Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Шушкова А.С., члены Комиссии - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А.
с участием:
от заявителя - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
от организатора торгов - Синчука Д.С., Семенкова А.А. по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Альтаир" на действия организатора торгов - АО "ПАТП-1",
в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
16.08.2018 в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Альтаир" (вх. N 12609) на действия организатора торгов - АО "ПАТП-1", при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг мойки и уборки автобусов АО ПАТП-1 г. Ярославля (закупка N 31806731109).
Обжалуемые действия (бездействие) - неверный расчет итогового рейтинга заявок участников и определение победителя запроса предложений.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил запрашиваемые документы и материалы.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "ПАТП-1" (далее - Положение о закупках) утверждено советом директоров АО "ПАТП-1" 12.05.2017 и опубликовано на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО "ПАТП-1", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Документация к данному запросу предложений утверждена и размещена на официальном сайте в сети Интернет 19.07.2018 г.
Согласно подпункту 2 пункта 10.1.1. раздела 10 документации к запросу предложений значимость критерия "цена договора" составляет 90%. При этом, в подпункте 3 пункта 10.1.1. того же раздела указана значимость этого же критерия как 60%.
Как пояснили Комиссии представители заказчика закупки, указание в подпункте 3 пункта 10.1.1. раздела 10 документации значимости критерия "цена договора" 60% является технической ошибкой. В данном разделе следовало указать значение 90%. Ошибка была выявлена заказчиком закупки при подведении итогов запроса предложений и не повлияла на итоговые результаты участников запроса предложений.
Проанализировав положения документации запроса предложений Комиссия Ярославского УФАС пришла к выводу, что значимость критерия "цена договора" следовало считать в соответствии с показателем 90%, поскольку суммарная значимость критериев "цена договора" (90%) и "опыт исполнения договоров" (10%) должна составлять 100%.
В подпункте 3 пункта 10.1.1. приведена формула расчета баллов для критерия "цена договора":
Amax - Ai
Rai = ------------ x 100
Amax
где:
Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Amax - максимальная стоимость договора 4 593 836, 00 (в т.ч. НДС 18%);
Ai - предложение i-го участника запроса предложений.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "цена договора", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Согласно подпункту 4 пункта 10.1.1 раздела 10 документации критерий "опыт исполнения договоров" определяется по наличию исполненных за период с 2015 по 2018 г. договоров на оказание услуг по мойке и уборке пассажирского транспорта предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки, с объемом оказанных услуг по мойке, уборке пассажирского транспорта не менее 30% от указанного в документации планируемого годового объема услуг, являющихся предметом закупки.
Опыт исполнения договоров должен быть подтвержден следующими документами:
- Копии договоров, дополнительных соглашений к договорам;
- Копии актов выполненных работ, оказанных услуг и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по представленным договорам, дополнительным соглашениям.
Порядок оценки участников по критерию "опыт исполнения договоров" представлен в таблице:
Подтвержденное количество |
Количество баллов |
Отсутствие договоров (доп. соглашений) |
0 |
До 3 (трех) договоров (доп. Соглашений) |
50 |
Более 3 (трех) договоров (доп. Соглашений) включительно |
100 |
Согласно доводам представителей заказчика 50 баллов начислялось участникам, предоставившим 1-3 договора (доп. соглашения); 100 баллов - предоставившим более 4-х договоров (доп. соглашений).
При этом, из буквального толкования положения документации к запросу предложений, Комиссия пришла к выводу, что 50 баллов следует начислять участникам, предоставившим 1-2 договора (доп. соглашения); 100 баллов - 3 договора (доп. соглашения) и более.
Таким образом, ООО "Альтаир" по критерию "опыт исполнения договоров" должно было быть начислено 100 баллов, а не 50, как было начислено заказчиком.
Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по данному критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
На участие в запросе предложений было подано пять заявок. Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений 31806731109 от 31.07.2018 до процедуры оценки и сопоставления заявок было допущено четыре участника.
Результаты оценки заявок приведены в таблице раздела 5 протокола.
При этом ценовое предложение победителя запроса предложений - ООО "ПРИМЕКС-ЯРОСЛАВЛЬ", составляет 3 749 689,39 рублей; опыт выполнения работ - 0, рейтинг заявки по критерию цена договора 90,00; рейтинг заявки по критерию "опыт работы" - 0; итоговый рейтинг участника - 90.
Ценовое предложение ООО "Альтаир" согласно протоколу от 31.07.2018 составляет 4 399 135,58 рублей; опыт выполнения работ - 3 договора (доп. соглашения); рейтинг заявки по критерию "цена договора" - 76,71; рейтинг заявки по критерию "опыт работы" - 5; итоговый рейтинг участника - 81,71.
