Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
К <_> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Б<_>- главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Л<_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N04-ФАС22-НК/04-18 по признакам нарушения ООО "Алтайский Завод Строительного Машиностроения" (далее - ООО "АСМ") пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии на заседании представителей ответчика - ООО "Алтайский Завод Строительного Машиностроения" (ИНН 2223590935, г.Барнаул, пр. Космонавтов, д.32ж/1) М<_> по доверенности от 16.05.2018 г., К<_> по доверенности от 16.05.2018 г.,
в отсутствии представителей заявителя - ООО Торговый дом "НСИБ" (ОГРН 1165476058880, г.Новосибирск, Тюменская ул., 14),
в отсутствии представителей заинтересованного лица - ООО Производственно-торговая компания "НСИБ", (ОГРН 1165476058901, г.Новосибирск, Тюменская ул., 14),
УСТАНОВИЛА:
в заседание Комиссии представители заявителя и заинтересованного лица не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в силу статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не является препятствием для рассмотрения дела в данном заседании в отсутствии указанных лиц.
21 ноября 2017 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю с заявлением на действия ООО "АСМ", связанные с распространением в сети Интернет и посредством электронной почты несоответствующих действительности сведений о лидерстве ООО "АСМ" в России и СНГ по производству оборудования для газобетона с долей на рынке более 90% обратилось ООО "ТД НСИБ".
Заявитель указал, что в сентябре 2017 года в ООО ТД "НСИБ" обратился клиент с информацией, которая была ему направлена по электронной почте от ООО "АСМ" с электронного адреса info@asm.ru. Данное сообщение являлось адресной рассылкой коммерческого предложения ООО "АСМ" потенциальным клиентам на поставку оборудования по производству газобетона "МИНИ-ЛИНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА ACM-5MC сентябрь 2017 г.", содержащей несоответствующие действительности сведения о лидерстве ООО "АСМ" в России и СНГ по производству оборудования для газобетона с долей на рынке более 90%.
На каждом листе коммерческого предложения в нижнем колонтитуле была указана следующая информация: "АлтайСтройМаш - лидер в России и СНГ по производству оборудования для газобетона с долей рынка более 90%". На 11 листе коммерческого предложения также указано, что ООО "АСМ" за 12 лет работы "заключили более 3000 контрактов на поставку различного оборудования; заняли более 90% рынка СНГ по поставкам оборудования для производства газобетона_". Кроме того, на главной странице сайта ООО "АСМ" в сети Интернет по адресу http://asm.ru/ имелись сведения аналогичного содержания: "Учим производить газобетон_ Простое оборудование для производства газобетона_ Мы обслуживаем 90% рынка. Вы работаете с лидером отрасли_", в разделе сайта "Информация о компании" по адресу http://asm.ru/o-kompanii/: "17 лет опыта - с 2000 года завод работает без остановки_ Спрос на продукции "АлтайСтройМаш" - подписано более 10 000 контрактов на поставку оборудования в России и ближнем зарубежье", "90% рынка и абсолютное лидерство в своем сегменте".
На запрос антимонопольного органа доказательств достоверности заявленной в коммерческом предложении и на сайте Общества информации о том, что ООО "АСМ" занимает на рынке по производству оборудования для производства газобетона долю более 90% и является лидером в России и СНГ в данной отрасли, ООО "АСМ" не представлено. Вследствие чего, антимонопольным органом в действиях ООО "АСМ" были усмотрены признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося во введении потребителей в заблуждение относительно лидерства Общества в России и СНГ по производству оборудования для газобетона с долей на рынке более 90% путем распространения указанных сведений на сайте www.asm.ru, иных общедоступных интернет-ресурсах, а посредством электронной почты путем направления потенциальным клиентам, в том числе клиентам заявителя, коммерческого предложения на поставку оборудования для производства газобетона "МИНИ-ЛИНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА ACM-5MC сентябрь 2017 г.".
В результате чего, 17 января 2018 года ООО "АСМ" было выдано предупреждение N 1 о необходимости прекращения указанных действий, путем прекращения размещения Обществом на сайте www.asm.ru, на иных общедоступных интернет-ресурсах, а также в направляемом потенциальным клиентам коммерческом предложении на поставку оборудования для производства газобетона "МИНИ-ЛИНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА ACM-5MC сентябрь 2017 г." информации о лидерстве ООО "АСМ" в России и СНГ по производству оборудования для газобетона с долей на рынке более 90% . Срок выполнения - 19.02.2018 г.
