Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Камнева Наталья Петровна, рассмотрев протокол N 02-13-54-2018 от 07 августа 2018 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью ПРФ "АльянсЭнерго" (ИНН 5404018490, КПП 540401001, дата государственной регистрации юридического лица 26.08.2015; место нахождения и почтовый адрес: 630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 30А, офис 316-З) (далее - ООО ПРФ "АльянсЭнерго"), в присутствии директора ООО ПРФ "АльянсЭнерго" <_> (на основании Решения N 1 единственного учредителя о создании ООО ПРФ "АльянсЭнерго" от 18.08.2015 г.)
УСТАНОВИЛ:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО "Респект" на действия ООО ПРФ "АльянсЭнерго", выразившиеся в отказе от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
ООО "Респект" была подана заявка исх. N 33 от 16.01.2018 г. в сетевую организацию ООО ПРФ "АльянсЭнерго", вх. N б/н от 16.01.2018 г. о заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям гаражно-складского комплекса по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, 32, с нагрузкой 350 кВт (из них 150 кВт - существующая мощность, ранее оформленная надлежащим образом, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения N 124503/5326132 от 20.06.2017 г., 200 кВт - дополнительная мощность).
Как сообщает АО "РЭС" в ответе от 07.12.2017 в адрес заявителя, согласно договору электроснабжения N O-958 от 17.07.2017 и акту об осуществлении технологического присоединения N 124503/5326132 от 20.06.2017 электроснабжение объекта ООО "Респект", расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, 32, с нагрузкой 150 кВт (как потребитель III категории по надежности электроснабжения) осуществляется от РУ-0,4 кВ ТП-33 ООО "Респект", подключенной опосредованно по распределительной сети 10 кВ от электрических сетей ООО "НЛК". В настоящее время, ООО "НЛК" передало свои электрические сети ООО ПРФ "АльянсЭнерго".
В ответ на вышеуказанную заявку исх. N 33 от 16.01.2018 г. заявителем было получено письмо ООО ПРФ "АльянсЭнерго" N 96-02/9 от 05.02.2018 г. об отказе в осуществлении технологического присоединения.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно Правилам N 861, сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 19.12.2017 N 678-ЭЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области на 2018 - 2020 годы" для ООО ПРФ "АльянсЭнерго" на основе долгосрочных параметров регулирования установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Следовательно, ООО ПРФ "АльянсЭнерго" является сетевой организацией.
Согласно п. 2 Правил N861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно п. 3 Правил N861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно п. 4, 6 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно п. 8 Правил N861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Согласно п. 8(4) Правил N861 для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.
Письмом вх. N 4472 от 29.05.2018 г. ООО ПРФ "АльянсЭнерго" сообщило в ответе на запрос антимонопольного органа, что технической возможности осуществить увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств заявителя нет. Заявки на технологическое присоединение по индивидуальному проекту от ООО "Респект" не поступало.
Согласно пункту 28 Правил N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя при соединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил N 861 критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 30 Правил N 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 861, в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил, заявитель вправе обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
В ответе исх. N 96-02/9 от 05.02.2018 на заявку ООО "Респект" о заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО ПРФ "АльянсЭнерго" сообщает следующее.
В ответ на обращение ООО "Респект" в адрес сетевой организации исх. N 33 от 16.01.2018 на пропуск дополнительной мощности в количестве 200 кВт к уже имеющейся 150 кВт 000 "Респект", Общество сообщает, что в настоящее время это осуществить невозможно.
Сетевая организация 000 ПРФ "АльянсЭнерго" обратилась к ОАО НПО "Луч" за разрешением о пропуске по его сетям (иной владелец сетей).
На обращение сетевой организации поступил ответ исх. N 260-154 от 01.02.2018 с отказом в пропуске дополнительной мощности в количестве 200 кВт.
В ответе исх. N 96-02/37 от 13.03.2018 на письмо ООО "Респект" с просьбой вернуться 000 ПРФ "АльянсЭнерго" к рассмотрению заявки исх. N 33 от 16.01.2018 об осуществлении технологического присоединения, 000 ПРФ "АльянсЭнерго" сообщило, что заявка исх. N 33 от 16.01.2018 на увеличение максимальной мощности количеством 200 кВт по существующему технологическому присоединению ранее присоединенной мощности количеством 150 кВт энергопринимающих устройств предприятия ООО "Респект", опосредованно присоединенных к электрическим сетям сетевой организации 000 ПРФ "АльянсЭнерго" через электрические сети собственника сетей ОАО "НПО "Луч", обработана в соответствии с требованиями нормативных документов, а именно: Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
000 ПРФ "АльянсЭнерго" рекомендует обратиться по вопросу подключения к сетевой организации ОАО НПО "Сибсельмаш" по адресу г. Новосибирск, ул. Станционная, 38, которая также находится на близком к предприятию ООО "Респект" расстоянии.
Отказ иного владельца в пропуске дополнительной мощности не относится к вышеназванным критериям отсутствия технической возможности, соответственно, не является основанием для незаключения договора технологического присоединения, так как отказ в заключении договора по причине отсутствия технической возможности может быть только в случае несоблюдения какого-либо из критериев, указанных в п. 28 Правил N 861.
На основании вышеизложенного Управление приходит к выводу, что письмо 000 ПРФ "АльянсЭнерго" исх. N 96-02/9 от 05.02.2018 г. не является мотивированным отказом в связи с отсутствием технической возможности, предусмотренной пунктом 28 Правил N 861.
