В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжении АО "Теплокоммунэнерго" (далее - Заявитель, Организация).
Спор возник с Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее -Орган регулирования, РСТ, Служба), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 14.12.2017 N 73/24 была произведена корректировка на 2018 год тарифов, ранее установленных для Заявителя на долгосрочный период 2016-2018 годов методом индексации установленных тарифов.
Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. "б" пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.
Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым постановлением на 2018 год для АО "Теплокоммунэнерго", составляет 2 366,880 млн. руб.
Величина спора - 403 млн. руб.
Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию АО "Теплокоммунэнерго" на 2018 год, размер экономически обоснованных расходов по следующим статьям затрат:
1) результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (экономия по ФОТ за 2016 год);
2) экономически обоснованные расходы, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (2016 год);
3) корректировка с целью учета отклонения фактических параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа на 2016 год;
4) расходы по сомнительным долгам;
5) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.
1, 2. Статьи затрат "Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования" и "Экономически обоснованные расходы, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования".
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования), орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания), орган регулирования при корректировке тарифов рассчитывает величину, учитывающую результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) и определенную на i-й год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний по формуле:
где:
- экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации, определяемые при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);
- доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению из НВВ, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);
- экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, определенная в соответствии с пунктом 31 Методических указаний, достигнутая регулируемой организацией до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, по которой еще не истек 5-летний срок, в течение которого такая экономия должна быть сохранена за регулируемой организацией.
1) Требования Заявителя по статье "Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования" заключаются в величине экономии операционных расходов (расходов на оплату труда) за 2016 год
По указанной статье расходов организацией в рамках тарифного регулирования на 2018 год в орган регулирования были заявлены расходы в размере 378 478,43 тыс. руб. В рамках досудебного спора Заявителем оспаривается только экономия расходов по фонду оплаты труда и отчислениям на социальные нужды.
Органом регулирования по результатам экспертизы расходы по указанной статье учтены на уровне - (минус) 58,1 млн. руб., из них экономия операционных расходов за 2016 год - (минус) 38, 4 млн. руб.
Кроме того, по результатам экспертизы на 2016 признаны экономически обоснованными расходы по статье "Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования" в сумме 59,1 млн. руб, которые были органом регулирования исключены из НВВ Заявителя на 2016-2018 годы равными долями в следующих размерах: 2016 год -19,7 млн. руб., 2017 год - 19,7 млн. руб., 2018 - 19,7 млн. руб (указанная статья расходов Заявителем не оспаривается).
Вместе с тем, как было указано ранее, для Заявителя тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Ростова-на-Дону, были установлены на долгосрочный период 2016-2018 годов методом индексации установленных тарифов.
Таким образом, расходы на оплату, понесенные организацией в 2016 году, относятся на текущий долгосрочный период регулирования, а не к результатам деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
При этом в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным. В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования и пунктом 39 Методических указаний операционные расходы в течение долгосрочного периода не пересматриваются.
Вместе с тем, расходы по статье "отчисления на социальные нужды" в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования относятся к неподконтрольным расходам и в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования корректируются органом регулирования исходя из фактических значений.
Таким образом, действия органа регулирования по исключению из НВВ Заявителя 38,4 млн. руб. не соответствуют пунктам 52, 58, 59 Основ ценообразования, а также пункту 39 Методических указаний.
В этой связи дополнительному учету в НВВ Заявителя по статье "Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования" подлежат средства в размере 38,4 млн. руб.
Кроме того, ФАС России установлено, что органом регулирования в нарушение вышеуказанных пунктов Основ ценообразования и Методических указаний были также некорректно учтены расходы регулируемой организации по статье "Операционные расходы" (на 2018 год) в размере 678,5 млн. руб.
Операционные расходы регулируемой организации по расчету ФАС России составляют 609,788 млн. руб. (утвержденный органом регулирования базовый уровень операционных расходов на 2017 год) * 1,037 (ИПЦ в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант)) * 1,0795 (индекс изменения количества активов - Заявителем не оспаривается) * 1 (индекс эффективности операционных расходов - долгосрочный параметр регулирования ) = 682,621 млн.руб.
Таким образом дополнительный учет по статье "Операционные расходы" (на 2018 год) составляет = 682,621 млн.руб - 669,016 млн.руб. (величина базового уровня операционных расходов, утвержденная РСТ на 2018 год) = 13,6 млн. руб.
