Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ФГУП "ГлавНИВЦ" от 15.08.2018 N 38-1-6/1256 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 568/ОКЭ-ТИ/18 на право заключения договора на поставку телекоммуникационного и серверного оборудования, а также выполнение работ по инсталляции и модернизации (извещение N 31806773026), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ФГУП "ГлавНИВЦ" (далее - Заявитель) от 15.08.2018 N 38-1-6/1256 (вх. 133445/18 от 15.08.2018) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 568/ОКЭ-ТИ/18 на право заключения договора на поставку телекоммуникационного и серверного оборудования, а также выполнение работ по инсталляции и модернизации (извещение N 31806773026) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 31.07.2018;
Дата окончания подачи заявок - 17.08.2018;
Дата рассмотрения заявок -03.09.2018;
Дата подведения итогов Конкурса - 04.09.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 2 487 129 763,84 рубля;
На участие в Конкурсе подано 6 заявок.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком в Документации неправомерно объединено в один лот технологически и функционально не связанное между собой оборудование по предмету Конкурса;
Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок предоставления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно объединено в один лот технологически и функционально не связанное между собой оборудование по предмету Конкурса.
Вместе с тем, по доводу Заявителя N 1 дана правовая оценка в решении Комиссии ФАС России от 10.08.2018 N 223-ФЗ-578/18, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, указанный довод Комиссией ФАС России не рассматривается.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок предоставления приоритета товаров российского происхождения, поскольку, по мнению Заявителя, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925) предусмотрен иной порядок оценки предложений участников закупки, представивших продукцию российского и иностранного происхождения, отличный от установленного в Документации.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Постановление N 925 устанавливает порядок предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, при осуществлении заказчиками закупок всех товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно пункту 36.2 Положения о закупке, установление приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами осуществляется в порядке, установленном Постановлением N 925.
В соответствии с пунктом 8 Постановления N 925, приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
При этом согласно пункту 1.12 Документации приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами Заказчиком в Документации не установлен.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Подпунктом 2 пункта 4.1 Документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "Происхождение товара":
"Оценка по критерию "Происхождение товара" оценивается путем деления стоимости оборудования, произведенного на территории Российской Федерации (далее - РФ), предложенного каждым (j-ым) участником, на общую стоимость всего оборудования, предложенного каждым (j-ым) участником, в том числе стоимость оборудования, произведенного на территории РФ (без учета НДС), по формуле:
Cj
Бj = \x{2500}\x{2500}\x{2500}\x{2500}\x{2500}\x{2500} * 15, где
Цj
j = 1_n, n - количество участников;
Бj - количество баллов j-ого участника;
Cj - стоимость оборудования, произведенного на территории РФ (без учета НДС) предложенного каждым (j-ым) участником;
Цj - общая стоимость всего оборудования, предложенная каждым j-ым участником, в том числе стоимость оборудования, произведенного на территории РФ (без учета НДС).
Максимальное количество баллов присваивается в случае предложения участником к поставке всего перечня оборудования, полностью произведенного на территории РФ.
В случае предложения участником к поставке всего перечня оборудования иностранного производства, под которым в рамках настоящей закупки понимается оборудование, произведенное на территории других государств, за исключением РФ, заявке участника по данному критерию присваивается 0 баллов.
15 - максимально возможное количество баллов.
При оценке по данному критерию учитывается стоимость оборудования, произведенного на территории РФ, указанная в техническом предложении (приложение N 3 к Документации)".
Согласно пояснениям представителя Заказчика указанный подкритерий оценки заявок отнесен Заказчиком к критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг", который предусмотрен пунктом 169 Положения о закупке, в связи с чем Заказчиком установлен надлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в Документации не установлен приоритет товаров российского происхождения, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.
Учитывая изложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 08.08.2018 N 223-ФЗ-571/18 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в установлении неправомерных требований Документации о наличии опыта и права поставки товаров, указанных в Документации, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Конкурса, неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять выездные проверки и дозапрос информации в отношении участников Конкурса, неправомерного положения проекта договора об обязанности исполнителя согласовывать с Заказчиком привлечение третьих лиц к исполнению обязанностей по договору.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ФГУП "ГлавНИВЦ" (ИНН: 7704030780, ОГРН: 1027739667614) от 15.08.2018 N 38-1-6/1256 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 568/ОКЭ-ТИ/18 на право заключения договора на поставку телекоммуникационного и серверного оборудования, а также выполнение работ по инсталляции и модернизации (извещение N 31806773026) необоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, так как предписание выдано ранее в соответствии с принятым решением от 08.08.2018 N 223-ФЗ-571/18.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2018-103502(1)
2018-103502(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 августа 2018 г. N 223-ФЗ-620/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.08.2018