21 марта 2018 года ООО "АСМ" отчиталось о выполнении предупреждения о прекращении действий, направленных на недобросовестную конкуренцию на рынке производства и реализации оборудования для производства газобетона, путем предоставления сркиншота страницы сайта и коммерческого предложения, где формулировка "Мы обслуживаем более 90% рынка" заменена на "Мы обслуживаем до 90% рынка" с изображением карты России, в центре которой размещена цифрами доля 90%.
Антимонопольным органом в адрес Общества направлен запрос о подтверждении информации о том, что Общество обслуживает до 90% рынка. Однако документальных доказательств этому Обществом не предоставлено, лишь указано, что предлог "до" и словосочетания с его использованием имеют значения предела, не обязующего к включению крайнего значения в интервале; значение, равное 90%, выбрано случайным образом.
Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 4 настоящего Федерального закона недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции", хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
ООО ТД "НСИБ" является юридическим лицом, исходя из организационно-правовой формы - коммерческой организацией, следовательно, осуществляет предпринимательскую деятельность, преследующую извлечение прибыли и является хозяйствующим субъектом (ОГРН 1165476058880, дата регистрации 01.02.2016 г.). Основной вид деятельности - торговля оптовая неспециализированная (код ОКВЭД - 46.90), дополнительный - торговля оптовая станками для обработки прочих материалов (код ОКВЭД - 46.62.3), торговля оптовая прочими машинами и оборудованием (код ОКВЭД - 46.69).
Из материалов дела следует, что деятельность по производству оборудования для производства газобетона осуществляет ООО "Производственно-торговая компания НСИБ" (далее - ООО "ПТК НСИБ") на что имеет сертификат соответствия N РОСС RU.АГ66.Н03103 от 20.02.2016 г., декларацию о соответствии от 19.02.2016 г.
ООО "ПТК НСИБ" (ОГРН 1165476058901, дата регистрации 01.02.2016 г.), основной вид деятельности - торговля оптовая неспециализированная (код ОКВЭД - 46.90), дополнительный - в том числе производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей (код ОКВЭД - 25.11).
ООО "ТД НСИБ" и ООО "ПТК НСИБ" являются по смыслу статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" группой лиц, поскольку созданы одними и теми же учредителями - К<_>, П<_>, причем К<_> является директором в обоих обществах. Компании группы НСИБ осуществляют деятельность по производству и реализации оборудования для производства газобетона с 2016 года. География поставок включает в себя более 50 субъектов РФ, а также страны СНГ, в том числе Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Абхазия.
ООО "АСМ" является юридическим лицом, исходя из организационно-правовой формы - коммерческой организацией, следовательно, осуществляет предпринимательскую деятельность, преследующую извлечение прибыли и является хозяйствующим субъектом (ОГРН 1132223000095, дата регистрации 10.01.2013 г.). Основной вид деятельности - производство машин и оборудования общего назначения (код ОКВЭД - 28.1), дополнительный - в том числе производство строительных металлических конструкций и изделий (код ОКВЭД - 25.1), торговля оптовая неспециализированная (код ОКВЭД - 46.90).
ООО "АСМ" производит оборудование для производства газобетона, на что имеет сертификаты соответствия N РОСС RU.АГ35.Н01981 от 16.02.2017 г., N РОСС RU.АГ35.Н01980 от 16.02.2017 г., N РОСС RU.АГ35.Н02163 от 02.03.2017 г., N РОСС RU.АГ35.Н02165 от 02.03.2017 г., и реализует указанное оборудование на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, ООО "АСМ" и ООО "ТД НСИБ", ООО "ПТК НСИБ" являются конкурентами, так как осуществляют деятельность на одном товарном рынке - рынке по производству и реализации оборудования для производства газобетона в границах Российской Федерации.
