поручение о списании денежных средств, копии трудовых книжек. Данные документы подтверждают факт недостоверности распространяемой рекламы в части переезда всех сотрудников ООО <_> в клинику <_>, поскольку 24 сотрудника ООО <_> на момент распространения рекламы не были трудоустроены. Таким образом, информация о том, что "Все специалисты клиники Центр Мед ждут своих клиентов на Московском тракте 121/3 в клинике Доктор А"" является не достоверной, а значит не соответствует требованиям п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.
Определением от 19.07.2018 г. У ООО <_> были запрошены сведения о том, были ли трудоустроены после 03.05.2017 г. в ООО <_> следующие лица: <_>
В соответствии с определением от 19.07.2018 г. ООО <_> предоставлены сведения о трудоустройстве после 03.05.2018 г. следующих лиц: <_>. (принята 03.07.2018 г.), <_>. (принята 13.08.2018 г.). Таким образом, на момент распространения рекламы данные лица не были трудоустроены в клиники <_>. Иные лица, о трудоустройстве которых запрашивалась информация, не работают в ООО <_>.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая реклама ООО "<_> направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.
Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Как следует из спорной рекламы, внимание потребителей привлечено к информации о переезде ("Внимание!!! Мы переехали!").
Вместе с тем, невозможно точно определить переехало ли ООО <_> и осуществляет свою деятельность по новому адресу или специалисты клиники <_> временно осуществляют деятельность в клинике <_>, либо специалисты сменили место работы, что в свою очередь, может ввести потребителя рекламы в заблуждение.
Таким образом, реклама содержит не соответствующие действительности сведения о переезде всех специалистов и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку из спорной рекламы непонятно о чьем именно переезде идет речь.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации, а также содержится не соответствующие действительности сведения о переезде всех специалистов клиники Центр Мед, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела (договор на проведение рекламной компании N 106 от 26.04.2018 г.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО <_> (адрес местонахождения: 625049, г.Тюмень, ул. <_>, ИНН 7203434013, ОГРН 1177232032185) как лицо, определившее объект рекламирования, содержание рекламы.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, в материалы дела представлены доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО <_> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать рекламу следующего содержания: "Внимание!!! Мы переехали! Все специалисты клиники Центр Мед ждут своих клиентов на Московском тракте 121/3 в клинике Доктор А для оформления справок на вождение, оружие, медкнижек и прохождение медосмотров. Психиатр и нарколог у нас. Тел. 500077, 500077", размещавшуюся в период с 01.05.2018 г. по 28.05.2018 г. на радиостанции "Русское радио", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
<_>.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 августа 2018 г. N Р18/39-05
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.08.2018