Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "О.З. ВНИИЭТО" на действия заказчика - ФГУП "НПЦАП" при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку вакуумная печи (типа Вега-5) (реестровый N 31806382407),
УСТАНОВИЛА:
ООО "О.З. ВНИИЭТО" (далее также - общество, Заявитель) обратилось в Московское УФАС России с жалобой на действия ФГУП "НПЦАП" (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку вакуумной печи (типа Вега-5) (реестровый N 31806382407; далее - Закупки).
Жалоба мотивирована несогласием общества с фактом отклонения его заявки от участия в Закупке.
В заседании представитель Заявителя доводы и требования жалобы поддержал.
Представители Заказчика по жалобе возражали, представили документы по оспариваемой процедуре.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных приведенной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований упомянутого Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных ч. 8.1 приведенной статьи, ч. 5 ст. 8 названного закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Жалоба содержит доводы об отсутствии правовых оснований к отклонению заявки ее подателя в связи с соответствием заявки требованиям документации.
Таким образом, жалоба отвечает п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
При этом, с учетом изменения законодательства, определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592 и от 02.10.2017 по делу N 309-КГ17-7502 к порядку рассмотрения жалоб, поданных после 01.01.2018, не применяются.
Срок, установленный ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, заявителем не пропущен.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, упомянутым законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг учреждения в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Заказчиком 17.04.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена договора - 4 750 000,00 руб.
В соответствии с протоколом о результатах Закупки от 26.04.2018 N 806 заявке Заявителя отказано в допуске к участию в Закупке на основании пункта 4.12.8 (3) документации о закупке, за несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 - 9 и пункте 10 информационной карты, а именно: предложен другой производитель оборудования (участником исключено требование о ТУ, установленное документацией).
Комиссия отмечает, что в Техническом задании Закупочной документации установлено, что электропечь должна быть изготовлена по ТУ ТУ-3442-006-70950418-2011, соответствовать требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и иметь сертификат соответствия N ТС RU C-RU.АГ03.В.03701.
Вместе с тем Закон о закупках не содержит запрета для организаторов закупок указывать на необходимость поставки им товара не только с определенными техническими и функциональными свойствами, но даже и определенного производителя, ввиду чего в настоящем случае Заказчик не был лишен возможности указать в Закупочной документации на необходимость поставки ему товара именно конкретного производителя. Однако, Заказчик в настоящем случае ограничился лишь указанием на необходимость соответствия поставляемого товара определенным техническим характеристикам и техническим условиям, тем самым приняв на себя все риски, связанные с предложением потенциальными участниками закупки товара иных производителей, но отвечающего всем требованиям Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, названные принципы закупочной процедуры Заказчиком в настоящем случае соблюдены не были, поскольку отсутствие в Закупочной документации требований о необходимости поставки товара конкретного производителя способно ввести потенциальных участников закупки в заблуждение относительно такой возможности, а вопрос допуска заявок таких участников, как следствие, останется в исключительной компетенции организатора закупки, разрешающего данный вопрос по собственному субъективному усмотрению.
При этом, необоснованное ограничение конкуренции в настоящем случае достигается именно за счет отклонения заявок претендентов, предлагающих к поставке товар иных производителей, нежели требуемый заявителю (о чем, в то же время, в Закупочной документации не указано).
В этой связи Комиссия приходит к выводу о том, что Закупочная документация изначально была сформирована таким образом, чтобы создавать искусственные возможности для отклонения поданных заявок под предлогом их несоответствия требованиям Закупочной документации с приданием своим действиям видимости законности, что уже свидетельствует о невозможности признания отклонения заявки Заявителя правомерным.
Одновременно Комиссией установлено, что по итогам Закупки заключен договор N 177861 от 08.05.2018.
С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "О.З. ВНИИЭТО" (ИНН: 5017000216; ОГРН: 1025001813980) на действия ФГУП "НПЦАП" (ИНН: 7728171283; ОГРН: 1027739552642) при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях ФГУП "НПЦАП" нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений ФГУП "НПЦАП" не выдавать, так как по итогам Закупки заключен договор.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только в судебном порядке в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2018 г. N 1-00-868/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.08.2018