Ценовое предложение ООО "ЯРОСЛАВНА-КЛИНИНГ" согласно протоколу от 31.07.2018 составляет 4 183 200,00 рублей; опыт выполнения работ - 3 договора (доп. соглашения); рейтинг заявки по критерию "цена договора" - 80,67; рейтинг заявки по критерию "опыт работы" - 5; итоговый рейтинг участника - 85,67.
Ценовое предложение ИП Побединский Б.Б. согласно протоколу от 31.07.2018 составляет 4 271 185,80 рублей; опыт выполнения работ - 1 договор (доп. соглашение); рейтинг заявки по критерию "цена договора" - 79,01; рейтинг заявки по критерию "опыт работы" - 5; итоговый рейтинг участника - 84,01.
На основании изложенного победителем запроса предложений признано ООО "ПРИМЕКС-ЯРОСЛАВЛЬ", набравшее наибольшее количество баллов.
Согласно пояснениям представителей заказчика итоговый подсчет, приведенный в пункте 5 протокола от 31.07.2018, произведен на основе новой формулы, которой не содержится ни в Положении о закупке, ни в документации к запросу предложений.
Проанализировав заявки участников, Комиссия Ярославского УФАС установила, что итоговый рейтинг ООО "Альтаир", согласно приведенной в подпункте 3 пункта 10.1.1. формуле и таблице подпункта 4 пункта 10.1.1 раздела 10 документации должен составлять:
Цена договора:
4 539 836,00 - 4 399 135,58
------------------------------------- х 100 = 3
4 539 836,00
3 х 90 %= 2,7
Опыт исполнения договоров - 100 х 10% = 10
Итоговый рейтинг: 2,7 + 10 = 12,7
Итоговый рейтинг ООО "ПРИМЕКС-ЯРОСЛАВЛЬ"
Цена договора:
4 539 836,00 - 3 749 689,39
------------------------------------- х 100 = 17
4 539 836,00
17 х 90 %= 15,3
Опыт исполнения договоров - 0
Итоговый рейтинг: 15,3
Итоговый рейтинг ООО "ЯРОСЛАВНА-КЛИНИНГ"
Цена договора:
4 539 836,00 - 4 183 200,00
------------------------------------- х 100 = 7,9
4 539 836,00
Опыт исполнения договоров - 100 х 10% = 10
Итоговый рейтинг: 10 + 7,9 = 17,9
Итоговый рейтинг ИП Побединский Б.Б.
Цена договора:
4 539 836,00 - 4 271 185,80
------------------------------------- х 100 = 5,9
4 539 836,00
Опыт исполнения договоров - 50 х 10% = 5
Итоговый рейтинг: 5 + 5,9 = 10,9
Таким образом, приведенные в таблице раздела 5 протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 31.07.2018 данные не соответствуют расчетам по формуле, приведенной в подпункте 3 пункта 10.1.1. и показателям, приведенным в таблице подпункта 4 пункта 10.1.1 раздела 10 документации. Приведенные по формуле, размещенной в документации, расчеты показали, что победителем запроса предложений должно было стать ООО "ЯРОСЛАВНА-КЛИНИНГ", набравшее максимальное количество баллов.
Проанализировав положения документации к запросу предложений и протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 31.07.2018, Комиссия Ярославского УФАС пришла к выводу, что заказчик, разместив в документации формулу расчета итогового рейтинга заявок, ввел в заблуждение участников запроса предложений, т. к. фактически для определения победителя данная формула не применялась. Применение иной формулы, не указанной в документации, привело к победе иного хозяйствующего субъекта, чем следовало из расчетов по формуле, размещенной в документации.
Таким образом, допущенные АО "ПАТП-1" нарушения повлияли на правильное определение победителя запроса предложений.
Согласно пунктов 14 и 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС установила в действиях (бездействии) филиала АО "ПАТП-1" нарушение пунктов 14 и 15 части 10 статьи 4; пункта 1 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альтаир" (вх. 12609 от 16.08.2018) на действия (бездействие) организатора торгов - АО "ПАТП-1" обоснованной.
2. Признать АО "ПАТП - 1" нарушившим пункты 14 и 15 части 10 статьи 4; пункта 1 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. В связи с заключением договора по итогам запроса предложений (закупка N 31806731109) обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.С. Шушкова
Члены Комиссии:
К.А. Савичева
И.Н. Курдюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 августа 2018 г. N 06-07/85-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.08.2018