С учетом изложенного, дополнительный учет по статье "Операционные расходы" (2018 год) составляет 13,6 млн. руб.
2. Экономически обоснованные расходы, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования
Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 127,3 млн. руб. В составе указанных расходов заявлены: проценты по заемных средствам (116,3 млн. руб.); выпадающие доходы, связанные с изменением цены на газ (0,63 млн. руб.); аренда котельных (10,07 млн. руб.).
При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 0 млн.руб.
Соответствующие расходы были понесены Организацией в 2016 году и, соответственно, относятся к текущему долгосрочному периоду регулирования.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
2.1. Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств.
Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 116,3 млн. руб. и определяется им как разница между фактическими расходами по указанной статье за 2016 год (124,1 млн. руб.) и величиной расходов поданной статье, учтенной органом регулирования при установлении тарифов на 2016 год (7,8 млн. руб.).
Основами ценообразования предусмотрены следующие основания включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:
- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года (пункт 63 Основ ценообразования);
- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования);
- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 63 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования).
Исходя из пояснений компании, займы привлекались на пополнение оборотных средств ввиду низкой кассовой дисциплины потребителей и систематического неучета при тарифном регулировании резервов по сомнительным долгам.
По данным Органа регулирования, данные, подтверждающие целевое назначение полученных займов (в том числе с учетом того факта, что в отношении организации установлено 8 регулируемых тарифов, и осуществляется прочая деятельность), в его адрес не представлялись.
В ФАС России были представлены договоры с кредитными организациями об открытии возобновляемых кредитных линий, в качестве целевого назначения в соответствующих договорах указано пополнение оборотных средств и инвестиции без отнесения на конкретный вид деятельности.
В результате анализа представленных Организацией расчетов кассовых разрывов было установлено, что заявленная сумма выпадающих доходов по займам и кредитам на покрытие оборотных средств включает также тело кредита, что Основами ценообразования не предусматривается.
Орган регулирования в представленном письменном мнении отметил, что расчеты кассовых разрывов, отнесенные на вид регулируемой деятельности "поставка тепловой энергии", в рамках тарифной кампании на 2018 год Организацией не представлялись.
ФАС России также отмечает, что представленные в рамках досудебного спора расчеты кассовых разрывов, отнесенных Заявителем на вид деятельности "поставка тепловой энергии", не подтверждены бухгалтерскими данными по списанию соответствующих расходов на себестоимость на регулируемый вид деятельности.
Кроме того, согласно расчетам организации проценты по кредитам и займам за период январь-декабрь 2016 года составляют 12,03 млн. руб. по ставке 23,5% годовых.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Среднее значение ключевой ставки в 2016 году составило 10,5%, таким образом, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств в 2016 году, при тарифном регулировании учитываются в размере 14,5 %, что составляет 7,7 млн. руб. и не превышает величину расходов, учтенную органом регулирования.
С учетом изложенного, требования Заявителя в отношении расходов, связанные с обслуживанием заемных средств, понесенных в 2016 году и неучтенных при тарифном регулировании, удовлетворению не подлежат.
2.2. Выпадающие доходы, связанные с изменением цены на газ.
Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 0,63 млн. руб. и определяется им как разница между фактическими расходами по указанной статье за 2016 год (820,2 млн. руб.) и величиной расходов по данной статье, учтенной органом регулирования при установлении тарифов на 2016 год (819,54 млн. руб.).
Суть спора заключается только в отклонении фактической цены на газ по итогам 2016 года от цены на газ, учтенной органом регулирования при тарифном регулировании на 2016 год в плановом режиме.
По данным органа регулирования, соответствующие расходы организацией в рамках тарифной кампании на 2018 год не заявлялись.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
При этом, в соответствии с пунктами 50 и 56 Методических указаний предусмотрено, что органом регулирования осуществляется корректировка расходов на топливо в том числе с учетом отклонения фактического значения цены на топливо от планового.
С учетом изложенного, отсутствие корректировки расходов на топливо, в том числе с учетом отклонения фактического значения цены на топливо от планового, является нарушением пункта 52 Основ ценообразования и пунктов 50 и 56 Методических указаний.
Приказом ФСТ России от 08.06.2015 N 218-э/3 установлены оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ с 1 июля 2015 года. Предельные уровни оптовых цен установлены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта с учетом расчетной объемной теплоты сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).