Согласно п. 12 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, должны быть указаны:
а) сведения, указанные в подпунктах "а" - "в", "д", "е" и "и" - "л" пункта 9 настоящих Правил;
б) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя;
в) характер нагрузки (вид производственной деятельности).
Согласно п. 15 Правил N 861 в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 11 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно форме Типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в приложениях N 9 и 10, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту) предметом данного договора является принятие на себя сетевой организацией обязательств по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Таким образом, исходя из смысла требований данных правовых норм, ООО ПРФ "АльянсЭнерго" обязано урегулировать отношения с иным владельцем электрических сетей - ОАО НПО "Луч", либо осуществить технологическое присоединение по иной схеме.
Согласно п. 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Согласно имеющимся у Новосибирского УФАС России документам и сведениям, при рассмотрении заявки на заключение договора об осуществлении технологического присоединения гаражно-складского комплекса по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, 32, сетевой организацией был нарушен срок, установленный п. 15 Правил технологического присоединения. Доказательств исполнения обязанности, возложенной на сетевую организацию в соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения, ООО ПРФ "АльянсЭнерго" не представило, при этом, заявитель указывает на неисполнение сетевой организацией данной обязанности.
Учитывая данные нормы, срок направления заявителю сетевой организацией для подписания заполненного и подписанного ею проекта договора в 2 экземплярах и технических условий как неотъемлемого приложения к договору истек 13.02.2018 г. (16.01.2018 г. - дата получения сетевой организацией заявки + 20 рабочих дней).
Письмо 000 ПРФ "АльянсЭнерго" исх. N 96-02/9 от 05.02.2018 г. не может являться мотивированным отказом в связи с отсутствием технической возможности, т.к. в нем отсутствует указание на несоблюдение какого-либо из критериев наличия технической возможности, предусмотренных пунктом 28 Правил N 861, следовательно, срок направления заявителю договора либо мотивированного отказа Обществом не соблюден. Неурегулирование вопроса с иным владельцем объектов электросетевого хозяйства не относится к критериям отсутствия технической возможности согласно Правилам N 861.
ООО ПРФ "АльянсЭнерго" является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии.
Таким образом, ООО ПРФ "АльянсЭнерго" является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии, и обязано соблюдать Правила технологического присоединения.
Как было указано выше, ООО ПРФ "АльянсЭнерго" в нарушение п. 15 Правил N 861 не направило заявителю в установленный срок подписанный проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Ответственность за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, согласно которой нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Принимая во внимание вышеизложенное, в действиях ООО ПРФ "АльянсЭнерго" по несоблюдению срока направления в адрес заявителя проекта договора об осуществлении технологического присоединения с приложением технических условий, установленного п. 15 Правил технологического присоединения, содержатся признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения - г. Новосибирск.
Время совершения административного правонарушения - 14.02.2018 г. (16.01.2018 г. - дата получения ООО ПРФ "АльянсЭнерго" заявки + 20 рабочих дней).
Ответчиком по существу вменяемого административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении и при составлении протокола об административном правонарушении даны следующие объяснения.
ООО ПРФ "АльянсЭнерго" ошибочно считало, что отсутствие согласия АО НПО "Луч" является основанием для отказа ООО "Респект" в технологическом присоединении. ООО ПРФ "АльянсЭнерго" только полгода занимается регулируемой деятельностью, как сетевая организация, а подключение ООО "Респект" было первой заявкой для Общества. После получения письма от УФАС по НСО, Общество обратилось в АО "РЭС", где ему объяснили, что ООО ПРФ "АльянсЭнерго" поступило не верно, отказав ООО "Респект". С нарушением ООО ПРФ "АльянсЭнерго" согласно.
Письмом вх. N 6552 от 01.08.2018 г. ООО ПРФ "АльянсЭнерго" сообщило антимонопольному органу, что направило ООО "Респект" договор и технические условия на технологическое присоединение ( письмо исх. N 113 от 31.07.2018).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
У Общества имелась возможность для соблюдения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, в частности, имелась возможность соблюдения срока направления в адрес заявителя проекта договора об осуществлении технологического присоединения с приложением технических условий, установленного п. 15 Правил технологического присоединения.
Таким образом, Общество не предприняло зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО ПРФ "АльянсЭнерго" отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства и является микропредприятием.
Согласно ч. 1 ст. 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Согласно ч. 2 ст. 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу статьи 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Отягчающие обстоятельства, закрепленные ст. 4.3. КоАП РФ при рассмотрении дела не установлены.
Смягчающие обстоятельства, закрепленные ст. 4.2. КоАП РФ при рассмотрении дела не установлены.
Руководствуясь частью 1 статьи 9.21, статьями 4.1.1 и 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать ООО ПРФ "АльянсЭнерго" (ИНН 5404018490, КПП 540401001, дата государственной регистрации юридического лица 26.08.2015; место нахождения и почтовый адрес: 630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 30А, офис 316-З) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Применить к ООО ПРФ "АльянсЭнерго" (ИНН 5404018490, КПП 540401001, дата государственной регистрации юридического лица 26.08.2015; место нахождения и почтовый адрес: 630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 30А, офис 316-З) меру ответственности в виде предупреждения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]
В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 августа 2018 г. N 02-13-54-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.08.2018