Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<..>
в присутствии представителей:
от ООО "ПромСпецСтиль": <..> (доверенность от 01.08.2018 N б/н),
от ФГУП "Охрана" Росгвардии: <..> (доверенность от 10.05.2018 N 426д),
рассмотрев жалобу ООО "ПромСпецСтиль" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ФГУП "Охрана" Росгвардии (далее также- Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку форменного обмундирования для нужд Управлений по Дальневосточному и Северо-Западному федеральным округам Центра охраны объектов промышленности (реестровый N 31806667720) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение его прав со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в Аукционе.
Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на дату объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) 27.06.2018.
28.06.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой договора 19 763 706,67 руб.
Датой окончания подачи заявок определено 19.07.2018, датой рассмотрения заявок -20.07.2018, датой проведения итогов-23.07.2018.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 N 359 следует, что заявка Заявителя (порядковый номер заявки - 5) отклонена от участия по следующему основанию: "Не допущен, заявка не соответствует требованиям пп. 2 п. 1.11.1 ч. 1.11 гл. 1 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "Охрана" Росгвардии от 26.03.2018 N 140, а именно: отсутствует согласие на обработку персональных данных, техническое предложение не соответствует техническому заданию".
1. По мнению Заявителя, протокол от 20.07.2018 N 359 составлен с нарушениями, так как не содержит информации о причинах отклонения заявки Заявителя.
В соответствии с пунктом 4.5.7 Положения о закупках протокол, составляемый по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе, должен содержать:
1) сведения о месте, дате, времени рассмотрения заявок;
2) фамилии, имена, отчества, должности членов Комиссии;
3) наименование предмета и номер аукциона (лота);
4) перечень всех участников аукциона, заявки которых были рассмотрены,
с указанием их наименования (для юридического лица), фамилии, имени,
отчества (для физического лица), ИНН/КПП/ОГРН (при наличии), места нахождения, почтового адреса, контактного телефона, номеров заявок, присвоенных секретарем Комиссии при их получении;
5) информацию о наличии в заявке предусмотренных настоящим Положением и аукционной документацией сведений и документов, необходимых для допуска к участию;
6) информацию о наличии описи документов, входящих в состав заявки,
о соответствии этой описи содержащимся в заявке документам;
7) информацию о наличии (отсутствии) повреждений прошивки заявки, оттиска печати (при наличии) и других частей заявки, наличии и состоянии подписи участника, а также о том, пронумерована ли заявка;
решение о допуске участника закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске, обоснование такого решения с указанием сведений о решении каждого члена Комиссии о допуске или об отказе в допуске.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 N 359 в нарушение требований подпункта 8 пункта 4.5.7 Положения о закупке, не содержит обоснования решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.
Комиссия, изучив материалы дела, содержание протокола, заслушав объяснения представителей заказчика, приходит к выводу о необходимости обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ).
Также Комиссия обращает внимание на то, что отсутствие в указанном протоколе обоснования несоответствия спорной заявки требованиям Аукционной документации не позволило с достоверностью определить допущенные участником аукциона нарушения, что, в свою очередь, повлекло невозможность достижения в установленный срок результата закупки, а также необходимость восстановления в административном порядке прав участника закупки.
Безосновательное отклонение заявки участника конкурентной процедуры приводит к возникновению у участника аукциона необходимости подачи в контрольный орган жалобы на действия Заказчика, что, в свою очередь, прерывает нормальный ход осуществления закупок, нарушая также права победителя аукциона и Заказчика в части осуществления поставки товара или оказания услуги в необходимые сроки.
Отсутствие надлежащего обоснования отказа в допуске Заявителя к участию в Аукционе повлекло за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов участника размещения заказа применительно к возможности участия в Аукционе, а также создало препятствие для обжалования Заявителем причины отклонения заявки ввиду невозможности установления причин несоответствия заявки требованиям Аукционной документации.
Также подобные действия заказчика препятствуют участникам Закупки в будущем не допускать формирование предложения в соответствии с требованиями заказчика, и, как следствие, создают искусственные барьеры для формирования заявки.
Кроме того, содержание итогового протокола с расплывчатыми и неполными формулировками позволяет заказчику в дальнейшем манипулировать реальными причинами отклонения тех или иных заявок участников, фактически формируя подобное решение не на стадии рассмотрения заявок, а в последующем.
Так, материалами дела подтверждается, что из пяти поданных для участия в аукционе заявок четыре были отклонены без раскрытия конкретных причин отклонения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в отсутствии в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 N 359 обоснования отклонения заявок.
2. Согласно подпункту 2 пункта 1.9.2 Положения о закупках в документации о закупке обязательно указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 4.3.1 Аукционной документации заявка на участие в Аукционе должна содержать документы, указанные в пункте 16 раздела II "Информационная карта аукциона" (далее - Информационная карта).
Пунктом 16.1.11 Информационной карты установлено требование о наличии в составе заявки отсканированного согласия лиц, паспортные данные которых представлены в составе заявки на участие в Аукционе, на обработку персональных данных (при предоставлении указанных данных в составе заявки на участие в Аукционе) (форма 5 раздела V).
На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил наличие в составе заявки Заявителя согласия на обработку персональных данных. Указание в протоколе от 20.07.2018 N 359 на отсутствие указанного документа является следствием технической ошибки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия устанавливает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает данный довод жалобы обоснованным.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромСпецСтиль" (ОГРН: 1143850044271; ИНН: 3808238962) на действия ФГУП "Охрана" Росгвардии (ОГРН: 1057747117724; ИНН: 7719555477) при проведении Аукциона обоснованной.
2. Установить в действиях ФГУП "Охрана" Росгвардии нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-1362/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.08.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<...>
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 02.08.2018 по делу N 1-00-1362/77-18,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУП "Охрана" Росгвардии (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку форменного обмундирования для нужд Управлений по Дальневосточному и Северо-Западному федеральном округам Центра охраны объектов промышленности (реестровый N 31806667720) (далее - Аукцион):
Заказчику отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2018 N 359.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) в сети Интернет.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения поданных заявок на участие в Аукционе, подведения итогов Аукциона.
Заказчику рассмотреть поданные заявки на участие в Аукционе с учетом решения Комиссии от 02.08.2018 по делу N 1-00-1362/77-18.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 03.09.2018.
О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.09.2018 включительно с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 августа 2018 г. N 1-00-1362/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.08.2018