В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, осуществляется по формуле:
Цуст - утвержденные в установленном порядке оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ;
- фактическая объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3);
- расчетная объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3).
В части калорийности поставляемого газа ФАС России отмечает следующее.
В связи с тем, что разногласий по объему газа на рассмотрение не заявлено, для расчетов ФАС России принимает показатель калорийности, принятый РСТ при определении объемов топлива 8 136,3 ккал/м3.
Объем газа составил 145 111,36 куб.м. Распределение объема потребляемого газа по полугодиям не оспаривается.
Для определении стоимости покупаемого газа в 1 первом полугодии 2016 года применяется оптовая цена, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ, указанная в приказе ФСТ России от 08.06.2015 N 218-э/3 для Ростовской области, которая составляет 4 457 руб./куб. м.
Для определения стоимости газа во 2 полугодии 2016 года, ФАС России были применены индексы, приведенные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации (базовый вариант).
Плата за снабженческо-сбытовые услуги на территории Ростовской области установлена приказами ФСТ России от 15.05.2015 N 156-э/19, от 15.03.2016 N 250/16.
Тарифы на услуги по транспортировке установлены приказом ФСТ России от 18 июня 2014 г. N 153-э/8.
Размеры специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа были утверждены постановлением Ростовской области от 25.12.2015 N 81/2.
По расчету ФАС России фактические расходы Организации на природный газ в 2016 году составили 821,66 млн. руб., что превышает требования Заявителя.
С учетом изложенного, требования Заявителя по выпадающим доходам, связанным с изменением цены на газ, подлежат удовлетворению в полном объеме.
2.3. Статья затрат "Арендная плата в отношении имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности" (выпадающие доходы 2016 года).
Величина разногласий по данной статье затрат составляет 10,07 млн. руб. и включает в себя: 3,5 млн. руб. - по котельной по ул. Пановой; 4,43 млн. руб. - по котельной по пер. Суздальский; 2,15 млн. руб. по котельной по ул. Еременко.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования N 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Следует отметить, что договоры аренды, материалы, обосновывающие величину амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей арендодателя, в адрес ФАС России Заявителем представлены не были.
Согласно отзыву Органа регулирования документы, подтверждающие фактически произведенную оплату за аренду указанных котельных в его адрес не представлялись.
Органом регулирования (согласно отзыву) сумма расходов на аренду в 2016 году по указанным котельным определена исходя из расчета амортизационных отчислений и налогов и сборов, подписанных собственниками котельных, за 2017 год.
Вместе с тем, согласно пункту 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и в том числе, с учетом отклонения уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов.
При этом в экспертном заключении органа регулирования по делу о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2018 год, поставляемую АО "Теплокоммунэнерго" потребителям г. Ростова-на-Дону, в нарушение пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования), отсутствует анализ экономической обоснованности указанной статьи расходов. Таким образом, не представляется возможным определить был ли проведен Органом регулирования анализ расходов по статье "арендная плата" за 2016 год.
Учитывая вышеизложенное, требования Организации подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести анализ расходов Заявителя на арендную плату 2016 года в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, отразив его результаты в экспертном заключении в соответствии с требованиями пункта 29 Правил регулирования.
3. Статья затрат "Корректировка с целью учета отклонения фактических параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа".
Суть требований Заявителя заключается в следующем: при корректировке тарифа на тепловую энергию на 2018 год РСТ исключила по итогам 2016 года расходы в сумме 207 млн. руб. как необоснованно полученные доходы.
Организацией предлагается применить "сглаживание" к указанной сумме на 3 года, то есть исключать излишне полученный доход по итогам 2016 года из НВВ регулируемой организации в течение 3 лет.
ФАС России отмечает, что "сглаживание" действующим законодательством в сфере тарифного регулирования в теплоснабжении не предусмотрено.
Таким образом, по указанной статье расходов требования Заявителя удовлетворению не подлежат. Вместе с тем, при определении величины излишне полученного дохода по итогам 2016 года органу регулирования необходимо учитывать решение ФАС России по статьям "Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования" и "Экономически обоснованные расходы, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования".
4. Статья затрат "Расходы по сомнительным долгам".
Регулируемая организация указывает в заявлении величину разногласий 35,4 млн. руб. - разницу между экономически обоснованной с его точки зрения величиной 35,4 млн. руб. и величиной расходов, учтенной Органом регулирования 0 млн. руб.
