Резолютивная часть решения объявлена: 10 августа 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено: 23 августа 2018 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<_> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,
Члены комиссии:
<_> главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,
<_>, специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
рассмотрела дело N 12, возбужденное по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая жилищная компания "Сокол" (398007, г. Липецк, ул. 40 лет Октября, д. 4 ИНН 4825100973 ОГРН 1144827012340), выразившихся в отказе передачи технической и иной документации на многоквартирный дом N 3 по ул. Кутузова г. Липецка,
в присутствии:
представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ООО "ГУЖК "Сокол" - <_> (по доверенности),
представителя заявителя ООО УК "Глобус" - <_> (директор),
УСТАНОВИЛА:
В Липецкое УФАС России поступило обращение (вх. N 723 от 12.02.2018) от общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Глобус" (398026, г. Липецк, ул. Бородинская, д. 74 ИНН 4823031940 ОГРН 1074823019215) (далее - ООО УК "Глобус") о том, что в действиях общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая жилищная компания "Сокол" (398007, г. Липецк, ул. 40 лет Октября, д. 4 ИНН 4825100973 ОГРН 1144827012340) (далее - ООО "ГУЖК "Сокол") содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в отказе передачи технической и иной документации на многоквартирный дом N 3 по ул. Кутузова г. Липецка (далее МКД N 3).
11 ноября 2017 года собственниками МКД N 3 было проведено общее внеочередное собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 3 ул. Кутузова г. Липецк в форме очно-заочного голосования. Согласно Протоколу N 1 в качестве управляющей организации выбрано ООО УК "Глобус". В связи с этим было принято решение расторгнуть договор управления домом с ООО "ГУЖК "Сокол".
15.11.2017 г. ООО УК "Глобус" в адрес ООО "ГУЖК "Сокол" направлена копия протокола собрания собственников и уведомление о необходимости передать в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) документацию по управлению МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецка (список документов перечислен).
Однако ООО "ГУЖК "Сокол" была передана лишь часть документации, а именно: технический паспорт домовладения по ул. Кутузова 3, картотеки форм А и Б, архив картотек форм А и Б, копии правоустанавливающих документов (кв. N 21-139).
В соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в Правилах содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491). Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил N 491). Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением домом, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416).
Согласно пункту 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема - передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу пункта 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном настоящими Правилами. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, указан в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Следовательно, на основании вышеизложенного, в виду не передачи всей необходимой документации по управлению МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецк, ООО "ГУЖК "Сокол" осуществляет свою деятельность с нарушением жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации.
Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В силу ст. 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
Если исходить из определения недобросовестной конкуренции, действия, которые являются нарушением конкурентной борьбы, прежде всего, имеют четкую направленность на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
В данном случае действия ООО "ГУЖК "Сокол" по уклонению от передачи технической и иной документации на МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецка ООО УК "Глобус" направлены на получение конкурентных преимуществ, сохранение и укрепление своего положения на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, противоречит законодательству и может причинить убытки конкуренту.
Под убытками, с точки зрения ст. 15 ГК РФ, подразумевается не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.
ООО "ГУЖК "Сокол", уклоняясь от передачи технической и иной документации на МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецка, создает тем самым препятствия для осуществления в полном объеме новой выбранной управляющей организации функций по управлению МКД. Невозможность ООО УК "Глобус" в полной мере обеспечить выполнение всех мероприятий, связанных с управлением домом, может послужить основанием, в том числе, к расторжению с ней договора управления МКД, то есть потере потребителей, которые могут перейти к конкуренту (ООО "ГУЖК "Сокол").
Помимо прочего, ООО УК "Глобус" за счет собственных средств изготовило ключи для обслуживания дома на сумму 4 200 рублей (реальный ущерб).
Таким образом, в действиях ООО "ГУЖК "Сокол" по уклонению от передачи технической и иной документации на МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецка в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, содержат признаки нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам, в том числе, в случае выявления признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ООО "ГУЖК "Сокол" было выдано Предупреждение N 5-Р-18 от 12.04.2018 г. о необходимости передачи всей необходимой технической и иной документации на многоквартирный дом N 3 по ул. Кутузова г. Липецка ООО УК "Глобус" в течение 20 дней с момента получения предупреждения.
В ответ на предупреждение ООО "ГУЖК "Сокол" сообщило, что часть технической документации не была передана обществу предыдущей управляющей компанией.
При этом ООО "ГУЖК "Сокол" осуществляло управление многоквартирным домом N 3 по ул. Кутузова г. Липецка с 2016 года.
В соответствии с пунктом 21 Правил N416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации 13 на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема - передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления.
Однако информация о восстановлении или предпринятых мерах ООО "ГУЖК "Сокол" к восстановлению отсутствующей технической и иной документации отсутствует.
Следовательно, Предупреждение Липецкого УФАС России N 5-Р-18 не является исполненным.
В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании вышеизложенного, Липецким УФАС России было возбуждено дело N 12 по признакам нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции в действиях ООО "ГУЖК "Сокол".
В ходе рассмотрения дела от ООО УК "Глобус" поступали дополнительные пояснения, в которых содержался перечень необходимой технической и иной документации по управлению МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецка. В частности, ООО УК "Глобус" не были переданы документы, которые входят в состав проектной документации на многоквартирный дом и копия кадастрового плана.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Правилами N 491 проектная документация на многоквартирный дома передается при ее наличии.
Согласно пояснениям ООО "ГУЖК "Сокол" проектная документация на МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецка отсутствует.
Кроме того, представитель ООО "ГУЖК "Сокол" пояснил, что кадастровый план изготавливается по заявлению собственников жилых помещения многоквартирного дома. Таких заявлений не поступало. Следовательно, копия кадастрового плана у ООО "ГУЖК "Сокол" отсутствует в виду отсутствия кадастрового плана.
Помимо прочего, согласно пояснениям представителя ответчика, МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецка поступил в управление ООО "ГУЖК "Сокол" по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Согласно акту о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющимся объектом конкурса, информация о земельном участке, на котором расположены малые формы отсутствовала. Следовательно, в состав общего имущества многоквартирного дома не входит.
На основании вышеизложенного, ООО "ГУЖК "Сокол" была передана вся необходимая и имеющаяся документация по управлению МКД N 3 по ул. Кутузова г. Липецка.
Таким образом, на основании вышеизложенного в действия ООО "ГУЖК "Сокол" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.
все имеющиеся в материалах дела доказательства, в ходе совещания, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение дела N 12, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая жилищная компания "Сокол" (398007, г. Липецк, ул. 40 лет Октября, д. 4 ИНН 4825100973 ОГРН 1144827012340) по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, прекратить в связи с отсутствием нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 23 августа 2018 г. N 12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.08.2018