Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
в присутствии представителя ПАО "МОЭСК" <...> (доверенность от 28.11.2016 N 77 АВ 2667427),
в отсутствие ООО "Благоустройство Запсиба" (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.05.2018 N ИГ/21306/18),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Благоустройство Запсиба" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "МОЭСК" (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений по определению исполнителя на оказание услуг по организации и обеспечению буфетным обслуживанием мероприятий для нужд ПАО "МОЭСК" (988087) (реестровый N 31806269563) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в необоснованном отклонении его заявки от участия в Закупке.
Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках, размещено в ЕИС - 14.03.2018.
21.03.2018 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора 7 800 000,00 руб.
Датой окончания подачи заявок определено 02.04.2018, датой рассмотрения заявок - 24.04.2018, датой подведения итогов - 24.04.2018.
Из протокола очного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению и предварительному ранжированию предложений участников Закупки от 06.04.2018 N М/1011 (далее - Протокол) следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке по следующему основанию: "ООО "Благоустройство Запсиба" (660093, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, д. 170А, пом. 3-19) несоответствующим требованиям Закупочной документации по отборочным критериям "Соответствие цены предложений начальной (максимальной цене лота", "Правоспособность", отклонить от дальнейшего рассмотрения".
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
По мнению Заявителя, Протокол составлен с нарушениями норм действующего законодательства, так как не содержит информации о причинах отклонения заявки Заявителя.
Комиссией установлено, что Протокол не раскрывает причин несоответствия заявки Заявителя требованиям Закупочной документации, что является нарушением принципа информационной открытости, закрепленный в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При этом необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной Закупке являются безусловной обязанностью Заказчика, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям Закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность Заказчика в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением Заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ).
При этом отсутствие в указанном протоколе обоснования несоответствия спорной заявки требованиям Закупочной документации, не позволяет с достоверностью определить допущенные участником запроса предложений нарушения, что, в свою очередь, влечет невозможность достижения в установленный срок результата закупки, а также необходимость восстановления в административном порядке прав участника закупки.
Безосновательное отклонение заявки участника конкурентной процедуры приводит к возникновению у участника Закупки необходимости подачи в контрольный орган жалобы на действия Заказчика, что, в свою очередь, прерывает нормальный ход осуществления закупок, нарушая также права победителя Закупки и Заказчика в части осуществления поставки товара или оказания услуги в необходимые сроки.
Отсутствие надлежащего обоснования отказа в допуске заявки Заявителя повлекло за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов участника размещения заказа применительно к возможности участия в Закупке, а также создало препятствие для обжалования Заявителем причины отклонения заявки ввиду невозможности установления причин несоответствия заявки требованиям Закупочной документации.
Также подобные действия заказчика препятствуют участникам Закупки в будущем не допускать формирование предложения в соответствии с требованиями заказчика, и, как следствие, создают искусственные барьеры для формирования заявки.
Кроме того, содержание итогового протокола с расплывчатыми и неполными формулировками позволяет Заказчику в дальнейшем манипулировать реальными причинами отклонения тех или иных заявок участников, фактически формируя подобное решение не на стадии рассмотрения заявок, а в последующем.
Так, материалами дела подтверждается, что из шести поданных для участия в Закупке заявок две были отклонены без раскрытия конкретных причин отклонения, что свидетельствует о нарушении прав соответствующего числа лиц.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в отсутствии в протоколе очного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению и предварительному ранжированию предложений участников Закупки от 06.04.2018 N М/1011 обоснования отклонения заявок.
На основании изложенного, Комиссия признает жалобу обоснованной.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что указанные нарушения были устранены Заказчиком путем направления Заявителю соответствующей информации о причинах отклонения его заявки.
С учетом изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Благоустройство Запсиба" (ОГРН: 1024201671713; ИНН: 4216008105) на действия ПАО "МОЭСК" (ОГРН: 1057746555811; ИНН: 5036065113) при проведении Закупки обоснованной.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать в связи с устранением Заказчиком выявленных нарушений.
Признать в действиях ПАО "МОЭСК" нарушения пунктов 1,2 части 1, статьи 3 Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 мая 2018 г. N 1-00-849/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.08.2018