Согласно статье 266 Налогового Кодекса РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
Резерв по сомнительным долгам создается в случае признания дебиторской задолженности сомнительной.
В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Следует отметить, что в соответствии со схемой теплоснабжения города Ростова-на-Дону до 2031 года в городе существует несколько отдельных изолированных систем теплоснабжения. Статус единой теплоснабжающей организации на территории города Ростова-на-Дону присвоен трем организациям: АО "Теплокоммунэнерго", АО "Краснодартеплосеть", ООО "Ростовские тепловые сети".
В обоснование своей позиции Заявителем представлены приказы о создании резерва по сомнительным долгам, расчет резерва по сомнительным долгам, акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17), оборотно-сальдовая ведомость по 91 счету, приказы о списании дебиторской задолженности, исполнительные листы Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области об окончании исполнительного производства.
Согласно письменной позиции Органа регулирования соответствующие документы и материалы в его адрес не поступали.
Заявителем была представлена опись тарифной заявки, направленной в Орган регулирования в рамках тарифной кампании на 2018 год.
ФАС России отмечает, что опись представленных документов составлена укрупненно, и не позволяет установить, присутствовали ли указанные документы в составе тарифной заявки Организации.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что расходы по сомнительным долгам в отношении Организации в течение долгосрочного периода не учитывались, ФАС России считает целесообразным Органу регулирования запросить у Заявителя подтверждающие документы и материалы и определить величину экономически обоснованных расходов по статье затрат "Расходы по сомнительным долгам" на 2018 год в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования, и учесть вышеуказанные расходы в НВВ Заявителя на 2018 год.
Таким образом, требования Заявителя по статье "Расходы по сомнительным долгам" подлежат частичному удовлетворению.
5. Статья затрат "Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним".
Регулируемая организация указывает в заявлении величину разногласий 89,6 млн. руб. - разницу между экономически обоснованной с его точки зрения величиной 153,51 млн. руб. и величиной расходов, учтенной Органом регулирования 63,91 млн. руб.
Основами ценообразования предусмотрены следующие основания включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:
- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года (пункт 63 Основ ценообразования);
- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования);
- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 63 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования).
Организацией в Орган регулирования по указанной статье затрат была заявлена сумма денежных средств в размере 153,51 млн. руб, из них 63,9 млн. руб. - проценты по кредитам на инвестиционную программу, 57,8 млн. руб. - проценты по заемным средствам на пополнение оборотных средств.
Согласно письменной позиции Органа регулирования им были учтены только расходы по займам и кредитам в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
ФАС России были проанализированы представленные сторонами в рамках досудебного спора документы и материалы и установлено следующее.
В части расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам на пополнение оборотных средств с целью сокращения кассовых разрывов.
Организацией были представлены договоры об открытии возобновляемых кредитных линий, в качестве целевого назначения в соответствующих договорах указано пополнение оборотных средств и инвестиции без отнесения на конкретный вид деятельности.
В результате анализа представленных Организацией расчетов кассовых разрывов было установлено, что заявленная сумма выпадающих доходов по займам и кредитам по покрытие оборотных средств включает также тело кредита, что Основами ценообразования не предусматривается.
Орган регулирования в представленном письменном мнении отметил, что расчеты кассовых разрывов, отнесенные на вид регулируемой деятельности "поставка тепловой энергии", в рамках тарифной кампании на 2018 год Организацией не представлялись.
ФАС России также отмечает, что представленные в рамках досудебного спора расчеты кассовых разрывов, отнесенных Заявителем на вид деятельности "поставка тепловой энергии", не подтверждены бухгалтерскими данными по списанию соответствующих расходов на себестоимость на регулируемый вид деятельности.
Кроме того, в расчетах Организации проценты по кредитам и займам на пополнение оборотных средств за период январь-декабрь 2017 года привлекались по ставке 15,3% годовых, за соответствующий период 2018 года - по ставке 13,5 % годовых.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Среднее значение ключевой ставки в 2017 году составило 9,1 % годовых, в 2018 году - 7,3% годовых.
С учетом изложенного, требования в отношении процентов по кредитам и займам на пополнение оборотных средств удовлетворению не подлежат.
5.2. В части расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам на реализацию мероприятий инвестиционной программы.
