Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ФГУП "Охрана" Росгвардии (далее также - Заявитель) на действия заказчика - АО "НПП "Квант" (далее также - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг ведомственной охраны (реестровый N 31806388635; далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком 16.04.2018 проведена закупка с реестровым N 31806388635 с использованием процедуры "Закупка у единственного поставщика", по результатам которой 18.04.2018 заключен договор с ФГУП НТЦ "Охрана" на оказание услуг ведомственной охраны. Результаты Закупки утверждены протоколом N ЕД-18-49 от 16.04.2018.
Жалоба предъявлена со ссылками на статью 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и содержит доводы о несоответствии Закупки нормам Положения о закупках товаров, работ, услуг Госкорпорации "Роскосмос" в части определения формы проведения закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных приведенной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований упомянутого Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 приведенной статьи, частью 5 статьи 8 названного закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комиссия отмечает, что избрание Заказчиком способа закупки, который может повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности.
Учитывая совокупность обстоятельств, основные принципы и цели закупочной деятельности, а также административный порядок обжалования в антимонопольный орган действий заказчиков, который направлен на пресечение нарушений со стороны заказчиков, а также предотвращение нарушения прав участников, Комиссия рассматривает жалобу Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. При этом, довод жалобы Заявителя охватывается частью 10 статьи 3 Закона о закупках, так как фактически Заявителем оспаривается соответствие Закупки нормам Положения о закупках товаров, работ, услуг Госкорпорации "Роскосмос".
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в выступлении присутствовавших в заседании участвующих лиц, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, упомянутым законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией установлено, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком размещено решение от 21.07.2016 (протокол N 09/2016СД) о присоединении к Положению о закупках товаров, работ, услуг Госкорпорации "Роскосмос" (далее - Положение о закупках).
Представители Заказчика пояснили, что Закупка проведена на основании подпункта 29 пункта 6.6.2 Положения о закупках. Данный подпункт предусматривает проведение закупки у единственного поставщика на заключение договора на оказание услуг ведомственной охраны с организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации.
Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее также - Закон о ведомственной охране) под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" утвреждено, что Госкорпорация "Роскосмос" имеет право на создание ведомственной охраны.
Госкорпорацией "Роскосмос" приказом от 09.01.2018 N 1 утвержден Перечень объектов, охраняемых организацией ведомственной охраны Госкорпорации "Роскосмос". Объекты Заказчика в данный перечень не входят.
Комиссией установлено, что Заказчик не обладает ведомственной охранной и в силу норм действующего законодательства не наделен полномочиями по созданию ведомственной охраны. Оказание охранных услуг на объектах Заказчика согласно положениям статьи 1 Закона о ведомственной охране не может быть квалифицировано как оказание услуг ведомственной охраны.
Условия подпункта 29 пункта 6.6.2 Положения о закупках распространяются на Госкорпорацию "Роскосмос", но не на Заказчика, у которого отсутствует ведомственная охрана, и объекты которого не включены в вышеуказанный перечень Госкорпорации "Роскосмос".
Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пунктов 6.1 и 6.6.1 Положения о закупках, так как последним была неправомерно выбрана форма проведения закупки как "Закупка у единственного поставщика". У Заказчика отсутствовали правовые основания для проведения закупки в силу подпункта 29 пункта 6.6.2 Положения о закупках. Обратного Заявителем не доказано, а Комиссией не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГУП "Охрана" Росгвардии (ИНН: 7719555477; ОГРН: 1057747117724) на действия АО "НПП "Квант" (ИНН: 7717585042; ОГРН: 5077746415533) при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения требований пунктов 6.1 и 6.6.1 Положения о закупках.
Обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как по итогам Закупки заключен договор.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 мая 2018 г. N 1-00-841/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.08.2018