Резолютивная часть решения оглашена "21" августа 2018 г
Решение в полном объеме изготовлено "23" августа 2018 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Н.П. Камнева - и.о. руководителя управления;
члены комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
М.О. Хрипченко - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 39/18, возбужденное по факту распространения на территории города Новосибирска рекламы алкогольной продукции, с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе")
в отсутствии представителей:
- заявителей - физические лица - (не явились)
- лица, в действии которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <_> (не явился),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России Прокуратурой Новосибирской области передано заявление физического лица (вх. N 3406 от 23.04.2018 г.), согласно которому на территории города Новосибирска в марте 2018 года распространялась реклама алкогольной продукции, с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе.
К заявлению приложено рекламное объявление следующего содержания: "ВОДКА / с Мариинского ЛВЗ / 5 Литров - 1000р. / Работаем на совесть! / Цены от 1000р / Водка Коньяк Виски Ром / доставка 200р / от 10л - бесплатно!!! / BELUGA NOBLE RUSSIAN VODKA / <...>", содержащее также отрывные листы с информацией следующего содержания: "Водка Коньяк Виски Ром <...>".
По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено дело. В результате рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно ст.3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, информация, содержащаяся на данной листовке, является рекламной, т.к. содержит в себе все юридически значимые признаки определения рекламы.
Поскольку в рассматриваемой рекламной листовке указаны сведения о рекламируемом товаре (наименование, цена), объектом рекламирования является товар - водка, в том числе "BELUGA". Кроме того, объектом рекламирования являются услуги по доставке.
В силу ч. 2.1 ст. 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
Согласно ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Рассматриваемая реклама размещалась в городе Новосибирске посредством расклеивания листовок на внешних стенах зданий, что является нарушением требований ч. 2.1 ст. 21 Закона "О рекламе".
Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что является нарушением ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе".
Также необходимо отметить, что рассматриваемая реклама содержит сведения о конкретном товаре, его цене, а также об условиях доставки товара и номер телефона для заказа данного товара. Таким образом, потребитель имеет возможность заказать предлагаемый товар дистанционным способом, без непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара. Следовательно, данная реклама представляет собой рекламу товаров при дистанционном способе их продажи.
Согласно ст. 8 Закона "О рекламе", в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемой рекламе предлагается приобретение товара дистанционным способом. Продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п.2 Правил продажи дистанционным способом Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612).
В силу п. 3 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В п. 2 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Согласно пункту 4 названной статьи при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе предлагается продажа товара дистанционным способом, при этом отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу ст. 8 Федерального закона "О рекламе" (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).
Исходя из изложенного, рассматриваемая реклама содержит нарушения ст. 8, ч.2.1, ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 38 Закона "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение ст. 8, ч.2.1, ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе"; рекламораспространитель несет ответственность за нарушение ст.8, ч. 2.1, ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе".
Согласно сведениям, представленным ООО "Скартел", владельцем номера телефона, указанного в рекламе (8-999-468-49-76), является <_> <_>. Поскольку лицо - владелец номера телефона, указанного в рекламе, заинтересовано в распространении рассматриваемой рекламы, есть основания считать <_> рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Следовательно, <_> нарушил ст. 8, ч.2.1, ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе".
Определением о возбуждении дела от 22.06.2018 г. у <_> запрашивались документальные сведения о рассматриваемой рекламе и рекламируемых товарах и услугах. Данное определение направлялось по адресу регистрации <_> 20.07.18г. на рассмотрение дела Комиссией Новосибирского УФАС России <_> не явился. Запрошенные документы не представил. Определение об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 20.07.2018 г. также направлялось по адресу регистрации <_> Запрошенные документы также представлены не были.
На основании изложенного, Новосибирским УФАС России были приняты все необходимые меры для надлежащего уведомления лица о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать информацию, распространенную в марте 2018 года на территории города Новосибирска, следующего содержания: "ВОДКА / с Мариинского ЛВЗ / 5 Литров - 1000р. / Работаем на совесть! / Цены от 1000р / Водка Коньяк Виски Ром / доставка 200р / от 10л - бесплатно!!! / BELUGA NOBLE RUSSIAN VODKA / <...>", на листовках, содержащих также отрывные листы с информацией следующего содержания: "Водка Коньяк Виски Ром <...>", ненадлежащей рекламой,
а <_> <_> нарушившим требования ст. 8 Закона "О рекламе" - в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
ч. 2.1 ст. 21 Закона "О рекламе" - реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания;
ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе" - реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства),
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"23" августа 2018 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Н.П. Камнева - и.о. руководителя управления;
члены комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
М.О. Хрипченко - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от "23" августа 2018 г. по делу N 39/18 о признании информации о продаже и доставке алкогольной продукции, распространенной в марте 2018 г. в городе Новосибирске, ненадлежащей рекламой,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. <...> <_> - в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
ст. 8 Закона "О рекламе" - в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
ч. 2.1 ст. 21 Закона "О рекламе" - реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания;
ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе" - реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства),
в том числе информации, следующего содержания: : "ВОДКА / с Мариинского ЛВЗ / 5 Литров - 1000р. / Работаем на совесть! / Цены от 1000р / Водка Коньяк Виски Ром / доставка 200р / от 10л - бесплатно!!! / BELUGA NOBLE RUSSIAN VODKA / <....>", "Водка Коньяк Виски Ром <....>".
2. <....> представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "20" сентября 2018 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 августа 2018 г г. N 39/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.08.2018