Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина" (далее - Организатор торгов); от ООО "Компакт-плюс" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. N 20681-ЭП/18 от 14.08.2018) ООО "Компакт-плюс" на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству здания: замена дверных заполнений, отделка частей фасадов общежития (извещение N 31806748662), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
24 июля 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано ИзвещениеN31806748662 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству здания: замена дверных заполнений, отделка частей фасадов общежития (далее - Закупка), включая Документацию о закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина" (далее - Положение о закупках) в редакции от 14.03.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
84 282 840,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
24.07.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
14.08.2018 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
14.08.2018 в 10:01 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
http://utp.sberbank-ast.ru/Trade |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки N 31806748662 не был заключен договор. На основании Протокола заседания Единой комиссии по размещению заказов ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина" N 215 от 14.08.2018 процедура Закупки находится на стадии вскрытия конвертов с заявками, на участие в Закупке было подано 5 (пять) заявок.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные, по мнению Заявителя, действия Организатора торгов по установлению в Документации требований, выразившиеся в следующем:
1) В пп. 3.7 Инструкции по заполнению приложения к заявке на участие в конкурсе установлено требование о соответствии применяемых материалов действующим нормативным актам: облицовочная керамическая плитка ТУ 5752-004-50184488-08, утеплители ТУ 5762-003-45757203-05, ТУ 5767-006-54349294-2014 , дюбель IZO ТУ 2291-001-99151810-2012 , шайба плоская ГОСТ 6958-78, шайба пружинная ГОСТ 6402-61, фибраизол ТУ 5774-001-31315571-2014, системы вент фасадов Краспан ГОСТ 19904-74, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 4986-76, ГОСТ 14918-80, паронит ГОСТ 481-80,841-80, смесь сухая строительная СХ15 ТУ 5745-016-58239148-2010, ГОСТ 31357-2007, смесь сухая строительная СТ85 ТУ 5745-016-58239148-2010, ГОСТ 54359-2011.
Заявитель полагает, что устанавливая требования о соответствии используемых материалов конкретным ТУ, Организатор торгов ограничивает участников в использовании идентичных материалов, соответствующих действующим ГОСТ.
2) Организатор торгов установил противоречивые требования к значениям показателей (характеристик) товара, указанным в Приложении N 1 к Техническому заданию.
По мнению Заявителя, установление противоречивых требований не позволяет участнику надлежащим образом заполнить заявку на участие в Закупке в соответствии с Инструкцией по заполнению приложения к заявке на участие в конкурсе.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина" относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/24948/18 от 16.08.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно Извещению, являющемуся неотъемлемой частью Документации, оценка и сопоставление заявок участников осуществляется комиссией по единственному критерию - стоимость поставляемых товаров (проводимых работ, оказываемых услуг). Победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора при условии полного соответствия требованиям, которые определены в закупочной документации к товарам (работам, услугам) и к участникам закупки.
1) По первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России установила следующее.
Исходя из п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с Извещением, являющимся неотъемлемой частью Документации, предметом Закупки является выполнение работ по благоустройству здания: замена дверных заполнений, отделка частей фасадов общежития.
Техническим заданием Документации установлен перечень и объемы выполняемых работ в соответствии с предметом Закупки, а в Приложении N 1 к Техническому заданию содержатся требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения работ.
При этом пп. 3.7 Инструкции по заполнению приложения к заявке на участие в конкурсе (далее - Инструкция) установлено требование о соответствии применяемых материалов действующим нормативным актам: облицовочная керамическая плитка ТУ 5752-004-50184488-08, утеплители ТУ 5762-003-45757203-05, ТУ 5767-006-54349294-2014 , дюбель IZO ТУ 2291-001-99151810-2012 , шайба плоская ГОСТ 6958-78, шайба пружинная ГОСТ 6402-61, фибраизол ТУ 5774-001-31315571-2014, системы вент фасадов Краспан ГОСТ 19904-74, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 4986-76, ГОСТ 14918-80, паронит ГОСТ 481-80,841-80, смесь сухая строительная СХ15 ТУ 5745-016-58239148-2010, ГОСТ 31357-2007, смесь сухая строительная СТ85 ТУ 5745-016-58239148-2010, ГОСТ 54359-2011.
Вместе с тем Заявитель в своей жалобе указывает, что указанным ТУ соответствуют товары конкретных производителей (ТУ 5745-016-58239148-2010 "Смеси сухие ремонтные и монтажные торговых марок "CERESIT" и "THOMSIT": фирма-разработчик ООО "Хенкель Баутехник", ТУ 5752-004-50184488-08 "Плитки керамические универсальные (Грескерамика)" (технические условия распространяются на керамические спеченные плитки, изготавливаемые Ногинским комбинатом строительных изделий).
