Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе,
рассмотрев дело N 02-03/29-2018 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Анищенко (ИНН 710405502220, ОГРНИП 309715419800053) Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии индивидуального предпринимателя Анищенко О.А. (паспорт),
УСТАНОВИЛА:
На фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М. Горького, д. 27, слева от входа в студию красоты "Шоколад" размещен баннер с рекламой следующего содержания:
"ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УХОД
Все виды эпиляции
Уход за бровями и ресницами
парафинотерапия".
Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и, в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является рекламой.
Деятельность индивидуальный предприниматель Анищенко О.А. осуществляет по адресу: г. Тула, ул. М. Горького, д. 27 на основании договора аренды муниципального имущества муниципального образования город Тула N З-13029 от 29.07.2013 г., заключенного с комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и действующего в настоящее время согласно представленным платежным поручениям N 51 от 11.05.2018 г., N 60 от 08.06.2018 г., N 64 от 05.07.2018 г.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н, проведение эпиляции (A14.01.013) является медицинской услугой, представляющей собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В связи с этим рекламирование медицинской услуги - эпиляция должно сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к ее применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким предупреждением, должна считаться ненадлежащей в связи с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В нарушение указанных требований в рекламе индивидуального предпринимателя Анищенко отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к ее применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно письменным пояснениям индивидуального предпринимателя Анищенко. от 04.07.2018 г. (вх. N 3021), не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименование (коммерческого обозначения организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре. Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на информацию, раскрытие или распространение, либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законодательством, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Баннеры, расположенные рядом со входом в студию "Шоколад", не являются рекламой и к ним не могут применяться требования, предъявляемые к рекламе Федеральным законом "О рекламе".
Комиссия Тульского УФАС отмечает, что Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" в пункте 1 указал, что информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна отвечать требованиям, предъявляемым законодательством о рекламе.
Согласно пункту 2 письма ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
На размещенном рекламном баннере можно выделить конкретную услугу - эпиляция среди группы однородных услуг (медицинских услуг), следовательно размещенная на нем информация является рекламой.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель, рекламораспространитель, в данном случае - индивидуальный предприниматель Анищенко.
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Документы (фотография), свидетельствующие о прекращении нарушения, Комиссии представлены не были.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006 г., Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу: "_Все виды эпиляции_", размещенную на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М. Горького, д. 27, слева от входа в студию красоты "Шоколад", с нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Признать индивидуального предпринимателя Анищенко нарушившей часть 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Выдать индивидуальному предпринимателю Анищенко предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя Анищенко к административной ответственности по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "21" августа 2018 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
9 августа 2018 года г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе,
на основании своего решения от 9 августа 2018 года по делу N 02-03/29-2018 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной индивидуальным предпринимателем Анищенко (ИНН 710405502220, ОГРНИП 309715419800053); на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М. Горького, д. 27, слева от входа в студию красоты "Шоколад", с нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Индивидуальному предпринимателю Анищенко в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания привести в соответствие с требованиями части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" рекламу, размещенную на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. М. Горького, д. 27, слева от входа в студию красоты "Шоколад".
Индивидуальному предпринимателю Анищенко представить в Тульское УФАС России письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок со дня его исполнения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 22 августа 2018 г. N 02-03/29-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.08.2018