Согласно материалам дела, ООО "АСМ" в 2017 году потенциальным и действующим клиентам компании группы НСИБ посредством электронной почты info@asm.ru осуществлена адресная рассылка коммерческого предложения "МИНИ-ЛИНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА ACM-5MC сентябрь 2017 г." на поставку оборудования по производству газобетона, содержащей несоответствующие действительности сведения о лидерстве ООО "АСМ" в России и СНГ по производству оборудования для газобетона с долей на рынке более 90%.
Указанное коммерческое предложение было получено действующим клиентом ООО "ПТК НСИБ" ООО "АРС СТРОЙ" 14 апреля 2017 года, в подтверждение заявителем предоставлены заверенные скриншоты письма с электронной почты <Максим П<_> АСМ pm@asm.ru/
Антимонопольным органом установлено, что электронный адрес info@asm.ru и сайт www.asm.ru находятся в распоряжении гражданина Б<_>, являющегося генеральным директором ООО "АСМ".
Доказательств достоверности заявленной в коммерческом предложении и на сайте Общества информации о том, что ООО "АСМ" занимает на рынке по производству оборудования для производства газобетона долю более 90%, а в настоящее время долю (до) 90% и является абсолютным лидером в данной отрасли, ООО "АСМ" не представлено.
Статьей 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).
Целью этой формы недобросовестных действий является привлечение покупательского (потребительского) спроса путем введения в заблуждение (обмана) потребителей, в том числе в отношении своей квалификации как участника товарного рынка, причем такое введение в заблуждение осуществляется путем распространения о себе позитивной информации. В рассматриваемом случае это сведения об ООО "АСМ" как о лидере в России по производству оборудования для газобетона с долей на рынке (до) 90%.
Таким образом, действия ООО "АСМ" указывают на нарушение требования пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося во введении потребителей в заблуждение о лидерстве Общества в России по производству оборудования для газобетона с долей на рынке (до) 90%, путем распространения указанных сведений на сайте www.asm.ru, и направления потенциальным клиентам посредством электронной почты коммерческого предложения на поставку оборудования для производства газобетона "МИНИ-ЛИНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА ACM-5MC сентябрь 2017 г.".
Сведения о наличии убытков у конкурента или вреда, причиненного деловой репутации конкурента, вследствие осуществленных действий не представлены, следовательно, такой вред и убытки являются потенциальными.
Присутствующие на заседании Комиссии представители ООО "АСМ" М<_>, К<_> факт нарушения запрета недобросовестной конкуренции признали, указав, при этом, что нарушение произошло вследствие недопонимания, по вине помощника генерального директора Общества М<_>.
Тем самым, указанные действия ООО "АСМ" являются актом недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение потребителей (клиентов) относительно производителя оборудования для производства неавтоклавного газобетона, его статуса как лидера данной отрасли, запрет на которую установлен пунктом 3 статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что информация на главной странице сайта www.asm.ru скорректирована: формулировка "Мы обслуживанием до 90% рынка" заменена на "Мы обслуживанием значительную долю рынка", формулировка "Вы работаете с лидером отрасли, это безопасное сотрудничество" заменена на "Это безопасное сотрудничество". Карта Российской Федерации с указанием доли 90% на сайте отсутствует. Кроме того, формулировка "90% рынка и абсолютное лидерство в своем сегменте" заменена на "Мы обслуживанием значительную долю рынка".
Информация в направляемых потенциальным клиентам коммерческих предложениях также скорректирована.
Изложенные обстоятельства указывают на нецелесообразность выдачи ООО "АСМ" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных, осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать актом недобросовестной конкуренции действия ООО "АСМ" (ИНН 2223590935, г.Барнаул, пр. Космонавтов, д.32ж/1), выразившиеся во введении потребителей в заблуждение о лидерстве Общества в России по производству оборудования для газобетона с долей на рынке (до) 90%, путем распространения указанных сведений на сайте www.asm.ru, и направления потенциальным клиентам посредством электронной почты коммерческого предложения на поставку оборудования для производства газобетона "МИНИ-ЛИНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ТИПА ACM-5MC сентябрь 2017 г.", что нарушает требования пунктов 3 статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Предписание о прекращении нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции" ООО "АСМ" не выдавать в связи с нецелесообразностью.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии Б<_>
Б<_>
Л<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 июня 2018 г. N 04-ФАС22-НК/04-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.07.2018