Для товаров, указанных в п. 3.7 Инструкции и соответствующих конкретным ТУ, не установлены обязательные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также законодательством Российской Федерации о стандартизации требований к характеристикам товаров.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что с учетом предмета Закупки на выполнение работ по благоустройству здания, Документация не содержит обоснование необходимости использования товаров для выполнения работ по предмету Закупки, соответствующих конкретным ТУ, в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что установленные в Документации обязательные требования о соответствии используемых для выполнения работ товаров конкретным ТУ, не являющихся предметом Закупки, являются излишними и необоснованно ограничивают участие в процедуре потенциальных участников, соответствующих обязательным требованиям действующего законодательства по предмету проведения Закупки (наличие членства в СРО).
На основании изложенного, Комиссия СПб УФАС России по первому доводу жалобы усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в пп. 3.7 Инструкции по заполнению приложения к заявке на участие в конкурсе излишних требований о соответствии применяемых для выполнения работ товаров конкретным ТУ.
2) По второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с п. 3 Технического задания установлено, что Организатором торгов, в целях определения соответствия товаров, материалов и оборудования, используемых для выполнения работ (далее - товаров, а в единственном числе товар), установлены требования к описанию конкретных показателей указанных товаров, соответствующих значениям, установленным в Приложении N 1 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" на товары, входящие в сметную документацию в соответствии с проектом.
Также указанным пунктом Технического задания установлено, что участник Закупки при заполнении заявки должен указывать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, в соответствии с технической документацией на этот товар. В случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления сведений, заявка на участие в конкурсе признается несоответствующей требованиям документации о конкурсе, что влечет за собой отказ в допуске к участию в конкурсе участника закупки.
Заявитель в своей жалобе указывает, что по позициям 26, 27, 28 Приложения N 1 к Техническому заданию Документации Организатором торгов установлены требования к значению показателя через запятую в столбце таблицы "Требования к показателям, для которых установлены варианты значений", при этом, в соответствии с Инструкцией, вариативность в виде выбора одного значения исключена.
Вместе с тем по позиции 29 Приложения N 1 к Техническому заданию Документации Организатором торгов установлены требования к значению показателя через точку с запятой в столбце таблицы "Требования к показателям, для которых установлены неизменные значения", при этом в соответствии с Инструкцией требование с использованием знака точка с запятой должно трактоваться участником как необходимость выбора одного значения, что делает невозможным предоставление значения в неизменном виде.
Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что несоответствия требований к значениям показателей (характеристик) товаров по указанным позициям являются технической опечаткой и могли возникнуть при публикации Документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, установленные противоречивые требования к значениям показателей (характеристик) товара, указанным в Приложении N 1 к Техническому заданию Документации, вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом составить предложение для участия в Закупке в соответствии с требованиями Инструкции.
Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное путем установления противоречивых требований к значениям показателей (характеристик) товара, указанным в Приложении N 1 к Техническому заданию Документации, не позволяющих заполнить заявку в соответствии с требованиями Инструкции.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. N 20681-ЭП/18 от 14.08.2018) ООО "Компакт-плюс" на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина" (ИНН 7820019192, ОГРН 1024701897043) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству здания: замена дверных заполнений, отделка частей фасадов общежития (извещение N 31806748662), обоснованной.
2. Признать в действиях Организатора торгов нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в пп. 3.7 Инструкции по заполнению приложения к заявке на участие в конкурсе излишних требований о соответствии применяемых для выполнения работ товаров конкретным ТУ;
- п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное путем установления противоречивых требований к значениям показателей (характеристик) товара, указанным в Приложении N 1 к Техническому заданию Документации, не позволяющих заполнить заявку в соответствии с требованиями Инструкции.
3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, путем:
- рассмотрения поступивших на участие в Закупке (извещение N 31806748662) заявок без учета Инструкции по заполнению приложения к заявке на участие в конкурсе, а также Требований к значениям показателей (характеристик) товара, указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию Документации;
- оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке (извещение N 31806748662) с учетом единственного критерия, установленного Документацией, - стоимости поставляемых товаров;
- завершения процедуры (извещение N 31806748662) в соответствии с требованиями, установленными Документацией и Положением о закупках ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 августа 2018 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 22.08.2018 по делу N Т02-261/18 по жалобе на действия Организатора торгов ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству здания: замена дверных заполнений, отделка частей фасадов общежития (извещение N 31806748662), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Организатору торгов ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина" совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов, путем:
- рассмотрения поступивших на участие в Закупке (извещение N 31806748662) заявок без учета Инструкции по заполнению приложения к заявке на участие в конкурсе, а также Требований к значениям показателей (характеристик) товара, указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию Документации;
- оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке (извещение N 31806748662) с учетом единственного критерия, установленного Документацией, - стоимости поставляемых товаров;
- завершения процедуры (извещение N 31806748662) в соответствии с требованиями, установленными Документацией и Положением о закупках ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ им. А.С. Пушкина".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 17 сентября 2018 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 августа 2018 г. N Т02-261/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.08.2018