Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ООО "Северная энергетическая компания" от 14.08.2018 N 50/18 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении запроса котировок в электронной форме N 2595/ЗКТЭ-ДКСС/18 по лотам: Лот N 3: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Гродеково для использования маломобильными группами населения"; Лот N 5: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Сибирцево для использования маломобильными группами населения"; Лот N 6: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Хабаровск - 1 для использования маломобильными группами населения" (извещение N 31806666834), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Северная энергетическая компания" (далее - Заявитель) от 14.08.2018 N 50/18 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме N 2595/ЗКТЭ-ДКСС/18 по лотам: Лот N 3: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Гродеково для использования маломобильными группами населения"; Лот N 5: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Сибирцево для использования маломобильными группами населения"; Лот N 6: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Хабаровск - 1 для использования маломобильными группами населения" (извещение N 31806666834) (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.
28.06.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее - Извещение, Документация);
дата окончания подачи заявок - 09.07.2018;
дата рассмотрения заявок - 08.08.2018;
дата подведения итогов - 09.08.2018.
на участие в Запросе котировок по лоту N 3 подано 3 заявки, из них 1 заявка отклонена, по лоту N 5 подано 3 заявки, из них 1 заявка отклонена, по лоту N 6 подано 3 заявки, из них 2 заявки отклонены.
В ходе заседания 21.08.2018 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 22.08.2018.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе котировок по лотам NN 3, 5, 6.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе котировок, от 08.08.2018 N 2595/ЗКТЭ-ДКСС/18/2 (далее - Протокол), Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе котировок на основании пункта 6.8.4.1 Документации, в связи с несоответствием заявки требованиям Технического задания Документации.
В соответствии с пунктом 6.8.4.1 Документации, участник Запроса котировок не допускается к участию в Запросе котировок в случае несоответствия котировочной заявки требованиям Документации.
Согласно пункту 3 Документации, сведения о наименовании закупаемых товаров, работ, их количестве (объеме), начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, работы, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара, к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы потребностям заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, форма, сроки и порядок оплаты изложены в техническом задании, являющемся приложением N 2 к Документации.
В соответствии с разделом 2 Технического задания (Приложение N 2 к Документации) Документации, технические и функциональные характеристики товаров, работ указаны в приложении N 14 к Документации.
Согласно разделу 2 Технического задания (Приложение N 2 к Документации) Документации, участник может предложить иное оборудование (эквивалент). Все необходимые функционально-технические характеристики для определения эквивалентного оборудования указаны в приложении N 14 к Документации. Произведенные замены должны быть эквивалентны функционально-техническим характеристикам оборудования, указанным в приложении N 14 к Документации. В случае замены оборудования, содержащегося в приложении N 14 к Документации, на эквивалентное, участник должен представить подробные сведения об эквивалентном оборудовании (технические условия или иные документы, содержащие подробные технические характеристики), которые излагаются участником в приложении N 12 к Документации с указанием причин замены.
В соответствии с пунктом 7.7.6 Документации, техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании аукционной документации. Участником должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемых товаров, работ, услуг. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.
Согласно пункту 7.7.9 Документации, если участником Запроса котировок предлагается эквивалентный товар, участник в техническом предложении должен указать по каждому наименованию эквивалентного товара марку, модель, название, производителя, конкретные характеристики и их значения, соответствующие требованиям Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе котировок по лотам NN 3, 5, 6 в связи с несоответствием заявки требованиям технического задания, а именно: по лоту N 3 - позиции 9, 17, 18, 19, по лоту N 5 - позиции 6, 7, 8, 13, по лоту N 6 - позиции 8, 9, 10, 17, производителем которых является ООО "Авитекс-Инжиниринг", не эквивалентны функционально-техническим характеристикам оборудования, указанным в приложении N 14 к Документации). Также, представитель Заказчика представил письма Иркутского проектно-изыскательского института "Иркутскросжелдорпроект" от 19.07.2018 N 04-БГ-920, от 26.07.2018 N 04-БГ-974, от 19.07.2018 N 04-БГ-921, согласно которым представленные Заявителем товары по лоту N 3 - позиции 9, 17, 18, 19, по лоту N 5 - позиции 6, 7, 8, 13, по лоту N 6 - позиции 8, 9, 10, 17 "не реализуют функционал указанного в Техническом задании Документации оборудования и не обеспечивают работу полного комплекса запроектированных функций соответствующего оборудования в соответствии с потребностями Заказчика".
