Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
"..." - заместителя руководителя;
членов Комиссии:
"..." - ведущего специалиста-эксперта правового отдела;
"..." - главного специалиста-эксперта отдела административных производств;
в присутствии представителей ПАО "МГТС":"...";
в отсутствие Ассоциации Русский Регистр, надлежащих образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;
рассмотрев жалобу Ассоциации Русский Регистр (далее - Заявитель) на действия ПАО "МГТС" (далее - Заказчик) при проведении одноэтапного запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ресертификации системы менеджмента качества ПАО "МГТС" на соответствие требованиям международному стандарту ISO 9001:2015 и российскому стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015 с последующей выдачей сертификатов российского и международного образца (реестровый N 31806644119) (далее - Запрос предложений),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении Запроса предложений выразилось в необоснованном отказе в заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участником закупки.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
25.06.2018 в ЕИС опубликовано извещение о проведении Запроса предложений (далее - Извещение).
В соответствии с Извещением дата окончания подачи заявок - 03.07.2018, дата рассмотрения заявок - 04.07.2018, дата подведения итогов - 27.07.2018. Начальная (максимальная) цена договора - 1 000 000,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре 31806644119 от 09.07.2018 заявке Ассоциации Русский Регистр было отказано в заключении договора со следующим обоснованием: "Согласно пункту 6.10 Положения о закупках ПАО МГТС если Участник представил ценовое предложение, получившее максимальное количество баллов и которое на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора (цены лота), Заказчик имеет право принять антидемпинговые меры. Ввиду суммарно снижения цены от НМЦ договора на 44,2% (по итогам этапа подачи заявок и этапа перетожки) Рабочей группой принято решение отказаться от заключения договора с АС "Русский регистр".
По итогам проведения Запроса предложений на основании протокола N 81768 от 10.07.2018 победителем процедуры признан ООО "СЖС Восток Лимитед", предложивший цену договора в размере 700 000,00 руб.
Согласно доводам жалобы Заказчиком по итогам проведения переторжки неправомерно было отказано от заключения договора с Заявителем, так как, в свою очередь заявка содержала в своем составе наиболее низкое ценовое предложение. Таким образом, такие действия Заказчика нарушают пункт 1.2 Положения о закупках и противоречат принципам, установленным статьей 3 Закона о закупках.
Комиссией установлено следующее.
В Положении о закупках закреплено, что Заказчик, проводит оценку и сопоставление Заявок, которые содержат предложение о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами в зависимости от способа закупки: в том числе при проведении конкурса, запроса предложений, запрос цен (победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем, в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора) - по стоимостным критериям, оценка производится по предложенной в указанных Заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
На основании пункта 6.10 Положения о закупках если, при проведении конкурентных закупочных процедур участник представил ценовое предложение, получившее максимальное количество баллов и которое на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора (цены лота), Заказчик имеет право:
1. Отказаться от заключения договора;
2. Предъявить к Участнику следующие требования:
- размер обеспечения исполнения договора, в соответствии с пунктом 6.7.6 Положения о закупках для нужд ПАО "МГТС", увеличивается на 50% от величины, указанной с сохранением (соблюдением) указанных в пункте 6.7.6 лимитов (в т.ч. и для субъектов МСП), но не меньше суммы аванса, если он предусмотрен договором и Документацией о закупке;
- участник должен предоставить в течение 1 рабочего дня с даты публикации итогового протокола (или с даты официального уведомления Заказчиком резервного Участника или Участника, занявшего 2 место, о заключении с ним договора) официальное письмо с указанием не менее 3-х исполненных за последние 2 года договоров с Заказчиком без предъявления неустоек, претензий, штрафов. Сумма каждого такого договора должна быть не менее 50% от суммы планируемого к заключению договора
Таким образом, демпинговой ценой при проведении Запроса предложений считается цена, сниженная по отношению к начальной (максимальной) на 25 % и более.
Согласно пояснениям Заказчика при вскрытии конвертов и рассмотрении заявок 04.07.2018 заявка Заявителя содержала ценовое предложение в размере 744 000, 00 руб. Таким образом, цена представленная Заявителем изначально была снижена на 25,6% по отношению к начальной (максимальной) цене договора. Вместе с тем, данная заявка была допущена к дальнейшему участию в процедуре, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в процедуре от 04.07.2018.
На основании положений Документации о запросе предложений, предусматривающих возможность проведения Заказчиком процедуры переторжки Заказчиком было принято решение о проведении данной процедуры.
В Положении о закупках закреплено, что переторжка - дополнительный элемент конкурентной закупочной процедуры. Заключается в добровольном повышении предпочтительности Заявок Участников закупки путем снижения Участниками закупки цены своих первоначально поданных Заявок на участие, либо улучшения условий Заявки по другим оценочным критериям.
В Положении о закупках установлено, что на переторжке (если проводится) участник вправе заявлять новые цены или иные условия как в отношении основной, так и альтернативных Заявок на участие.
По результатам проведения переторжки и в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в процедуре 31806644119 от 09.07.2018, Заявителем было предложено новое ценовое предложение, которое составило 658 440,00 руб., что является снижением на 44,2% от начальной (максимальной) цены договора и на 18,6% от первоначально заявленного ценового предложения участника.
Так как Заявителем повторно было предложено снижение цены от начальной (максимальной) цены договора на 25% и более, а именно при проведении процедуры переторжки данное снижение достигло 44,2 % Заказчиком на основании пункта 6.10 Положения о закупках было принято решение об отказе в заключении договора с участником, предложившим наиболее низкую цену договора.
Учитывая, что Заявителем была подана заявка ценовое предложение которой содержало в себе цену, сниженную по отношению к начальной (максимальной) на 44,2%, а так же, что в Положении о закупках Заказчиком установлено право отказаться от заключения договора в случае, если участник представил ценовое предложение которое на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора (цены лота), Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса предложений необоснованной.
Между тем, согласно доводам жалобы Заказчиком в пункте 6.10 Положения о закупке установлены требования, которые противоречат части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку направлены на координацию деятельности хозяйствующих субъектов путем установления рамок, в пределах которых данные хозяйствующие субъекты имеют право формировать цену на товар или услугу. Наличие таких пунктов в Положении препятствует осуществлению хозяйствующим субъектом своего законного права на свободное формирование цены.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе фактически направлены на оспаривание положений Документации о запросе предложения.
Между тем, Комиссия отмечает, что Заявитель принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция о признании таких условий Заявителем соответствующими положениям антимонопольного законодательства.
Учитывая, что Заявителем была подана заявка на участие в процедуре, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса предложений необоснованной.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ассоциации Русский Регистр (ОГРН 1037843025990 ИНН 7825457880 КПП 784101001) на действия ПАО "МГТС" (ОГРН 1027739285265 ИНН 7710016640 КПП 770501001) при проведении одноэтапного запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ресертификации системы менеджмента качества ПАО "МГТС" на соответствие требованиям международному стандарту ISO 9001:2015 и российскому стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015 с последующей выдачей сертификатов российского и международного образца (реестровый N 31806644119)) необоснованной.
2. Снять ограничение на размещение Запроса предложений, наложенное письмом Московского УФАС России от 18.07.2018 N ИГ/34646/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июля 2018 г. N 1-00-1299/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.08.2018