Организацией была представлена инвестиционная программа на 2017-2018 годы, утвержденная постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.10.2016 N 54/15. В указанной инвестиционной программе предполагается привлечение на ее реализацию в 2018 году заемных денежных средств в сумме 519,3 млн. руб. Документы, подтверждающие размер расходов на погашение и обслуживание соответствующих средств, в адрес ФАС России не представлялись. В этой связи нарушений в действиях Органа регулирования, определивших сумму указанных расходов на 2018 год в размере 63,9 млн. руб., не усматривается.
Вместе с тем, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой Организации размер расходов на капитальные вложения, финансируемых за счет прибыли, составляет на 2017 год - 58,86 млн. руб. (органом регулирования учтено - 19,77 млн. руб.), на 2018 год - 53,02 млн. руб. (органом регулирования учтено - 17,88 млн. руб.)
При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:
а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами;
в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следует отметить, что включение расходов на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в состав нормативной прибыли предусматривается с января 2017 года (постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 N 54).
Дополнительно следует отметить, что коллективные договоры в адрес ФАС России Заявителем не представлялись.
С учетом изложенного, ввиду нарушения органом регулирования пункта 74 Основ ценообразования при установлении НВВ Организации на 2017 и 2018 годы, органу регулирования необходимо определить экономически обоснованный размер расходов по статье "Прибыль" (2017 год) в размере 58,86 млн. руб. (дополнительный учет составляет 39,09 млн. руб.) и включить указанные недополученные доходы в НВВ Организации на 2018 год с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации, а также определить экономически обоснованный размер расходов по статье "Прибыль" (2018 год) в размере 116,92 млн. руб., исключив при этом денежные средства в размере 63,9 млн. руб. из статьи "Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним" (дополнительный учет составляет 35,15 млн. руб.), включить указанные недополученные доходы в НВВ Организации на 2018 год с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.
По результатам досудебного рассмотрения спора между АО "Теплокоммунэнерго" и Региональной службой по тарифам Ростовской области ФАС России принято решение:
1. Признать Региональную службу по тарифам Ростовской области нарушившей пункты 45, 47, 52, 58, 59, 62, 63 и 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.1.2012 N 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункты 29, 39, 49, 50 и 56 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
2. Частично удовлетворить требования АО "Теплокоммунэнерго", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Региональной службы по тарифам Ростовской области (рег. N 15816/18 от 01.02.2018).
3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на тепловую энергию для АО "Теплокоммунэнерго" на 2018 год расходы по следующим статьям:
- "Операционные расходы 2018 года" в размере 682,62 млн. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 13,6 млн. руб.);
- "Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования" в размере - (минус) 19,7 млн. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 38,4 млн. руб.);
- "Выпадающие доходы, связанные с изменением цены на газ (выпадающие доходы 2016 года)" (в составе статьи "Экономически обоснованные расходы, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования") в размере 0,63 млн. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 0,63 млн. руб.);
- "Прибыль" (2017 год) в размере 58,86 млн. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 39,09 млн. руб.);
- "Прибыль" (2018 год) в размере 116,92 млн. руб. и "Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним" в размере 0 млн. руб. (дополнительный учет составляет 35,15 млн. руб.).
Совокупный дополнительный учет составляет 126,87 млн. руб.
4. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определить величину экономически обоснованных расходов по следующим статьям затрат, соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении на основании пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075:
- "Расходы по сомнительным долгам" в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075;
- "Арендная плата в отношении имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности" (выпадающие доходы 2016 года) (в составе статьи "Экономически обоснованные расходы, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования") в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075;
- "Корректировка с целью учета отклонения фактических параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа" в соответствии с пунктом 3 настоящего решения и пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
5. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть ранее установленные тарифы на тепловую энергию на 2018 год для АО "Теплокоммунэнерго" с учетом пунктов 3-4 настоящего решения, обеспечив введение в действие соответствующих законодательству тарифов с 1 сентября 2018 года с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.
6. Об исполнении настоящего решения ФАС России органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим решением;
- экспертного заключения по делу об установлении для АО "Теплокоммунэнерго" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
7. Отказать в удовлетворении остальной части требований
АО "Теплокоммунэнерго".
|
|
А.Б. Кашеваров |
|
|
|
Исп.Старостина Анна Антоновна
тел.8(499)755-23-23 вн.088-295
2018-85416(3)
2018-85416(3)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2018 г. N АК/58517/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.07.2018