Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Соболева <_> (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - администрации МО Славянский район при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт кабинетов Управления образования администрации МО Славянский район, расположенных в здании по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Красной, д. 34" (извещение N 0318300225018000435) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует неправомерный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Считает, что поданная заявка соответствует положениям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт кабинетов Управления образования администрации МО Славянский район, расположенных в здании по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Красной, д. 34" (извещение N 0318300225018000435).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 436 661,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г N0318300225018000436-1-1 ИП Соболеву <_> отказать в допуске на участие в электронном аукционе участнику закупки, подавшему заявку N 3, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
Представленное в заявке описание товаров не соответствует требованиям, установленным заказчиком в Разделе 7 Аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки".
В заявке с номером N 3 указаны конкретные показатели не соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе:
3.1) Требование Заказчика:
Участник в составе заявки указал:
В позиции "Песок" заявки участника указано: "Модуль крупности песка 2,2", что не соответствует требованиям ГОСТ 8736-2014, а именно: "Модуль крупности имеет значения "свыше _ до", например свыше 2,5 до 3,0".
3.2) Требование Заказчика:
Участник в составе заявки указал:
В позиции "Доски обрезные" заявки участника закупки указано: "Ширина, мм 75-150", согласно "ЭА Раздел 7 Инструкция по заполнению заявки", в случаях установления требований в виде интервала значений в сопровождении слов "в диапазоне", "в интервале", или без данного указания, участник закупки должен указать конкретное значение в интервале установленных значений характеристики.
3.3) Требование Заказчика:
Участник в составе заявки указал:
В позиции "Дюбели распорные" заявки участника закупки указано: "Длина, мм 30, 35". Согласно "ЭА Раздел 7 Инструкция по заполнению заявки", значения характеристик, сопровождающиеся наречиями "не меньше", "не менее", включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или более, выше установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией). Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями "не больше", "не более", включают крайнее верхнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или менее, ниже установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией).
В соответствии с п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
По п.Песок приложения N1 к Описанию объекта закупки установлено:
В соответствии с ГОСТ 8736-2014 4.2.2 Каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.
|
|
|
|
|
|
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,0 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
Тонкий |
" |
0,7 |
" |
1,0 |
|
Очень тонкий |
До 0,7 |
|
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями "выше", "свыше" (в сокращенном виде "св."), не включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, превышающих установленные заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией)"; "В случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в сопровождении слов "свыше" (в сокращенном виде "св."), "от", "до", словосочетаний "не выше", "не более", "не менее", "не ранее", "менее", "более", "не позднее" (в том числе с учетом возможного наличия иных членов предложения между частицей "не" и наречием), указанных непосредственно перед значением минимальных и/или максимальных характеристик, участник закупки указывает значения (в случае нормирования (регламентирования) характеристики) в сопровождении данных слов, словосочетаний".
Требования заказчика к модулю крупности песка установлены заказчиком в графе "Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться" - требуется свыше 2,0.
Участником закупки в заявке указано: "Модуль крупности песка 2,1", что соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <_> по п. Песок по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г N0318300225018000435-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
По п. Доски обрезные приложения N1 к Описанию объекта закупки установлено:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "В случаях установления требований в виде интервала значений в сопровождении слов "в диапазоне", "в интервале", или без данного указания, участник закупки должен указать конкретное значение в интервале установленных значений характеристики".
Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует определение "интервала значений".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки в случаях прямо не описанных настоящей инструкцией, в случаях если требования установлены с использованием слов, графических знаков и символов, не указанных в настоящей инструкции (а также с использованием указанных в настоящей инструкции слов, словосочетаний, графических знаков и символов в порядке, не регламентированном настоящей инструкцией) - это означает, что требования Заказчика должны быть приведены участником в составе заявке в неизменном виде.
В позиции "Доски обрезные" участником закупки указано: "Ширина, мм 75-150", что соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <_> по п. "Доски обрезные" по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г N0318300225018000435-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
По п. "Дюбели распорные" приложения N1 к Описанию объекта закупки установлено:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями "не меньше", "не менее", включают крайнее нижнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или более, выше установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией). Значения характеристик, сопровождающиеся наречиями "не больше", "не более", включают крайнее верхнее значение, в связи с чем должны быть указаны участником закупки в виде значений, равных или менее, ниже установленных заказчиком (если иное не оговаривается настоящей инструкцией).
В случае если значения характеристик разделены знаками препинания запятой "," и/или союзом "и", косой чертой "/", это означает, что при выполнении работ должны использоваться товары со всеми установленными значениями характеристик, разделенными указанными знаками препинания".
Участником закупки в заявке указано: "Длина, мм 30, 35", что не противоречит положениям инструкции по заполнению заявки.
Таким образом, отклонение заявки ИП Соболева <_> по п. "Дюбели распорные" по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2018 г N0318300225018000435-1-1, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Заказчиком по п. "Песок", п. "Листы гипсокартонные" установлены следующие требования:
В соответствии с п.4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.
|
|
|
|
|
|
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,0 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
Тонкий |
" |
0,7 |
" |
1,0 |
|
Очень тонкий |
До 0,7 |
|
Вместе с тем, по п. "Песок" заказчиком установлены требования к модулю крупности песка (Требуются свыше 2,0), которые противоречат ГОСТ и позволяют указать значения показателей, которые будут соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям ГОСТ, что повлекло отклонение заявок участников N1, N3 по п. "Песок".
В соответствии с п.4.5 ГОСТ 6266-97 листы должны иметь прямоугольную форму в плане. Отклонение от прямоугольности не должно быть более 3 мм для листов группы А и 8 мм - для листов группы Б.
Для листов группы А не допускаются повреждения углов и продольных кромок.
В позиции "Листы гипсокартонные" заявки участника закупки N1 указано: "Описание Листы имеют прямоугольную форму в плане. Повреждения углов и продольных кромок не допускаются".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Заявка не должна содержать двусмысленных, противоречивых, а также взаимоисключающих толкований и предложений; сведения о товарах, предлагаемых для использования при выполнении работ, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами, словосочетаниями и символами, не позволяющими однозначно определить наличие требуемой характеристики у товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, либо значение характеристики, как например, "эквивалент", "аналог", "должен(-на, -но, -ны) быть", "может (могут) быть", "допускается(-ются)", "не допускается(-ются)", "требуется(-ются)", "требуемые(-ых)", "необходимо", "примерно", "около", "должен(-на, -но, -ны) превышать", "не должен(-на, -но, -ны) превышать", "возможно(-а, -ен, -ны) (за исключением иных случаев, установленных настоящей инструкцией)".
Вместе с тем, участником закупки указана характеристика "Листы имеют прямоугольную форму в плане. Повреждения углов и продольных кромок не допускаются" в соответствии с действующим государственным стандартом (п.4.5 ГОСТ 6266-97).
Таким образом, требования, установленные заказчиком по п. "Листы гипсокартонные", вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать значения показателей, которые будут соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям ГОСТ, что повлекло отклонение заявки участника N1.
Допущенные заказчиком нарушения положений Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Соболева <_> обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях уполномоченного органа - администрации МО Славянский район нарушение ч.1, ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе; в действиях заказчика - управления образования администрации МО Славянский район нарушение положений п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. 3. В связи с тем, что заказчиком - управлением образования администрации МО Славянский район 24.08.2017 г. был заключен контракт, предписание не выдавать.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.08.2018