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что Заявителем в Техническом предложении по лоту N 3 по позициям N 9 "Сервер управления табло", N 17 "Одностороннее динамическое табло прибытия и отправления поездов", N 18 "Одностороннее электронное табло расписания движения пригородных и пассажирских поездов дальнего следования", N 19 "Одностороннее электронное табло прибытия и отправления поездов перронное" предложены соответствующие товары, производителем которых является ООО "Алвитекс-Инжиниринг". Аналогичные товары предложены Заявителем в Техническом предложении по лоту N 5 (позиции 6, 7, 8, 13), по лоту N 6 (позиции 8, 9, 10, 17). В подтверждение соответствия предлагаемых к поставке указанных товаров требованиям Технического задания Документации, Заявителем сделан соответствующий запрос в адрес производителя ООО "Алвитекс-Инжиниринг" о возможности производства соответствующих товаров. Согласно ответу на указанный запрос (письмо от 14.08.2018 б/н) ООО "Алвитекс-Инжиниринг" подтвердило соответствие характеристик оборудования, производимого ООО "Алвитекс-Инжиниринг", техническим и функциональным характеристикам, установленным в приложении N 14 к Документации.
Кроме того, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, пришла к выводу что Заказчиком в Техническом задании (Приложение N 2 к Документации) Документации, по лоту N 3 по позициям NN 9, 17, 18, 19, по лоту N 5 по позициям NN 6, 7, 8, 13, по лоту N 6 по позициям 8, 9, 10, 17 (указанные перечни не являются исчерпывающими), не установлены производители соответствующих товаров, а также не установлены иные средства индивидуализации товаров, являющихся предметом закупки, в связи с чем невозможно установить товар какого производителя требуется Заказчику в соответствии с требованиями Документации.
При этом, согласно разделу 2 Технического задания (Приложение N 2 к Документации) Документации, участник может предложить иное оборудование (эквивалент). Вместе с тем, ограничений или запретов на предоставление участником закупки эквивалентного товара по лоту N 3 по позициям NN 9, 17, 18, 19, по лоту N 5 по позициям NN 6, 7, 8, 13, по лоту N 6 по позициям 8, 9, 10, 17 Документацией не установлено.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что Заявителем в Техническом предложении по лоту N 3 по позициям NN 9, 17, 18, 19, по лоту N 5 по позициям NN 6, 7, 8, 13, по лоту N 6 по позициям 8, 9, 10, 17 предложены товары, не являющиеся эквивалентными требованиям, установленным Техническим заданием Документации, или не соответствующие требованиям, установленным Техническим заданием Документации.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя на участие в Запросе котировок по лотам NN 3, 5, 6, ввиду не соответствия предлагаемых товаров требованиям Документации, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном отказе в допуске к участию в закупке, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
2. Пунктом 2.1 Документации установлено, что участник Запроса котировок должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Участник считается соответствующим данному требованию при соблюдении, в том числе следующих условий:
участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Участник считается соответствующим данному требованию при соблюдении, в том числе, следующего условия: "совокупный размер неисполненных обязательств, принятых на себя участником по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в том числе по договору, заключаемому по итогам Запроса котировок, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13.4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)".
При этом установлено, что в подтверждение соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, участник в составе заявки представляет, в том числе подтверждение совокупного размера обязательств по договорам в декларативной форме в соответствии с приложением N 1 к Документации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Следовательно, подтверждением наличия допуска к участию в торгах на выполнение работ по предмету Запроса котировок, должна являться выписка из реестра членов саморегулируемой организации, при этом законодательством в сфере закупок не установлено иных требований к подтверждению участниками закупок права осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Кроме того, частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член СРО ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
При этом согласно части 5 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации (далее - СРО).
Учитывая изложенное, требование Документации о подтверждении совокупного размера обязательств участника Запроса котировок является излишним, поскольку СРО самостоятельно отслеживает, в установленном законодательством порядке, соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о подтверждении внесения достаточного размера взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств помимо действующей выписки из реестра СРО, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Пунктом 5.3.3.1 Документации установлено, что участник Запроса котировок должен соответствовать требованию об отсутствии у участника Запроса котировок недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник Запроса котировок считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
Вместе с тем, участник Запроса котировок на момент подачи заявки может не иметь недоимки по налогам, сборам, а также задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. При этом к моменту рассмотрения заявок возникновение недоимки и задолженности повлечет оценку Заказчиком таких сведений (содержащихся в представленных участником в составе заявки документах) как недостоверных, и будет являться основанием отказа в допуске на участие в Запросе котировок, отстранением такого участника Запроса котировок на любом этапе проведения Запроса котировок, согласно требованиям пункта 6.8.5 Документации.
На основании вышеизложенного, а также учитывая особенности налогообложения, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе котировок декларации об отсутствии задолженности перед бюджетом Российской Федерации на дату рассмотрения заявки на участие в Запросе котировок может привести к ограничению количества участников в виду сокращения количества участников закупки, так как фактически задолженность участника на момент подачи заявки должна соответствовать 0 рублей 00 копеек.
4. Пунктом 6.8.8 Документации установлено, что Заказчик вправе до даты проведения Запроса котировок в письменной форме запросить у участников Запроса котировок информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников.
В соответствии с пунктом 6.8.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена.
Вместе с тем, возможность участия в Запросе котировок с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса котировок.
Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Запроса котировок в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Вместе с тем, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Запроса котировок. При этом, законодательством не установлена обязанность участника Запроса котировок допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. В соответствии с пунктом 8.1.8 Документации, при выборе способа обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии участник Запроса котировок должен представить банковскую гарантию, выданную одним из банков, указанных в приложении N 5 Документации.
При этом приложением N 5 Документации установлен перечень из 10 банков, банковские гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора.
Кроме того, пунктом 8.1.9 Документации установлено, что "победитель или участник, конкурсной заявке которого присвоен второй номер (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, заявке которого присвоен второй порядковый номер, единственный участник, допущенный к участию в запросе котировок (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником)), вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии соответствующего требованиям конкурсной документации".
Вместе с тем, возможность участия в Запросе котировок с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса котировок.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
6. Согласно пункту 4.3 Документации, до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам Запроса котировок, представляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов (в соответствии с приложением N 13 к Документации). В случае непредставления указанных сведений и документов, победитель, иной участник с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.
Пунктом 8.2.1 Документации установлено, что до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам Запроса котировок, представляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления указанных сведении и документов победитель, иной участник с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.
При этом в соответствии с пунктом 386 Положения о закупках установлено, что в случае непредставления Заказчику победителем, иным участником, с которым заключается договор, в срок, установленный в документации сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующими документами, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.
Вместе с тем, Документация не содержит сведений о конкретных сроках предоставления сведений о владельцах участника Запроса котировок.
Кроме того, в случае если участником Запроса котировок, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.
Кроме того, представление сведении\x{0306} о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, деи\x{0306}ствия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
7.Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что протокол рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе котировок, от 08.08.2018 N 2595/ЗКТЭ-ДКСС/18/2, протокол подведения итогов по Запросу котировок от 09.08.2018 N 463 размещены в ЕИС 13.08.2018, то есть с нарушением сроков, установленных частью 12 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС протокол подведения итогов по Запросу котировок с нарушением установленного трехдневного срока, нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Северная энергетическая компания" (ИНН: 7714650350, ОГРН: 1067746655020) от 14.08.2018 N 50/18 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении запроса котировок в электронной форме N 2595/ЗКТЭ-ДКСС/18 по лотам: Лот N 3: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Гродеково для использования маломобильными группами населения"; Лот N 5: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Сибирцево для использования маломобильными группами населения"; Лот N 6: На право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту: "Адаптация вокзального комплекса Хабаровск - 1 для использования маломобильными группами населения" (извещение N 31806666834) обоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 22.08.2018 N 223-ФЗ-611/18.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.08.2018 N 223-ФЗ-611/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 августа 2018 г. N 223-ФЗ-611/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.08.2018